Проект на тему "День народного единства" в подготовительной группе.
проект (подготовительная группа)

Кенина Софья Валерьевна

Краткосрочный проект "День народного единства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstv.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №10 «Звездочка»

Проект «День народного единства»

Выполнила:

Воспитатель Кенина С.В

2023 г.

ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «День народного единства»

Проект: Краткосрочный.

Срок реализации:30.10-03.11.2023.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа. Расширение представлений детей о национальных праздниках.

Задачи проекта: 

Образовательные:

-дать сведения об истории страны, ее символике;

-познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;

-познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;

-рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства.

Развивающие:

-формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;

-развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;

- Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.

Актуальность: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Содержание проекта:

  1. Организационный этап.

-выбор форм и методов работы с детьми;

-определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)

-составление плана совместной работы с детьми и педагогами: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

  1. Практический этап.

Мероприятия с детьми.

1. Познавательное развитие.

-Занятие: Тема: «Наша Родина-Россия»

- Рассказ воспитателя: «О празднике народного единства»,

- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему:

«Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

 -Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России».

2. Речевое развитие.

- Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».

Чтение художественной литературы: 

- «Никита Кожемяка», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т.д.

Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ладонщиков « Наша Родина », З. Александрова «Родина», А. Прокофьев «Родимая страна».

3. Социально-коммуникативное развитие.

-Ситуативные беседы «Символы государства».

-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники»

-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: дополнение центра краеведения; аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п

4. Художественно-эстетическое развитие

- лепка «Хоровод дружбы».

- раскрашивание людей в национальных костюмах

5. Физическое развитие.

-Русские народные подвижные игры: «Где был Иванушка»

-Мы пока еще ребята, подрастем – пойдем в солдаты

Мероприятия с родителями:

-Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота»., «День народного единства»

Заключительный этап: 

- Выставка детских рисунков «Моя маленькая Родина»

Итог: 

В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.

Приложение 1

Тема НОД: «Наша Родина - Россия».

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с понятием «Родина» и местонахождением ее на карте и глобусе.

Задачи: 

Образовательные:

-дать детям представление о Родине – России, ее столице.

Развивающие: 

-развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, село, в котором живут.

Воспитательные: 

-воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

Виды деятельности: чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о Родине, работа по карте и глобусу, сочинение рассказа. Оборудование: книга Н. Ф. Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворения О. Фокиной «Родина».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина? (ответы детей)

Воспитатель: Да, наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег, а в другой – светить яркое солнце. Это наша Родина.

Воспитатель: Вы любите свою Родину? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите посмотреть, как она выглядит на карте, глобусе?

Воспитатель: Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. Что вы увидите на своем пути? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте найдем на карте столицу нашей Родины – Москву. Как мы можем добраться до Москвы?

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Родина» О.Фокиной.

Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый,

 И солнца блеск, немного виноватый,

И – облака, плывущие вразброд.

 Воспитатель: Ребята, придумайте рассказ «Что я увидел по дороге в Москву?».

Воспитатель: Назовите вид транспорта, на котором бы вы хотели путешествовать. (Ответы детей)

Воспитатель: Что можно увидеть, путешествуя на разных видах транспорта? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась беседа о нашей Родине? Что мы с вами сегодня делали? (ответы детей)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.

Приложение 2

Беседа на тему «Кто такие Минин и Пожарский?»

Цель: познакомить учащихся с подвигом К.Минина и Д. Пожарского, с историей дня примирения и согласия

Задачи: развивать интерес к истории нашей Родины; воспитывать патриотизм и любовь к Родине, чувство гордости за свою Отчизну, уважение к защитникам Руси.

Ход беседы
   4 ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков. В этом году мы празднуем 400- летие со дня освобождения Москвы, поэтому и поговорим об этом событии подробно.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, правил царь-Борис Годунов. Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно  умер и  Лжедмитрий нечестным путем был венчан на царство, потом  назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.
Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил  тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин. Родился он в городе Балахна, семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород , сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой  и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его? 

Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении. К нижегородцам вскоре примкнули и другие города. В июле 1612 г. Ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву. Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.

Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву :  «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов.

Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину
Организатор ополчения Кузьма Минин похоронен в Нижегородском Кремле. Его прах покоится в Михаилово-Архангельском соборе.
Люди поставили им памятник.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу. В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного.  На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". 
Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, о ком вы узнали сегодня? (ответы детей)

- От кого освободили Москву Минин и Пожарский (от поляков).

-Кто они такие: купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский (Ответы детей).

-Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов. Кого из них вы знаете? (Нашу страну хотели завоевать татаро - монголы, шведы, немцы).

-Что такое «смутные времена»? (Это время, когда страна была разорена, не было царя, голод породил сотни банд грабителей).

- Почему им поставлен памятник?

-Ребята, на памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что благодарит Россия Минина и Пожарского? (За победу над врагами, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю).

- Почему их помнит народ?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

- Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными).

 

Приложение 3

Художественная литература по теме «День народного единства»

  1. «Никита Кожемяка»

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

  1. «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил - до сих пор по ним люди добрые ездят.

Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал конь Бурушка, взвился выше темного леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползет. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется... Услыхал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом:

- Что это за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не дает Соловью-разбойнику!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам.

- Травяной ты мешок, не богатырский конь. Не слыхал ты разве писка птичьего, шипения гадючьего. Вставай на ноги, подвези меня ближе к Соловьиному гнезду, не то волкам тебя брошу на съедение.

Тут вскочил Бурушка на ноги, подскакал к Соловьиному гнезду. Удивился Соловей-разбойник

– Это что такое?

Из гнезда высунулся. А Илья, ни минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил каленую стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд. Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо. Покатился Соловей из гнезда, словно овсяной сноп. Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.

Глядит Соловей на Илью, слово вымолвить боится.

- Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

- Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Поскакал Илья дальше по прямой дороге и прискакал на подворье Соловья-разбойника. У него двор на семи верстах, на семи столбах, у него вокруг железный тын, на каждой тычинке по маковке, на каждой маковке голова богатыря убитого. А на дворе стоят палаты белокаменные, как жар горят крылечки золоченые.

Увидала дочка Соловья богатырского коня, закричала на весь двор:

- Едет, едет наш батюшка Соловей Рахманович, везет у стремени мужичишку-деревенщину.

Выглянула в окно жена Соловья-разбойника, руками всплеснула:

- Что ты говоришь, неразумная! Это едет мужик-деревенщина и у стремени везет нашего батюшку - Соловья Рахмановича!

Выбежала старшая дочка Соловья - Пелька - во двор, ухватила доску железную, весом в девяносто пудов и метнула ее в Илью Муромца. Но Илья ловок да увертлив был, отмахнулся он от доски богатырской рукой, полетела доска обратно, попала в Пельку и убила ее до смерти. Бросилась жена Соловья Илье в ноги:

- Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку, Соловья-разбойника.

Говорит ей Илья в ответ:

- Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою. Как в руках разбойник - он всегда тебе друг, а отпустишь - снова с ним наплачешься. Я свезу Соловья в Киев-город, там на квас пропью, на калачи проем.

Повернул Илья коня и поскакал к Киеву.

Приумолк Соловей, не шелохнется. Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам княжеским. Привязал он коня к столбику точеному, оставил на нем Соловья-разбойника, а сам пошел в светлую горницу. Там у князя Владимира пир идет, за столами сидят богатыри русские. Вошел Илья, поклонился, стал у порога:

- Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

- Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого ты роду-племени?

- Зовут меня Ильей. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямой, широкой. Я привез тебе, князь, Соловья-разбойника, он на твоем дворе у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильей на княжеский двор. Подбежали к Бурушке-Косматушке. А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира.

Говорит ему князь Владимир:

- Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному!

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

- Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.

Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:

- Прикажи ты ему, Илья Иванович.

- Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся, закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, не то, как бы беды не было. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано.

- Не могу я свистеть, у меня во рту запеклось.

- Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью меду хмельного, закусить дайте калачом ржаным, тогда он засвищет, потешит нас...

Напоили Соловья, накормили, приготовился Соловей свистать.

- Ты смотри, Соловей, - говорит Илья, - ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-город, захотел убить князя с княгинею и всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось! Башенки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

- Я велел тебе князя с княгиней потешить, а ты сколько бед натворил. Ну, теперь я с тобой за все рассчитаюсь. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать. Взял Илья саблю острую и отрубил Соловью голову. Тут и конец Соловья настал.

- Спасибо тебе, Илья Муромец, - говорит Владимир-князь. - Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырем, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

  1. «Добрыня и Алеша»

Во стольном городе во Киеве,

 А у ласкового князя у Владимира,

Заводился у князя почестный пир

А на многи князя, на бояра

И на все поляницы удалые.

Все на пиру напивалися,

Все на пиру наедалися,

Все на пиру да пьяны-веселы.

 Говорит Владимир стольно-киевский:

- Ай же вы князи мои, бояра,

Сильные могучие богатыри!

