Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Блокада Ленинграда».
Краткосрочный проект 1 неделя.
Приморский район.
Воспитатель: Тимофеева Г. В.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский. Участники проекта: родители, воспитатели и дети старших и подготовительной групп.
Цель: Формирование представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи: Дать знания детям о событиях героической обороны Ленинграда; Познакомить ребят с понятиями блокада, дорога жизни, продуктовые карточки. Активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда»; Способствовать развитию познавательной активности, навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности, приобщать к прошлому через связь поколений. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов, любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях. Во время беседы с детьми по этой теме возникло много вопросов. Заинтересованность детей проявила необходимость подробнее рассказать им о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города-героя и его историческом прошлом. И еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая детей. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда; Беседы с детьми; Рассматривание военных наград; Слушание военных песен; Чтение художественной литературы; Дидактические игры; Консультации для родителей.
Ожидаемый результат: Предполагается, что реализация данного проекта будет способствовать: Развитию у детей интереса к истории родной страны в годы Великой Отечественной войны; пониманию таких терминов как: война, блокада, ветеран, дорога жизни, продуктовая карточка. Воспитанники научатся проявлять заботу, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Выявление первоначальных знаний детей о блокаде Ленинграда. Информирование родителей о предстоящем проекте. Подбор литературы, презентаций, фото и видео материалов, дидактических игр.
2 этап –основной. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда». Организация образовательной деятельности с детьми. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. Привлечение родителей к участию в проекте.
3 этап – заключительный: Проведение тематической встречи «Блокада Ленинграда». Выставка детских работ «Блокадный Ленинграда». Анализ полученных результатов и обобщение опыта. Организация деятельности участников в рамках проекта: - Беседа с презентациями: «900 дней Блокады», «Дети блокадного Ленинграда» - Знакомство с художественной литературой: Е. Благина «Шинель», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», «Дневник Тани Савичевой», Ю Воронков книга стихов «Блокада», М. Сухачёв «Дети блокады», В. Воскобойников «Оружие для Победы». - Рассматривание иллюстраций: «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города». - Прослушивание музыкальных произведений: Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония», В. Толкунова «Дети Ленинграда», Э. Хиль. «Медаль за оборону Ленинграда», А. Островский и Л. Ошанин «Солнечный круг», Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М. Блантер «Катюша». - Дидактические игры: «Подбери картинку». «Колесо истории», «Что изменилось», «Военный транспорт». - Сюжетно-ролевые игры: «Дорога жизни», «Летчики», «Госпиталь». - Подвижные игры: «Перейти на другой берег», «Попади в цель», «Меткий стрелок». - Рисование: «Блокадный Ленинград», раскраски: военные профессии, военная техника. - Конструирование: Письма детям Ленинграда. - Экскурсия в окрестностях ДОУ: к воинской части ВДВ (ознакомление с боевой техникой) и к памятнику защитнику Новороссийска (Видову М.К.) - Работа с родителями: Оформление папки-передвижки «Мы помним, мы гордимся». Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня на площадь Героев, в музей-мемориал «Малая земля», к «Колодцу жизни» и т.д.