Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
консультация
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад «Брусничка»
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
Ольховская К.О.
п. Магистральный
2022-2023 учебный год
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В.А.Сухомлинский.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
— он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
— является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:
Виды проектов в ДОУ:
- Исследовательско-познавательные – совместное эксперементирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.
- Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.
- Информационно-практико-ориентированные- сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)
- Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Основные требования к использованию метода проектов:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
Обязательные составляющие проекта- детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.
В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту:
- Подготовительный- воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.
- Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
3.Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.
- Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.
В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.
- в команде нет лидеров;
- все члены команды равны;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
- не должно быть так называемых “спящих партнеров”;
- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
.
Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.
Технологическая карта проекта
1 | Название проекта | |||||||
2 | Тема проекта | |||||||
3 | Проблемное поле проекта (мотивационный этап) | |||||||
4 | Вопросы к детям и ответы!!! детей | |||||||
Что я знаю? | Что хочу узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? | ||||||
5 | Цель проекта | |||||||
6 | Задачи проекта | Для детей | ||||||
Для педагогов | ||||||||
Для родителей | ||||||||
Для… | ||||||||
7 | Планируемые результаты проекта | Для детей | ||||||
Для педагогов | ||||||||
Для родителей | ||||||||
Для… | ||||||||
8 | Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта) | |||||||
9 | Описание продукта, полученного в результате проекта | |||||||
10 | Вид проекта | |||||||
11 | Состав участников | |||||||
12 | Интеграция образовательных областей | |||||||
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи | |||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
13 | Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта | |||||||
14 | Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта | |||||||
15 | Планируемое время на реализацию проекта по этапам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников по теме "Поле"
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью....
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...
Консультация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, сл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1 «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские год...
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы
В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....
Презентация для педагогов ДОУ "Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
quot;Береги природу!"...
"Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
Наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов....