Освоение социокультурного пространства старших дошкольников через знакомство с городом
статья (старшая группа)

Смирнова Галина Николаевна

Дошкольный возраст характеризуется развитием активных познавательных действий, формированием нравственных основ, которые будут совершенствоваться по мере взросления. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, приобщение к традициям русского народа, культурному наследию, праздникам, фольклору всегда были актуальными. В современных условиях задача педагогов – находить и использовать наиболее эффективные средства обучения и воспитания применяя современные методики и образовательные технологии, поэтому я стремилась в своей работе развивать у детей познавательную активность и инициативу, побуждать стремление к самостоятельному решению вопросов. Ознакомление детей дошкольного возраста с городом (с поселком), в котором родился и живешь, на мой взгляд, позволяет решать все основные воспитательно-образовательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osvoenie_sotsiokulturnogo_prostranstva.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «ОСВОЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ГОРОДОМ»

Смирнова  Галина  Николаевна, ГБДОУ детский сад № 34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга, воспитатель.

Дошкольный возраст характеризуется развитием активных познавательных действий, формированием нравственных основ, которые будут совершенствоваться по мере взросления. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, приобщение к традициям русского народа, культурному наследию, праздникам, фольклору всегда были актуальными. В современных условиях задача педагогов – находить и использовать наиболее эффективные средства обучения и воспитания применяя современные методики и образовательные технологии, поэтому я стремилась в своей работе развивать у детей познавательную активность и инициативу, побуждать стремление к самостоятельному решению вопросов. Ознакомление детей дошкольного возраста с городом (с поселком), в котором родился и живешь, на мой взгляд, позволяет решать все основные воспитательно-образовательные задачи. Наши дети родились в городе с великой историей, культурой и традициями, наша задача научить их беречь и приумножать достижения великих предков.

Целью своей работы ставила, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей детей, создание благоприятного доброжелательного микроклимата в детском коллективе, уважительного отношения к чувствам и потребностям каждого ребенка, пробуждение познавательного интереса и формирование начальных знаний о родном городе, приобщение к культуре, формирование у детей нравственных качеств (доброты, отзывчивости, сопереживания).

Оценка эффективности работы по сформированности у детей знаний и представлений о родном городе осуществлялась с помощью педагогической диагностики в начале и конце учебного года. В качестве реализации образовательного процесса воспитанников средней группы был выбран метод проектов. Реализация информационно-творческого проекта «Мой город Санкт-Петербург» способствовала активизации познавательных возможностей детей в различных видах деятельности. Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возникают еще в детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру.

Целью проекта являлось воспитание детей в духе патриотизма, любви и привязанности к родному городу, повышение интереса к истории и культуре нашего города. Поскольку именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации личности ребенка, устанавливается его связь с ведущими сферами жизни, окружающим миром, значимость ознакомления детей с Санкт-Петербургом трудно переоценить. Поэтому знакомство со своей малой родиной дает детям возможность реализации практической деятельности, накопления жизненного опыта, закрепления коммуникативных, исследовательских и социальных навыков. Дети свободно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, учились находить доказательства своей точке зрения, наблюдать, выявлять, соотносить, сотрудничать в коллективе, при этом процесс познания доставлял радость и удовольствие, что позволило совершенствовать развитие нравственных качеств. Для устойчивого формирования у детей интереса к истории города в группе был создан уголок «Петербурговедения». Подобраны различные наглядные материалы, художественная литература, фотографии с видами Санкт-Петербурга, репродукции картин известных художников, фрагменты музыкальных произведений. Подобрана картотека дидактических игр по Петербурговедению.

Для повышения уровня мотивации детей к познанию одновременно и последовательно в группе выкладывались фотографии, альбомы, книги для рассматривания. Дети знакомились вначале с ближайшим окружением (детский сад, его территория, дома вокруг, дорога, озеро, учреждения), а затем для закрепления знаний и расширения кругозора требовалась практическая деятельность (экскурсии, прогулки). В группе был собран «Макет района» куда вошел детский сад и ближайшие улицы. Дети знакомились с ближайшим окружением, общественными зданиями, уточнили представление о жизни улиц, о правилах безопасного передвижения. Дети составляли небольшой рассказ о своей семье с фамилиями, именами, отчествами своих близких и домашним адресом, используя фотографии из альбома «Моя семья». В совместной деятельности дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями в прошлом и настоящем. Одним из ключевых моментов являются интерактивные занятия – цикл встреч, которые погружают детей в атмосферу города, его зарождения и путешествия по нему. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, для приобщения к социокультурным ценностям, к отечественным праздникам использовались красочные и интересные мультимедийные презентации. В занимательной форме с показом презентаций, познавательных видеофильмов дети знакомились с основными достопримечательностями нашего города: с его первой крепостью – Петропавловской, Невским проспектом, Дворцовой площадью, с рекой Невой, разводными мостами, Эрмитажем.