А кого мы пошлем в Золоту Орду

Выправлять-то даней-выходов

 А за старые года, за новые

- За двенадцать лет.

А Алешу Поповича нам послать,

Так он, молодец, холост, не женат:

 Он с девушками загуляется,

 С молодушками он да забалуется.

 А пошлемте мы Добрынюшку Никитича:

Он молодец женат, не холост,

Он и съездит нынь в Золоту Орду,

 Выправит дани-выходы Да за двенадцать лет.

Написали Добрыне Никитичу посольный лист.

А приходит Добрынюшка Никитинич к своей матушке,

А к честной вдове Амельфе Тимофеевне,

Просит у ней прощеньица-благословеньица:

- Свет государыня, моя матушка!

Дай ты мне прощение-благословеньице

Ехать-то мне в Золоту Орду,

 Выправлять-то дани-выходы за двенадцать лет.

 Остается у Добрыни молода жена,

 Молода жена, любима семья,

Молода Настасья Микулична.

Поезжат Добрыня, сам наказыват:

 - Уж ты ай же моя молода жена,

Молода жена, любима семья,

Жди-тко Добрыню с чиста поля меня три года.

Как не буду я с чиста поля да перво три года,

Ты еще меня жди да и друго три года.

Как не буду я с чиста поля да друго три года,

Да ты еще меня жди да третье три года.

Как не буду я с чиста поля да третье три года, А там ты хоть вдовой живи, а хоть замуж поди,

 Хоть за князя поди, хоть за боярина,

А хоть за сильного поди ты за богатыря.

А только не ходи ты за смелого Алешу Поповича,

Смелый Алеша Попович мне крестовый брат, А крестовый брат паче родного.

Как видели-то молодца седучнсь,

А не видели удалого поедучись. Да прошло тому времечка девять лет,

А не видать-то Добрыни из чиста поля.

 А как стал-то ходить князь Владимир свататься

Да на молодой Настасье Микуличне

А за смелого Алешу Поповича:

- А ты с-добра не пойдешь, Настасья Микулична,

Так я тебя возьму в портомойницы,

Так я тебя возьму еще в постельницы,

Так я тебя возьму еще в коровницы.

- Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский!

Ты еще прожди-тко три года.

Как не будет Добрыня четверто три года,

Так я пойду за смелого Алешу за Поповича.

Да прошло тому времени двенадцать лет,

Не видать, не видать Добрынюшки с чиста поля.

Ай тут пошла Настасья Микулична

Да за смелого Алешу Поповича.

Да пошли они пировать-столовать к князю Владимиру.

Ажно мало и по мало из чиста поля Наезжал удалой дородный добрый молодец.

 А сам на коне быв ясен сокол,

А конь тот под ним будто лютый зверь.

Приезжает ко двору да ко Добрынину

- Приходит Добрыня Никитич тут В дом тот Добрыниный.

Он крест тот кладет по-писаному,

Да поклон тот ведет по-ученому,

Поклон ведет да сам здравствует:

- Да ты здравствуй, Добрынина матушка!

Я вчера с твоим Добрынюшкой разъехался,

Он велел подать гусли скоморошные,

Он велел подать платья скоморошьии,

Он велел подать дубинку скоморошьюю,

Да идти мне ко князю Владимиру да на почестен пир.

 Говорит тут Добрынина матушка:

- Отойди прочь, детина засельщина,

 Ты засельщина детина, деревенщина!

Как ходят старухи кошельницы,

Только носят вести недобрые:

Что лежит убит Добрынюшка в чистом поле,

Головой лежит Добрыня ко Пучай-реке,

Резвыми ножками Добрыня во чисто поле,

 Скрозь его скрозь кудри скрозь желтые

Проросла тут трава муравая,

На траве расцвели цветочки лазуревы,

Как его-то теперь молода жена,

Молода жена, любима семья,

Да выходит-то за смелого Алешу за Поповича.

 Он ей и говорит-то второй након:

 - Да ты здравствуй ли, Добрынина матушка,

Ты честна вдова Амельфа Тимофеевна!

Я вчера с твоим Добрынюшкой разъехался.

Он велел подать гусли скоморошные,

Он велел подать платья скоморошьии,

Он велел подать дубинку скоморошьюю

Да идти мне к князю Владимиру да на почестен пир.

 - Отойди прочь, детина засельщина!

Кабы было живо мое красное солнышко,

Молодой тот Добрынюшка Никитинич,

Не дошло бы те, невеже, насмехатися,

Уж не стало моего красного солнышка,

Да не что мне делать с платьями скоморошьими,

Да не что мне делать с гуслями скоморошьими,

Да не что мне делать с дубинкой скоморошьею.

