Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Моя семьЯ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Орлова Светлана Васильевна

Цели проекта:

Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья».

Скачать:


Предварительный просмотр:



         
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Тема: «Моя семьЯ.»

Руководитель проекта:

Воспитатель: Орлова С.В.


Вид проекта: информационно – творческий

По количеству участников: коллективный (воспитатели группы, дети, родители)

Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь)

Актуальность.

«Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни» - так гласит народная мудрость.

Сейчас, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи.

Между тем, семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.

При  беседе с детьми о том, что они знают о семье, выяснилось следующее: у них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Мало кто из детей знает свою  родословную, уходят в прошлое семейные традиции, праздники.  Забыты такие понятия как род, родословная, предки. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.  

Это свидетельствует о том, что теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семьЯ». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Понимая важность семейных ценностей, я решила запустить проект «Моя семьЯ».

Цели проекта: 

Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья».

Задачи:

1. Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.

3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.

4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

5. Воспитывать интерес к своей родословной.

6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Планируемый результат со стороны детей:

  • знают историю своей семьи;
  • знают семейные традиции, праздники и участвуют в них;
  • сформирован интерес к познанию истории своей семьи.

Планируемый результат со стороны педагога:

  • активизируется поисковая деятельность;
  • установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями;
  • создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Планируемый результат со стороны родителей:

  • повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы;
  • повысится педагогическая культура родителей;
  • заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы.

2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями.

3 этап – заключительный: презентация проекта.

Содержание этапов

1 этап: подготовительный

1.1. Определение проблемы.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы:
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание

1.2. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

1.3. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Составление с родителями  таблицы: «Генеалогическое древо».

2 этап: основной

Познавательное развитие:

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

Социально – коммуникативное развитие:

Рассказы детей о семье.

Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).

НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

ИОС: рисование «Моя семья»;
аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

Беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково»

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».

Подвижная игра «Кувшин доброты».

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Веселые старты «Папа, мама, я – дружная семья»

Индивидуальные семейные консультации.

Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Мой стиль воспитания в семье», «Права и обязанности детей»,

Родительское собрание

Рассказы родителей о своей профессии.

Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Помогаем детям вместе»,  «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Характер ребенка зависит от нас»

3 этап (заключительный)

В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями. Просмотр презентаций, составленных детьми и родителями «Моя семьЯ»  

Сводная – информационно – диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье

1. Дети знают:

- прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе;

- в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.;

- пополнился словарный запас;

- приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

- научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста;

- развито чувство гордости за свою семью.

2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Оценка результатов:

Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта  должна стать активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

Заключение.

В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта «Моя семьЯ» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники будут иметь представление о родословной, как истории семьи. Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

  1. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: ЛинкаПресс, 2007.
  2.  Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
  3.  Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение
  4. Дружинин В. Н. Жена должна не пилить, а вдохновлять // Деловой мир. - 1995. - 2 декабря. - С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия челов...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста . «Нет лучшего друга, чем родная мамочка»

Сроки проекта: с 19 по 30 ноября Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках детского сада.Цель: формир...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Огонь - друг или враг?"

       У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстримальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то ...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Блокада Ленинграда».

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Блокада Ленинграда».Краткосрочный проект 1 неделя.Приморский район.Воспитатель: Тимофеева Г. В. Тип проекта: кратко...