развитее интеллектуально- творческих способностей у детей с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.
методическая разработка

Пашкова Людмила Николаевна

Опыт воспитателя по использованию инновационной технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в качественном построение педагогического процесса, способствующего всестороннему развитию детей в игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_mo_vospitateley.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий потенциал технологии «Сказочные лабиринты игры» в достижении детьми младших и средних групп планируемых результатов ФОП ДО.

Составила воспитатель 1 категории

Детского сада №; г. Курчатова Пашкова Л.Н.

Изначально данная технология была нацелена преимущественно на решение познавательных задач и интеллектуальное развитие дошкольников, сейчас, в условиях современного образования, значение развивающей технологии для всестороннего развития ребёнка возросло. Теперь использование игр способствует успешной социализации, речевому и художественно – эстетическому развитию, а также формированию представлений ребёнка о мире природы и человека.

   Сейчас основным направлением педагогической деятельности стало обучение детей самостоятельному получению информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

   Цель технологии: - качественное построение педагогического процесса, способствующего всестороннему развитию детей в игре.

  Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей, которые обусловлены структурой самой игры:

1.Широкий возрастной диапазон участников игр. (от малышей до взрослых);

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 2 - 7 лет, и школьники, т.к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность игр.

Можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.

3. Вариативностью и некая незавершенность игровых действий, т.е. возможностью решать, придумывать, воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи ("быстрых" и "длительных" сказок,)

4. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

Технология решает следующие задачи:

- развивает умение наблюдать, исследовать окружающий мир; 

- развивает воображение, креативное мышление (умение гибко, оригинально   мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- развивает способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;                                                                                

- формирует начальные представления об окружающей действительности;  

- способствует развитию у ребенка заинтересованности и стремления к познанию нового;                                                                                                                                    - способствует развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;                                                                                                                                                           - развивает пространственные представления (умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, в схеме собственного тела); 

- содействует общему психическому и речевому развитию;                                                                            -  развивает мелкую моторику;                                                                                                    -  учит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.                                                           

В технологии насчитывается более 60 игр и пособий, которые способствуют всестороннему развитию детей.

Все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:

игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. к ней можно отнести следующие игровые пособия:

Игровое авторское обучающее пособие «Планета умножения»; Игра «Счетовозик»; «Математические корзинки 5 и 10», Набор корзинок «Дцать», «Набор цифр и знаков»; «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик»; «Копилка цифр Воскобовича»; кораблик «Брызг- брызг»; кораблик «Плюх – плюх»;: "Геоконт-конструктор", "Геовизор" и "Игровизор", "Квадрат Воскобовича", "Цифроцирк", "Чудо-крестики" и "Чудо-соты", "Прозрачная цифра",  "Конструктор цифр", эталоны цвета "Лепестки" и эталоны форм "Фонарики", "Черепашки", "Змейка" и "Домино Воскобовича".

 - игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

(игры – шнуровки: «Парусник», «Снеговик», «Яблонька»; игра «Грамотей»; копилка букв Воскобовича, «Складушки», «Читайка на шариках 1». «Читайка на шариках 2», «Конструктор букв 1,3», «Теремки»)

универсальные игровые дидактические пособия и игры.

 (головоломки «Три кольца» и «Чудесный круг»; «Графический тренажер «Игровизор» с приложениями; «Волшебная восьмерка 1,2 и 3»; игровой конструктор «МиниЛарчик», «Ларчик», конструкторы: «Геоконт», «Геовизор», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат»; чудо – конструкторы: «Чудо крестики – 1,2,3», «Чудо соты». «Чудо цветик», «Елочка двухцветная» и «Елочка многоцветная», «Логоформочки 3, 5», «Фонарики», «Черепашки»,  «Лепестки Ларчик», «Разноцветные лепестки «Ларчик», «Треузорчик» и т.д.

С 2016 года я с коллегой начали знакомство, через интернат ресурсы, с технологией «Сказочные лабиринты игры». Просмотрели мастер классы по использованию развивающих игр, изучили методическую литературу, ознакомились с отзывами. Подключили к этой работе родителей, в апреле на итоговом собрание было принято совместное решение по создании в нашей группе предметно — пространственной среды, для работы по технологии «Сказочные лабиринты игры». Свой выбор мы остановили на играх и пособиях из 3 группе «Универсальные игровые дидактические пособия и игры».

Так как игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям, а также именно они помогают решать не только задачи по познавательному развитию в математике, но и в достижении детьми планируемых результатов ФОП ДО.

Я в своём выступлении разберу вопрос о потенциале технологии «Сказочные лабиринты игры» в достижении детьми младших и средних групп, планируемых результатов ФОП ДО.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

            Поэтому, в первой и второй младших группах особое внимание уделяли развитию сенсорных способностей (восприятию цвета, величины, формы, размера).

И в этом нам помогал самый первый набор, который появился в группе в мае 2017г. - уникальное пособие «Коврограф «Ларчик», он считается центральным пособием методики. 

 С этого месяца мы стали адаптировать под себя данную технологию.

Данное пособие представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене. На нем легко располагаются любые элементы Ларчика: цветные - кружки, веревочки, кармашки, карточки; буквы, цифры, персонажи, касса трехрядная, круговерть стрелочки. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Все элементы легко и надежно крепятся к Коврографу, позволяя сделать занятие с детьми разнообразнее, нагляднее и динамичнее. Предназначен для детей 2 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями. Во время игр и занятий ребёнка всегда сопровождают неповторимые образы-персонажи: слон Лип-Лип, слоник Ляп-Ляп, разноцветные гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Селе, Геле, Фи, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони - Лань. Все игровые ситуации сопровождают сказочные сюжеты, волшебные приключения и путешествия.

Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам.