Тут-то ходила в погреба глубоки,

Принесла она платья скоморошьии,

Приносила гуселышки яровчаты,

Принесла она дубину скоморошьюю.

Тут накрутился молодой скоморошинко,

Удалый добрый молодец,

Да пошел он к князю Владимиру на почестный пир.

Приходил он во гридню столовую,

Он крест тот кладет по-писаному,

Да поклон ведет по-ученому,

Он кланяется да поклоняется

Да на все на четыре на стороны.

 Он кланяется там и здравствует:

 - Здравствуй, солнышко Владимир стольно-киевский,

 Да со многими с князьями и со боярами,

 Да со русскими могучими богатырями,

Да со своей-то с душечкой со княгиней со Апраксией!

 Говорит ему князь Владимир стольно-киевский:

 - Да ты поди-тко, молода скоморошинка!

А все тыи места у нас нынь заняты, Да только местечка немножечко

На одной-то печке на муравленой.

Да тут скочил молода скоморошинка

 А на тую-ту печку на муравлену.

 Заиграл он в гуселушки яровчаты.

Он первую завел от Киева до Еросолима,

 Он другу завел от Еросолима да до Царяграда,

А все пошли напевки-то Добрынины.

Ай тут-то князь Владимир распотешился,

 Говорит он молодой скоморошинке:

- Подь-тко сюды, молода скоморошинка!

А я тебе дам теперь три места:

А первое-то место подле меня,

А другое место опротив меня,

Третьее противо княгини Настасьи Микуличны.

А тут-то молода скоморошинка

Садился он в скамейку дубовую,

Да противо Настасьи Микуличны.

А тут-то Настасья Микулична Наливала она чару зелена вина в полтора ведра

Да турий тот рог меду сладкого,

Подносила она Добрынюшке Никитичу.

А й тут-то Добрынюшка Никитинич

 Да брал он чару зелена вина в полтора ведра,

А брал он чару единой рукой, Выпивал он чару на единый дух,

 Да й турий рог выпил меду сладкого,

Да спускал он в чару перстень злачёный,

 Которым перстнем с ней обручался он. Да говорит он Настасье Микуличне: - Ты гляди-тко, Настасья Микулична,

Во чару гляди-тко злаченую. Как поглядела Настасья Микулична

В тую чару золочёную,

 Взяла в руки злачен перстень. Говорит тут Настасья Микулична:

 - Да не тот муж - который подле меня сидит,

А тот мой муж - который противо меня сидит.

А тут-то Добрыня Никитинич,

Да скочил Добрыня на резвы ноги,

Да брал Алешу за желты кудри,

 Да он выдергивал из-за стола из-за дубового,

 А стал он по гридне потаскивать,

Да стал он Алеше приговаривать:

- Не дивую я разуму женскому,

Да дивую я ти, смелый Алеша Попович ты,

 А ты-то, Алешенька, да мне крестовый брат*.

Да еще тебе дивую, старый ты Князь Владимир стольно-киевский! А

 сколько я те делал выслуг-то великиих,

А ты все, Владимир, надо мной надсмехаешься.

Да теперь я выправил из Золотой Орды,

 Выправил дани и выходы

 За старые годы, за новые.

Везут тебе три телеги ордынские:

Три телеги злата и серебра.

Тут он взял свою молоду жену,

Молоду жену, любиму семью,

Да повел Добрыня к своей матушке.

Да тут ли Алешенька Попович тот,

Да ходит по гридне окоракою**,

 А сам ходит приговаривает:

- Да всяк-то на сем свете женится,

Да не всякому женитьба удавается.

А только Алешенька женат бывал.

  1. В. Степанов «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

  1. Г. Ладонщиков «Наша страна»

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

  1. З. Александрова «Родина»

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

  1. А. Прокофьев «Родимая страна»

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Приложение 4

  1. Сюжетно-ролевая игра «Защитники».

Цель: развитие сюжета в воображаемой ситуации на патриотическую тему «Защитники».

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к Армии, гордость за мужество воинов - защитников Родины.

2. Прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине.

3. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни, формировать нравственно- духовные начала.

Игровой материал: пилотки, гимнастёрки, фуражка для командира, игрушечные пистолеты, автоматы, оборудование для медицинского кабинета, белые халатики, шапочки для медсестры, врача.

Игровые роли: командир, солдаты-разведчики, медсестра, врач.

Ход игры:

В нашей игре будут солдаты-разведчики, нам нужно выбрать командира, военного врача, медсестру, давайте распределим роли (распределение ролей, роль командира воспитатель берёт на себя).

-прежде чем идти на службу в армию, нужно обязательно пройти медицинский осмотр, строевую подготовку. (Все «солдаты» идут к врачу на обследование (врач осматривает, медсестра «пишет справку», ставит печать).

Командир даёт задание солдатам провести строевую подготовку, для того, чтобы подготовится к важному заданию.

1.«Строевая подготовка» :дети выполняют ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения. Командир хвалит солдат за хорошую подготовку (вы не просто солдаты, вы – смелые, отважные разведчики) и даёт важное задание – найти секретный документ.

2. Командир выдаёт карту, «оружие «разведчикам.

3. Командир собирает разведчиков вокруг себя, смотрит в бинокль, объясняет разведчикам, с чего нужно начинать поиски документа: надо преодолеть препятствия (пролезть в трубу, пройти по мосту, перескочить с кочки на кочку, проползти по –пластунски через «проволоку» (дуги). Назначает главного (спрашивает, кто будет главным в разведгруппе).

4. Командир предупреждает, что нужно всё делать неслышно, осторожно, чтобы враг не заметил, и говорит, что будет ждать разведчиков на другом берегу. (дети самостоятельно преодолевают препятствия, ориентируются по карте, определяют, где может находиться документ, находят, и возвращаются тем же путём в «часть», отдают конверт командиру).

5. Врач и медсестра вновь осматривают возвратившихся разведчиков.

Командир благодарит за службу разведчиков, вручает всем медали.

  1. Хороводная игра «Где был, Иванушка?» (Сопровождается аудиозаписью)
    Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
    - Где был, Иванушка?
    - На ярмарке.
    - Что купил, Иванушка?
    - Курочку.
    Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
    Зернышки клюет,
    Иванушка в горенке
    Песенки поет.
    - Где был, Иванушка?
    - На ярмарке.
    - Что купил, Иванушка?
    - Уточку.
    Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
    Взад — вперед плывет.
    Иванушка в горенке
    Песенки поет.
    - Где был, Иванушка?
    - На ярмарке.
    - Что купил, Иванушка?
    - Ослика.
    Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
    Травушку жует,
    Иванушка в горенке
    Песенки поет.
    - Где был, Иванушка?
    - На ярмарке.
    - Что купил, Иванушка?
    - Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.)
  2. Игра – драматизация «Мы пока ещё ребята, подрастём – пойдём в солдаты»

Цель: учить детей имитировать движения пехоты, моряков, лётчиков, снайперов, пограничников.

Мы пока ещё ребята.

Подрастём – пойдём в солдаты.

Будем Родине служить,

Чтоб под мирным небом жить!

А пока что мы - ребята,

Озорные дошколята.

Любим бегать и играть,

Прыгать, лазать и скакать. Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

Выполняют упражнение «часики» - наклоны вправо-влево, руки на поясе.

Приложение 5

Конспект занятия по лепке «Хоровод дружбы»

Цели:

-Закреплять навыки коллективной работы.

-Упражнять в лепке фигуры человека, используя приемы лепки полой формы, из целого куска и по частям.

Оборудование демонстрационное: куклы национальных фонограмма народных мелодий.

Раздаточное: пластилин, стеки, доски, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

 Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Показ картинок народов в национальных костюмах.

Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля. реки, города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, чукчи, ненцы, осетины, ингуши. У каждого народа есть свой национальный костюм,

Воспитатель последовательно рассматривает с детьми картинки, отмечая особенности национального костюма, уточняет названия элементов одежды.

Дидактическая игра «Чей костюм?». 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам слепить разных человечков и сделать один большой хоровод дружбы.

По окончании педагог вместе с детьми объединяет фигуры в круг и читает четверостишие:

Мы на свет родились, чтобы радостно жить.  

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди Земли с нами встанут в него.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий " день народного единства" подготовительная группа

сценарий представлен в виде праздника, где были использованы стихи и песни с журнала " колокольчик"....

Беседа на тему : " День народного единства " подготовительная группа

С помощью этой беседы детей можно познакомить с праздником День народного единста, героями этого праздника...

Сценарий праздника "День народного единства" (подготовительная группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Познакомить детей с историей возникновения страны, её символикой.Формировать элементарные представления о происхождении и функциональном значение символики.Воспитывать у детей и...

Конспект занятия «День народного единства» (подготовительная группа).

Накануне Дня народного единства, который празднуется 4 ноября, мы провели познавательное занятие, посвященное этому событию. Дети имеют неполное представление об этом молодом российском современном пр...

ПРОЕКТ «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» (подготовительная группа)

4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Во все времена русский народ любил свою Ро...