Картотека начальных упражнений пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
картотека по развитию речи

Вертячих Светлана Борисовна

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевого центра. Поэтому ритмические движения пальцев приводят к возбуждению в речевом центре, что стимулирует развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nachalnyh_uprazhneniy_palchikovoy_gimnastiki.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека начальных упражнений пальчиковой

 гимнастики для детей раннего возраста.

В фольклоре самых разных народов можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями кистей рук, например, “Сорока - ворона...”, “Ладушки, ладушки...” Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые потешками, помогают развитию ребёнка. А в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевого центра. Поэтому ритмические движения пальцев приводят к возбуждению в речевом центре, что стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи.

Развивается память, так как ребёнок учится запоминать определённое положение рук

При систематических занятиях пальчиковой гимнастикой кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит овладение письмом.

Предложенные ниже упражнения, смогут выполнять самостоятельно малыши начиная с полутора лет. Упражнения просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Они учат напрягать и расслаблять мышцы, сохранять положение пальцев некоторое время, переключаться с одного движения на другое.

Фонарики.

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Заготавливаем капусту.

Мы капусту рубим! (2 р.)        - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем                                                                                                движения топора: вверх - вниз.

Мы капусту режем! (2 р.)       - энергичные движения прямыми ладонями                       ….............................................................вперёд- назад.

Мы капусту солим! (2 р.)        - пальцы собраны “щепотью”, “солим капусту”.

Мы капусту жмём! (2 р.)         - энергично сжимаем пальцы в кулаки и

                                                    Разжимаем.

Мы морковку трём! (2 р.)       - Пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают                                                           ритмичные движения вверх - вниз по ладони                                                                      другой руки.

Моем руки.

Ах, вода, вода, вода!                 - Ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё

Будем чистыми всегда!               рук.

Брызги - вправо, брызги - влево!  - Пальцы сжать в кулачки, затем с силой

Мокрым стало наше тело!                выпрямить.

Полотенчиком пушистым         - Энергичные движения имитируют

Вытрем ручки очень быстро.      поочерёдное вытирание каждой руки.

Месим тесто.

Тесто мнём, мнём, мнём!               - Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в   Тесто жмём, жмём, жмём!                 кулачки (одновременно и поочередно).

Пироги мы испечём!                       - Руками совершаем движения, как будто лепим                                                                                   снежки.

Печём блины.

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кистей рук и ладонями.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Флажки.

Держим руки перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони.

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!

Шарик.

Я надул воздушный шарик,  - Пальчики обеих рук собраны "щепотью" и    

Укусил его комарик.                 соприкасаются кончиками. Придать пальцам

                                                       положение, будто руки держат мячик.

Лопнул шарик - не беда,      - Пальцы возвращаются в исходное положение.

Новый шар надую я.

Ёжик.

Маленький колючий ёж.             - Поставить ладони под углом друг к другу.

До чего же он хорош!                     Расположить пальцы одной руки между пальцами

                                                          другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Лодочка.

Маленькая лодочка               - Обе ладони поставлены на ребро и соединены

По реке плывёт.                       "ковшиком ", большие пальцы прижаты к ладоням.

На прогулку лодочка

Малышей зовёт.

Пароход.

Пароход плывёт по речке     - Обе ладони соединены "ковшиком", все пальцы, кроме

И труба дымит, как печка.      больших, направлены в сторону "от себя", а большие

                                                   пальцы подняты вверх и соединены - это "труба".

Рыбка.

Рыбка - малютка по речке плывёт,    - Выпрямленные ладони прижаты друг к другу.

Рыбка - малютка хвостиком бьёт.        Пальцы направлены в сторону "от себя".

                                                                 Поворачивать сомкнутые ладони вправо и

                                                                 влево, имитируя движения рыбки.

Деревья.

В поле дерево стоит,                  - Расположить кисти рук перед собой, ладонями к

Ветер ветки шевелит.                   себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

                                                        Покачивать руками из стороны в сторону.

Дует ветер нам в лицо,              - Покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы.

Закачалось деревцо!                     После выполнения упражнения встряхнуть

                                                        кисти рук.

Корни.

Высокие деревья здесь растут     - Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в

А корни под землёю                        стороны и напряжены. Удерживать руки в таком

Для них водичку пьют.                   положении.

Птичка пьёт водичку.

Пальцы сложить "щепотью" - это "клюв". Не отрывая локоть от стола, "клювом" коснуться стола. Далее - имитировать движения птицы: захватить "воду", поднять "голову", пощёлкать "клювом".

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

Птенчики в гнезде.

Пальцы правой руки собрать в "щепоть" - это "птенцы". Левой рукой сбоку обхватить пальцы - это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот - гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

Цветок.

Солнце поднимается -           - Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон",

Цветочек распускается!           основания кистей прижаты друг к другу. Разводим

                                                   одновременно пальцы рук в стороны,

Солнышко садится -                 а потом сводим пальцы вместе.

Цветочек спать ложится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для педагогов и родителей «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА для детей раннего возраста»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук....

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста

Картотека на учибный год, для детей раннего возраста....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Картотека пальчиковой гимнастики для 1-й младшей группы  Мы пришли в детский сад. «Солнце»Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,Руки так соединю...

Картотека "Зимние игры и пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста".

Вот и пришла к нам Зимушка-зима! Это время, когда от мала и до велика любят веселиться на улице, кто катается на санках и ватрушках, кто на лыжах и снегокатах, а кто-то резвится, играя в снежки. Я оче...

Картотека пальчиковой гимнастика для детей раннего возраста.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....