Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
консультация
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
· приобщение родителей к педагогическому процессу;
· расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
· создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
· информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
· объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
· проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
· уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Формы и методы работы детского сада с родителями следующие:
· посещение семей, с целью их изучение;
· педагогические беседы и тематические консультации;
· родительские собрания;
· изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;
· индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;
· открытые просмотры деятельности педагога и детей;
· наглядная информация;
· совместные творческие проекты;
· День открытых дверей;
· Семейные клубы;
· «Родительская почта» и «Телефон доверия»;
· САЙТ ДОУ
Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:
1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?
4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?
5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы чаще использовались различные формы работы, уделять внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...
«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»
laquo;Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
организация работы с семьей в образовательном учреждении...
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....
«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения».
В дошкольные годы ребёнок полностью отождествляет себя с семьёй, открывая своё собственное «Я», и воспринимая других людей через призму суждений, оценок, поступков родителей. А...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...