Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «Букварёнок»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvaryonok.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Программа по развитию интеллектуально-творческих
способностей у детей
«Букварёнок»
Руководитель: Маликова С.Б.
г. Нижневартовск
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
Цель учебной программы – Обучение основам грамоты и чтения
Задачи программы:
- Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и предложениями.
- Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением.
- Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
- Формирование мотивации к обучению.
- Формировать навык самоконтроля.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трём направлениям:
– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.
Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:
1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
2.Обучение слогослиянию.
3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.
4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
5. Обучение осмысленному чтению предложений.
6. Обучение осмысленному чтению текстов.
На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.
Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:
1.Формирование понимания на уровне слова.
Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.
2.Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.
Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно - падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А также на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.
3.Формирование понимания на уровне текста.
На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.
Организация процесса обучения
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
Форма организации занятий – подгрупповая (до 10 человек).
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей:
– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25-30 минут
– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30-35 минут
Учебный план
форма проведения | количество занятий в год | количество занятий в неделю | |
Обучение чтению | фронтальная | 64 занятия | 2 занятия |
№ п/п | Тема | всего занятий |
1 | Мониторинг | 2 |
2 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а | 1 |
3 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у | 1 |
4 | Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о | 1 |
5 | Звуки [м] [м`] буква М м | 1 |
6 | Звуки [с] [с`] буква С с | 1 |
7 | Звуки [с] [с`] буква С с (закрепление) | 1 |
8 | Звуки [х] [х`] буква Х х | 1 |
9 | Звуки [х] [х`] буква Х х (закрепление) | 1 |
10 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
11 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
12 | Звуки [р] [р`] буква Р р | 1 |
13 | Звуки [р] [р`] буква Р р (закрепление) | 1 |
14 | Звуки [ш] буква Ш ш | 1 |
15 | Звуки [ш] буква Ш ш (закрепление) | 1 |
16 | Звук [ы] Буква Ы | 1 |
17 | Звуки [л] [л`] Буква Л | 1 |
18 | Чтение Л-Р | 1 |
19 | Звуки [н] [н`] Буква Н | 1 |
20 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
21 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
22 | Звуки [к] [к`] Буква К | 1 |
23 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
24 | Звуки [т] [т`] Буква Т | 1 |
25 | Звук [и] Буква И | 1 |
26 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
27 | Звуки [п] [п`] Буква П | 1 |
28 | Звуки [з] [з`] Буква З | 1 |
29 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
30 | Звук [й`] Буква Й | 1 |
31 | Чтение И-Й, ый-ий | 1 |
32 | Звуки [г] [г`] Буква Г | 1 |
33 | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. | 1 |
34 | Парные С-З, Г-К | 1 |
35 | Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж | 6 |
36 | Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я | 5 |
37 | Мягкий знак Ь | 1 |
38 | Звуки [ч`] Буква Ч ч | 2 |
39 | Звук [э] Буква Э э | 2 |
40 | Звуки [ц] Буква Ц ц | 3 |
41 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 1 |
42 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | 3 |
43 | Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | 2 |
44 | Чтение текстов, задания по карточкам | 2 |
45 | Мониторинг | 2 |
Итого | 64 |
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение:
Воспитатель с высшей квалификационной категорией.
Материально техническое обеспечение
№ | Наименование | |
1 | Демонстрационное учебно- наглядное пособие по обучению грамоте «Ступеньки грамоты» | 1 |
2 | Касса букв | 10 |
3 | Азбука разрезная | 2 |
4 | Азбука в картинках | 1 |
5 | Азбука Жуковой | 1 |
6 | Магнитная азбука | 1 |
7 | Наборы букв | |
8 | Карандаши цветные | 10 |
9 | Тетради рабочие | 10 |
10 | Развивающие игры | |
11 | Кофрограф «Ларчик» | 1 |
12 | Кубики с буквами и слогами | 5 |
13 | Говорящая азбука | 1 |
Мониторинг
Для выявления уровня усвоения детьми программы «Букварёнок» проводиться мониторинг два раза в год.
Тестовый лист диагностики навыка чтения
Летом.
Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. | 6 8 7 9 5 |
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
- Какая ягода поспела в саду?
- Кто собирал смородину в ведёрко?
- Куда девочка положила смородину?
- Что мама сварит из ягод?
- Что будут делать дети зимой в холода?
Скорость чтения _________ слов
Способ чтения: слоговое, целыми словами.
Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
Критерии оценки уровня усвоения программы кружка
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Читает целыми словами, без ошибок, отвечает на вопросы по тексту, понимает прочитанный текст. | Читает целыми словами, делает ошибки отвечая на вопросы, плохо ориентируется в тексте | Читает по слогам, не понимает прочитанного текста. |
Список литературы.
- Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010».
- Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001
- Н.В. Дурова Обучение дошкольников грамоте: дидактические материалы в четырёх книгах. Поиграем в слова, От слова к звуку, от звука к букве, Читаем сами. М., «Школьная Пресса» 2006.
- В.В. Мамаева, «Как помочь ребёнку научиться читать», Санкт- Петербург, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы музыкального развития в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа с приложением (календарно-тематическое планирование), составлена по парциальной программе "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы музыкального развития в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2016-2017 гг
Рабочая программа составлена по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» по направлению развития и образования детей «Музыкальная деятельность» (ФГОС ДО) для детей от 1.6 до 7 ле...
Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».
Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы музыкального развития в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» на 2018-2019гг, на основе Федерального государственного образовательного станд...