Каждое поколение хранит память о жестоких сражениях войны, больших утратах и долгожданных победных салютах, эту информацию о подвиге нашего народа в дни блокады и о подвиге жителей блокадного Ленинграда дети получили из презентации «27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Проходил цикл бесед и занятий на тему: страна отмечает в мае «День Победы», а у города есть день рождения, который отмечается жителями 27 мая  по случаю основания города. Появление нового игрового материала стимулировало игровую и познавательную деятельность, так незаменимыми помощниками в развитии творческих способностей, речевых форм общения, закрепления полученных знаний явились развивающие дидактические игры «Символика России», «Городские объекты», «Узнай картинку по ее части», «Мой город Санкт-Петербург», «Петербургское лото», «Разрезные картинки» (архитектурные ансамбли собирать по принципу пазлов). Особый интерес и активное участие в развитии сюжета вызвали игры-путешествия, ребята стремились преодолеть трудности и получить результат. Игры-путешествия богаты игровыми действиями, развивают внимание, наблюдательность: например, занятие-путешествие «Город, в котором я живу». Дети в помещении группы или на территории детского сада по нарисованной карте находили записки с вопросами о Санкт-Петербурге. Игра с участием сказочного персонажа на оценку ситуаций неправильного поведения «Незнайка в нашем городе», так как Незнайка все путает, в игре звучит просьба об оказании помощи в решении проблемных вопросов (использование ТРИЗ). В результате конструирования, создания комплексов сооружений на одну тему: улицы города, крепости, мосты Санкт-Петербурга из строительного материала и различного вида конструкторов реализовывались художественные способности детей, формировалось понимание выразительных возможностей архитектурных форм. Особое место уделялось беседам на темы: «Городские профессии», «Я знаю свой район» (назначение городских объектов школа, магазин, библиотека и т. д.), «Правила безопасности», «Как вести себя на улице», «Опасные ситуации в городе», «Начало строительства города Санкт-Петербурга», «Как я провел новогодние праздники», «Новогодние елки», «Главная река нашего города», «День рождения города». Игровые беседы позволили воспитывать умение слушать вопросы педагога и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять рассказы сверстников, рассказывать о личных впечатлениях. В игровой деятельности также использовались словесные игры «Назови улицы», «Закончи предложение», игры-предположения: «Что было бы, если…?». Перед детьми ставилась задача, требующая осмысления последующих действий. Эти игры требуют умения находить причинно-следственные связи, активизируют словарь. (Что было, если бы не было разводных мостов в нашем городе? Что будет, если не сохранять исторические памятники? Что произойдет, если не будет работать метрополитен? и т. д.). Детям нравятся игры-загадки («Эрмитаж», «Санкт-Петербург», «Медный всадник» и др.), которые развивают умение рассуждать, делать выводы. Подвижные коллективные игры («По болоту Петр шел», «Каменный лев», «Разводные мосты» и др.), чтение детской литературы известных писателей, стихов о Санкт-Петербурге (А.С. Пушкин, Ю. Юдин, М. Борисова, С. Скаченков и др.) вызвали интерес у детей к творческой изобразительной деятельности, это побудило к организации выставки рисунков «Ночной Санкт-Петербург», «Подарок любимому городу».

Благодаря реализации проекта ребята начали осознавать, что они живут в городе с богатейшей историей, у них появилось желание узнать больше и увидеть все своими глазами, поэтому следующий этап работы предполагал непосредственное взаимодействие с родителями, вовлечение семьи в образовательный процесс. Благодаря активной позиции родителей и с их помощью можно было отправить детей в интересные путешествия по нашему городу. Многие родители (не являясь коренными жителями Петербурга) сами узнавали какие-то интересные факты, события и приобрели новый эмоциональный опыт общения со своими детьми. Родители получали рекомендации совершать регулярные прогулки с детьми сначала по своему району, знакомить детей с ближним окружением (детский сад, район, парк, дом, дорога), затем знакомство продолжалось с уже достопримечательностями исторического центра. Регулярно проводилось консультирование родителей по темам: «Изучаем родной город», «Воспитание нравственного поведения», «Осенний Санкт-Петербург», «Знакомство дошкольников с ближайшим окружением, как развитие социального мира», «Прогулки с детьми по Санкт-Петербургу – семейный и детский отдых», «Воспитание у дошкольников любви к родному краю», «Я знаю и люблю свой город». Для наглядной агитации использовался стенд с рекомендациями для родителей по проведению индивидуальных прогулок и экскурсий с указанием целей, содержания экскурсий, практические задания для родителей (фотоальбомы «Моя семья», рисунки, макеты, стенгазеты). Родителям предлагалось совершить экскурсию в Летний сад, зоопарк, путешествие по залам Эрмитажа, Зоологического музея, также предлагалось посещение театральных спектаклей. Экскурсии поддерживали живой интерес детей к знаниям и помогли получить опыт поведения в подобных общественных местах, в том числе на городских улицах. Проведены культурно-досуговые мероприятия: дети и родители приняли участие в выставке детского творчества в холле ДОУ к празднованию «День города». На итоговом мероприятии детско-родительской встречи была представлена электронная презентация «Прогулки по Санкт-Петербургу» с фотографиями детей, представлены стенгазеты, выполненные детьми совместно с родителями, дети с удовольствием демонстрировали свои знания об истории города. Это мероприятие дало возможность понять, как вырос познавательный интерес наших детей, расширился опыт представлений и ориентировки в окружающем пространстве, наметился рост творческой активности, любознательности, возникло понимание ответственности за хранение и продолжение замечательных исторических и культурных традиций нашего города.

Список используемых источников:

1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб, 2008.

 2. Махинько Л. Я петербуржец. – СПб, 1997.

3. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам  необходимо научиться о...

Поиск методов и приемов развивающего обучения в процессе исследования освоения логических отношений старшими дошкольниками

ПОИСК МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В соответствии с Законом РФ "Об образовании", вступившем в силу с 1 сент...

Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".

Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...

Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».

Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».Актуальность и перспективность опыта. Для современного этапа развития системы дошко...

Социокультурное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «и семья, и общество создает для р...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Освоение социокультурного пространства через знакомство с городом».

План по самообразованию воспитателя на тему:«Освоение социокультурного пространства через знакомство с городом»....

«Формирование социокультурного опыта старших дошкольников посредством народных игр»

Социокультурный опыт дошкольника - опыт, основанный на практической деятельности, знаний о действительности, заключающий в себе систему наследующих традиций, знаний, норм и ценностей, посредством обра...