Игровой комплес «Ларчик» способствует:

  • Проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения).
  • Осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина).
  • Логико-математическому развитию ребенка (классификация, сериа-

ция, пространственные отношения и др.).

  • Ознакомлению с окружающим миром.
  • Совершенствованию речи и обучению чтению.
  • Развитию творчества
  • Тренировка мелкой и крупной моторики

Игровой комплекс «Коврограф Ларчик» соответствует ФГОС ДО и раскрывает каждую из образовательных областей:

  •  Социально-коммуникативное развитие.
  •  Познавательное развитие.
  •  Речевое развитие.
  •  Художественно-эстетическое развитие.
  •  Физическое развитие.

 

    Кроме игрового комплекса предметно — пространственная среда была пополнена эталонными конструкторами: «Чудо-соты», «Геометрические фонарики», «Лепестки», «Черепашки», кораблик «Брызг - брызг».

    Главной особенностью этих игр является то, что их легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычных рамок. Кроме того, детали конструкторов и другие легко сочетаются между собой, что

дает простор для творчества детей и педагога. Для того, чтобы заинтересовать детей развивающими конструкторами В.Воскобовича, необходимо, прежде всего, увлечь ребёнка сказкой, дать ему возможность пережить сопричастность к персонажам. И только после этого, чтоб пережить снова очарование сказки, ребёнок потянется к этим играм и сам начнет создавать свои образы. Любая сказка -  это путь приобщения ребенка к основе социализации начинают формироваться чувство дружбы, товарищества, коллективизма, а также, более сложные социально-нравственные чувства: чувство любви к Родине, уважения к взрослым, гуманизм по отношению к природе.

     Так на пример: «Чудо-Соты» заключают в себе базовые объекты и предметы русских сказок: домики, животных, природное окружение. Они просты и понятны даже для детей младшего возраста. В них есть чёткие детали: ушки, глаза, большая голова. «Мыли свои ушки, мыли свои лапки», - говорим мы про зайчиков и выкладываем ушки, лапки и «тапочки».

Используя развивающую игру кораблик «Брызг-брызг», ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений. Кораблик «Брызг-брызг» является многофункциональной игрой, которая знакомит ребёнка с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.

        Вторым большим пособием стало приобретение развивающей, методической среды в виде сказок- «Фиолетовый лес. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

    В набор входит множество различных элементов: небо и облака, дорожка, лужайка, полянка, деревья, цветы, ажурные листья, золотые плоды, озеро Айс и необычные сказочные персонажи: Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок, Гусеница Фифа, мудрый паук Юк, девочка Долька, медвежонок Мишик, комплект персонажей Гусь и лягушки, галчонок Каррчик, китенок Тимошка, Краб  Крабыч, Крутик По, Луч Владыка, Магнолик, Околесик, пчёлка Жужа, кот Филимон Коттерфильд.

    Детям очень нравится развивающая среда «Фиолетовый лес», которая представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.

       Например, игра «Чудо-соты» - это чудо - острова, где главными героями выступает пчелка Жужа и ее друзья, «Математические корзинки» - это зверята - цифрята и нолик - Магнолик. С «Геоконтом» и «квадратом Воскобовича» знакомят «Малыш Гео» и «ворон Метр», а корабликом «Брызг-Брызг» командует «Гусь-капитан» и лягушки-матросы.

Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» способствует:

• Ознакомлению детей с временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром.

• Развитию пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения.

• Развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации.

 • Развитию аргументированной и доказательной речи.

Развивающая среда — это среда в которой ребенок находится на протяжении всего пребывания в детском саду, и она меняется в зависимости от погоды за окном, от изменений времени года. Поэтому «Фиолетовый лес» мы использвали, как календарь природы.

     Для детей среднего возраста мы добавляем: «Графический тренажер «Игровизор» с приложениями, «Чудо крестики», «Геоборт», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат».  В этом году приобрели: «Треузорчик», «Эталонные фигуры Ларчик», «Многоцветная елочка».

Все данные игры многофункциональны. На начальном уровне мы предлагаем ребенку собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Ребёнок, используя схемы, собирает различные образы фигур и предметов, а в заключении – по силуэту.

«Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, использовать схемы для решения поставленных задач. При кажущемся небольшом размере и меньшем количестве элементов, там есть зеркально отражённые детали. Именно они развивают пространственное воображение, заставляют думать, находить единственно правильный выбор и понимать, что не всегда есть заменители; иногда надо искать необходимый и значимый элемент.

        В занятие по ссылке вы увидите, как дети работают с «Чудо – крестиком», с «Квадратом Выскобовичем», с «Игровизором».

          Теперь игры Воскобовича наши главные помощники потому что – позволяют   закрепить цвета, величину, а также развивать у детей навыки моделирования и конструирования, развивают мелкую моторику, координацию глаз – рук. Эти игры мы используем систематически, видоизменяя и усложняя задачи. Стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учимся умению задавать умные вопросы и самим искать ответы на них. У детей появляется неограниченная возможность придумывать, фантазировать и творить. Тем самым достигая все планируемые результаты для детей младшего и среднего дошкольного возраста ФОП ДО.                                                                                                                                       Эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в самостоятельной. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.

      Таким образом, внесение в пространство игрового материала В.В.Воскобовича помогло нам организовать процесс развития дошкольников более интересным и увлекательным. Дети в нашей группе не спрашивают, чем заняться, они играют, растут и развиваются.

Фото детей, во время игры, говорит само за себя….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «АБВГДейка»

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «АБВГДейка»...

Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «Букварёнок»

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит усп...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ: «УЧИМСЯ, ИГРАЯ!» (ИГРЫ В.В.ВОСКОБОВИЧА) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРА

Цель программы: развитие интеллектуально- творческих способностей и совершенствование познавательных процессов дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....

ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...