Семинар "Технология эффективной социализации дошкольников 3-7 лет Н.П. Гришаевой
консультация

Полежаева Инесса Геннадьевна

Семинар "Технология эффективной социализации дошкольников 3-7 лет Н.П. Гришаевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГПРОЕКТ СЕМИНАРА

ТЕМА: «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет» Н. П. Гришаевой.

ЦЕЛЬ: изучение теоретических основ технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

ДАТА И ВРЕМЯ: 16.09.2021г., 13.00 ч.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ «Детский сад № 6»

УЧАСТНИКИ: педагогические работники, АУП.

№п/п

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

13.00-

13.05 ч.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП:

  • сообщение темы;
  • установка на работу

М. А. Кириллова,

И. Г. Полежаева,

старшие воспитатели

2.

13.05-

13. 50 ч.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1.Проблемы социализации современных дошкольников

2. Педагогические технологии социализации дошкольника:

- клубный час;

- ситуации месяца;

- заключительный праздник по ситуации месяца;

- проблемная педагогическая ситуация;

- ежедневный рефлексивный круг;

- социальная акция;

- дети-волонтеры;

- волшебный телефон;

- развивающее общение

М. А. Кириллова,

И. Г. Полежаева,

старшие воспитатели

3.

13.50-13.55 ч.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

  • Рефлексия

М. А. Кириллова,

И. Г. Полежаева,

старшие воспитатели



Предварительный просмотр:

Семинар

«Технология эффективной социализации дошкольников 3-7 лет» Н. П. Гришаевой

    Наталья Петровна Гришаева – старший научный сотрудник института социологии Российской Академии Наук. 30 лет работает в институте социологии и изучает как социолог проблемы дошкольного образования.                            Технологии эффективной социализации более 20 лет. В 2015 году вышла книга Н. П. Гришаевой. Преимущество этой технологии в том, что она проста и понятна. Педагоги, которые начинают работать по этой технологии, в скором времени видят результат.

        Почему проблемы социализации и социального развития дошкольников приобрели сейчас такое значение.

         Во- первых, когда мы смотрим на ФГОС ДО, то видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. ДОО – это то место, где ребенок сможет социализироваться. Если мы возьмем ДОО, то видим, что социализация проходит не так, как нам хотелось. А почему? Дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% ребят. Между тем, деятельность в ДОО организована так, что для игры и общения постоянно не хватает времени.  Свободная игра занимает от 30 до 50 минут в день. И это в тот период детства, когда игра — ведущая деятельность ребёнка

        Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.

         Раньше, 20 лет назад, дети гуляли во дворе самостоятельно, общались со сверстниками. Сейчас по данным исследования 1 % московских дошкольников гуляют самостоятельно. Дети в основном гуляют с родителями и социализации не происходит. Родители постоянно вмешиваются в этот процесс и дети не общаются со сверстниками.

        Много времени проводят в интернете, с гаджетами, это время заменяет игры со сверстниками. 

        Чрезвычайная занятость родителей или их нежелание.  

         Отсутствие «дворовой» социализации, чрезмерная занятость родителей, значительное время провождение за компьютерными играми и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

         Исходя из проблем социальной жизни в мегаполисе, современных проблем детского-родительских отношений и миссии дошкольной образовательной организации, сформулированы следующие задачи социального развития детей в ДОО:

1.Развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми;

2.Развитие умение коллективно трудиться, получать от этого удовольствие;

3.Развитие умение принимать собственные решения, решать конфликтные ситуации

4. Освоение социальных ролей. (Ноу хау этой технологии).

Дети играют в с/р игры и в игре принимают на себя те или иные социальные роли. Что это за роли?

  • я — член коллектива,
  • я — член семьи,
  • я — мальчик или девочка;
  • я —  житель того города, где находится ДОО,
  • я — житель России,
  • я — житель Земли,
  • я — часть Мироздания.

Что такое быть членом коллектива? Я знаю членов коллектива, я их люблю, я умею с ними взаимодействовать, могу с ними помириться. Если учесть, что ребенок 4 года проживает эту роль, то к концу дошкольного возраста у него сформируется это понятие.

Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.

       Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей[1]. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно — в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция — это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

     Основная цель технологии — развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.

   Предлагаемая система социализации дошкольника включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно.

 1) Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети 1 раз в неделю могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Безопасность соблюдена. На лестницах ДОО персонал, как будто убирается, а на самом деле смотрят за детьми. Для того, чтобы дети соблюдали безопасность, была придумана система красных кружков. Если ребенок нарушает правила, то взрослый забирает у ребенка один кружок и ребенок на следующей недели не идет. Что это за правила?

Правила поведения детей во время «Клубного часа»:

  • «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
  • «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;
  • «Кто первый взял игрушку, тот в неё и играет»;
  • «Помогай проводить занятие, если оно проходит во вре-мя «Клубного часа»;
  • «Говори спокойно»;
  • «Ходи спокойно»;
  • «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
  • «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»;

- В те помещение, которые нельзя заходить приклеивается красный кружок.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

  • свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
  • тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт»;
  • деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном — спектакль и т. д.;
  • творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
  • группообразование. Дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых  навыков;
  • квест. Дети на территории участка или в помещении по одиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу;
  • музейный. Дети в «Ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей;
  • большая игра. В ней участвует весь детский сад до 300 детей. В игре есть сюжет и персонажи (желательно из русских сказок, т. к. дети их очень плохо знают). По ходу игры дошкольники самостоятельно действуют в ситуациях без помощи взрослых, даже если они действуют неправильно, их не поправляют, это материал для обсуждения на «Рефлексивном круге» после КЧ. Задания для детей должны обязательно развивать их социальные навыки (а это возможно при создании «проблемных педагогических ситуаций»), а не повторять традиционные занятия!

       После завершения «Клубного часа» начинается обсуждение в рефлексивном круге. Обсуждаются такие вопросы:

  • Где ребёнок был?
  • Что тебе запомнилось?
  • Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
  • Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?
  • Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа», и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности;

      2) Ситуация месяца

      Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей.

3) Каковы цель и функции заключительного праздника по ситуации месяца? Как организуется праздник? Из чего складывается его сценарий?

Прежде всего, для детей — это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов — поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.

Праздник проводится в конце каждой «ситуации месяца» в зале или на улице со всеми детьми дошкольной организации.

За три — пять дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий праздника, а это специально избранный для этой цели воспитатель (и всегда в помощь ему музыкальный руководитель), собирают заявки от каждой группы — что они могли представить на празднике. Затем на основе этих предложений составляется сценарий.

В сценарии всегда предусмотрен сюрпризный момент в виде ППС, что позволяет оценить, чему действительно научились дети. Например, в ситуации «Я — житель города» на праздник приходят гости — итальянцы, которые заблудились в Москве, и просят детей показать им дорогу до Красной площади и ближайшего метро, объяснить, где они сейчас находятся[2].

4) Проблемная педагогическая ситуация

    Наиболее важной в структуре ситуации месяца является проблемная педагогическая ситуация (ППС).

Цель проведения каждой ППС — самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Подготовка и проведение ППС состоит из трех этапов.

Первый этап — подготовительный. Воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют.

Вторая часть — разработка сценария. В это же время проводится диагностика детей. (Опрос малышей и родителей: как они видят заданную проблему, как её решают.) Важно выяснить, на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.

Второй этап — создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

       ППС может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Возможно её использование как введение в тему. Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца — это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность — два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения — 20—30 минут, в младших группах — 15 минут.

Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла. Т ак как дети до пяти лет ориентированы на взрослого и что бы взрослый ни сказал, дети будут его слушать. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме.

5) Социальная акция

  Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Даже в первый год работы по технологии степень включённости родителей составила 30—50 % в зависимости от типа дошкольного учреждения или содержания самого мероприятия.

«Социальная акция» проводится ежемесячно и почти всегда за пределами детского сада. Она напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически, так как позволяет в полной мере развивать саморегуляцию и самоопределение как у детей, так и взрослых в процессе её проведения.

Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и времени её проведения. На «Ежедневных рефлексивных кругах» дети обсуждают степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта.

6) «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее, а в подготовительной к школе — 10—20 мин. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия.

Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» (далее — ЕРК), можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т. д. Например, вопросы по ситуации месяца «Мой дом — детский сад» могут быть следующими:

  • Где находится мой детский сад?
  • Кто в нём работает? Что они делают?
  • Как я могу им помочь и как отблагодарить (дни рожде-ния, помощь)?
  • Кого можно считать другом?
  • Есть ли у тебя друзья?
  • Как можно утешить друга?
  • Как можно помириться, если поссорился?
  • Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие — нет и почему?
  • Как поступить с тем, кто правила нарушает?
  • Зачем людям нужны правила?
  • Какие правила ты знаешь?

Каковы основные правила проведения ежедневного рефлексивного круга?

  Правила ЕРК для детей: говорит только тот, у кого в руках мячик; если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь; не повторять то, что кто-то уже сказал; не уходить из «круга», пока он не закончится.

Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше; если выбранная вами тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой; в младших группах начинать круг с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно.

7) Дети-волонтеры

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

8) «Волшебный телефон» — это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

9 ) Развивающее общение

     Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.



[2] Сценарий данного праздника разработан коллективом ОК № 1100 ДО-3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет Н.П. Гришаевой. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Слайд 2

Проблемы социализации современных дошкольников Отсутствие «дворовой» социализации; чрезвычайная занятость родителей; значительное времяпровождение за компьютерными играми

Слайд 3

Задачи социального развития в ДОО освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе; развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие; развитие способности к принятию собственных решений — на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретённого социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения. ;

Слайд 4

освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я — член коллектива, я — член семьи, я — мальчик или девочка; я — житель того города, где находится ДОО, я — житель России , я — житель Земли, я — часть Мироздания ; .

Слайд 5

Основная цель технологии - развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций. Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками

Слайд 6

Педагогические технологии социализации Клубный час; Ситуации месяца; Заключительный праздник по ситуации месяца; Проблемная педагогическая ситуация; Социальная акция; Ежедневный рефлексивный круг; Дети-волонтеры; Волшебный телефон; Развивающее общение ;

Слайд 7

Клубный час Типы: Свободный; Тематический; Деятельностный ; Творческий; Группообразование; Квест ; Музейный; Большая игра

Слайд 8

Ситуация месяца Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца , иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов . По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник.

Слайд 9

Проблемная педагогическая ситуация Цель проведения каждой ППС — самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Слайд 10

Социальная акция Цель: развитие гражданской позиции у дошкольников при взаимодействии педагогов и родителей. Этапы: Опрос детей и родителей по тематике предполагаемой социальной акции, в т.ч . получение разрешения родителей Проведение рефлексивного круга с детьми по проблемам предполагаемой социальной акции -Написание сценария и проведения социальной акции -Обсуждение итогов акции с детьми и на родительском собрании -Рефлексия воспитателей и дальнейшее планирование социальных акций

Слайд 11

Социальная акция - «Вредная батарейка»; - «Покорми птиц зимой»; - «Украсим планету цветами»; - «Безопасная дорога»; - «Книжка заболела»; - «День города»; - «День Победы»; - «Добрые дела к Новому году»

Слайд 12

Ежедневный рефлексивный круг Проводится ежедневно перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе в одном и том же месте. -Обсуждение в младших группах – от 5 до 10 мин.; подготовительной к школе группе - 10 - 20 мин. Или после происшествия. - Соблюдение основных правил при проведении для детей и воспитателя.

Слайд 13

Дети-волонтеры Задачи: развитие навыков общения в разновозрастном коллективе ; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей. Во время режимного момента предоставить детям старшего дошкольного возраста возможность помочь или научить детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 14

Волшебный телефон «Волшебный телефон» — это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Технология организации «Волшебного телефона »: В каждой группе рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Его приносят в группу, он красиво украшен. Детям показывают, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время приходить в кабинет психолога. Как правило, это происходит после полдника, 2—3 раза в неделю. (Для детей старшей и подготовительной к школе групп, но возможно и для некоторых детей из младших групп.)

Слайд 15

Волшебный телефон Рядом ставятся песочные часы — таким образом ребёнок учится следить за временем, отпущенным для разговора (обычно — 5—10 минут). Чаще всего детям удаётся соблюдать это правило . Педагог-психолог выясняет, какие герои популярны у детей; составляет примерные вопросы; определяет цель общения с каждым ребенком. Вся информация, полученная педагогом-психологом в разговоре с ребенком конфиденциальна. В процессе общения ребёнок, как правило, доверяет сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания.

Слайд 16

Развивающее общение А. Фабер и Э. Мазлиш , психологи в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают решение конфликта .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.: ситуация месяца "Народная культура и традиции" в средней группе №21

Данный материал рассказывает о работе с детьми и родителями по ситуации месяца на тему "Народная культура и традиции" (технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.)....

Презетация "Отчет по технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой в работе с детьми"

Из опыта работы по игровой деятельности детей и использование технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой...

«Внедрение Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой в группе компенсирующей направленности».

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.Основной задачей воспи...

Консультация для педагогов "Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой"

Консультация для педагогов "Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой"...

Презетация "Отчет по технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой в работе с детьми"

Из опыта работы по игровой деятельности детей и использование технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками»

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками&raq...

«Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками.Технология «Социальная акция»

Консультация  для родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками.Технология «Социал...