Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
консультация

Ольховская Ксения Олеговна

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Брусничка»

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Ольховская К.О.

п. Магистральный

2022-2023 учебный год

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
                                                                                        
В.А.Сухомлинский.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

— он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

— является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

    Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

Виды проектов в ДОУ:

  1. Исследовательско-познавательные – совместное эксперементирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.
  2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.
  3. Информационно-практико-ориентированные- сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)
  4. Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Основные требования к использованию метода проектов:

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.

Обязательные составляющие проекта- детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту:

  1. Подготовительный- воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.
  2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3.Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

  1. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

       В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.

  • в команде нет лидеров;
  • все члены команды равны;
  • все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
  • каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
  • все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
  • не должно быть так называемых “спящих партнеров”;
  • ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

         Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

.
        Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.

Технологическая карта проекта

1

Название проекта

2

Тема проекта

3

Проблемное поле проекта (мотивационный этап)

4

Вопросы к детям и ответы!!! детей

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

5

Цель проекта

6

Задачи проекта

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Для…

7

Планируемые результаты

проекта

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Для…

8

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

9

Описание продукта, полученного в результате проекта

10

Вид проекта

11

Состав участников

12

Интеграция образовательных областей

№№

пп

Название

образовательной

области

Содержание

Задачи

1

2

3

4

5

6

7

13

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

14

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

15

Планируемое время на реализацию проекта по этапам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников по теме "Поле"

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, сл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1         «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские год...

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы

В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....

"Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"

Наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры  дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов....