Картотека игр и упражнений направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
картотека
Картотека игр и упражнений направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Гусеница»
Цель: учить доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе продвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой. Руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
«Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре...
Дети присоединяются и тоже, все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре ... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее
«Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки. Если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д.
«А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет! Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
«Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимодействия между детьми.
В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким.
Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть больше 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
«Похвалишки»
Цель: повышение самооценки, значимости в коллективе.
Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами: «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу...»
На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо относиться к людям, окружающим нас.
«Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Помогите партнеру завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожные дети отказываются закрыть глаза, успокойте и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
«Минута шалости»
Может применяться для родителей.
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, создать настроение раскованности.
Участникам предлагается превратиться в озорных котят, которые под веселую музыку бегают, прыгают, скачут.
Рекомендации: Необходимо приготовить активизирующую музыку, ведущему желательно выполнять упражнение вместе с группой.
Если упражнение используется для детей, то в зависимости от возраста можно изменить инструкцию, в более старшем возрасте предложить:
«побегать так, как вы это делали в детстве, когда вам было хорошо и весело»
«Настроение и походка»
Может применяться совместно для родителей и детей.
Цель: Снять мышечное напряжение зажатость, учить учитывать невербальные жесты в общении.
Ведущий просит всех участников изобразить свое настроение движениями тела, походкой:
- Покапаем, как мелкий и частый дождик, а затем – как тяжелые большие капли.
- Полетаем, как воробей, а затем - как чайка, как орел.
- Походим как старая бабушка, как веселый клоун.
- Пройдемся как маленький ребенок, который учиться ходить.
- Дети, давайте осторожно подкрадемся к родителям, как кошка к птичке.
- Попрыгаем на кочках на болоте.
- Пройдемся как задумчивый человек.
- Дети, а теперь побежим навстречу к родителями обнимем их.
Рекомендации: Необходимо создать атмосферу непринужденности, подбадривать участников. В зависимости от возраста подбирать настроения-пантомиму.
Упражнения на мышечное расслабление
«Олени»
Представим себе, что мы олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки, они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох (3 раза).
Посмотрите: мы олени, Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени, А теперь немножко лени... | Руки не напряжены, А расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики. Дышится легко, Ровно и глубоко. |
«Загораем»
Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох.
Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим...
Напрягаем... Загораем! Опускаем (резко опустить)
Ноги не напряжены, а расслаблены!
«Пружинки»
Цель: расслабление мышц ног.
Перед началом работы дети должны повторить упражнения на расслабление мышц рук.
Руки не напряжены, а расслаблены.
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох (3 раза).
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки отпускай,
На пружинки нажимай...
Нет пружинок - отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
- Отдыхают ваши пальчики.
Дышится легко, ровно и глубоко.
«Штанга»
Цель: расслабление мышц ног и корпуса.
Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится, вдох-выдох.
Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом
Штангу с пола поднимаем, (наклониться вперед)
Крепко держим... (выпрямиться, руки вверх)
И бросаем!
Наши мышцы не устали и еще послушней стали.
Нам становится понятно, расслабление - приятно!
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
«Шарик»
Цель: расслабление мышц живота.
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар! Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох.
Воздух сам легко входит внутрь и выдох свободный, ненапряженный.
Вот как шарик надуваем! И рукою проверяем (вдох)
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем...
Дышится легко...
Ровно... глубоко...
«Кораблик»
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, достает носком пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряжение и расслабление мышцы ног. После обучения расслаблению ног, еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени, а теперь немного лени...
Напряженье улетело, и расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.
Дышится легко, ровно и глубоко...
«Сосулька»
Цель: Расслабление мышц рук.
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей.
Я буду читать загадку, а вы будете изображать сосульку. Когда я буду читать первую
строчку, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на вторую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетирует, выступаем. Здорово получилось!
«Винт»
Цель: Снятие мышечного зажима в области плечевого пояса.
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то вправо, то влево. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении.
Начали… Стоп!»
«Насос и мяч»
Цель: Расслабить максимальное количество мышц.
Данное упражнение можно проводить в паре: ребенок-родитель, ребенок-ребенок. «Разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С».
С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он:
1 - вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги,
2 - выпрямилось туловище,
3 - поднимается голова,
4 - надулись щеки, и руки отошли от боков.
Мяч надут. Насос перестал накачивать.
Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш».
Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Затем играющие меняются местами.
«Буратино и Пьеро»
Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры: Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
«Снеговик»
Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры: Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены.
Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
Релаксация
Цель: снятие мышечного напряжения.
Дети (родители) ложатся на ковер.
Инструкция: «Закройте глаза. Глубоко вдохните. Выдохните. Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы, шелестит трава, журчит ручей. Вот, на соседний цветок села прекрасная бабочка… Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки.
Вот мы почувствовали аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба – его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду, и ощутим сладость спелой земляники. Шелковая трава нежно щекочет нам руки, ноги, лицо. Кто почувствует прикосновение, может открыть глаза».
Рефлексия: Обсудить «увиденное» детьми
Психогимнастика
Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, желательно при приглушенном свете, а может использоваться на родительском собрании.
«Лицо загорает»
Упражнение направлено на напряжение и расслабление мышц лица.
«Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть
бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз.
Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица.
Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу».
Цель: оптимальная работа мышц, разгрузка позвоночника, снятие динамического напряжения
«Потянулись»
И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.
Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.
«Растишка»
И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.
Пауза – расслабиться.
«Аист»
И.п.: лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища.
Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя.
Пауза – расслабиться. Выполнять упражнение левой ногой.
«Гвоздик»
И.п.: лежа на спине, руки вытянуть за головой.
Вдох – руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя.
Пауза – расслабиться.
«Надуй шарик»
И.п.: лежа на спине, руки согнуть в локтях, ладони сложить на животе.
Вдох – напрягая мышцы пресса, живот надуть; выдох – живот втянуть.
Повторить упражнение 3-4 раза.
Игра-драматизация «Ваза»
Педагог рассказывает историю про девочку Машу:
- Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела на улицу. На столе у окна стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, а ваза упала. Девочка испугалась. И тут в комнату вошла мама ...
Как вы думаете, что она сделала и что сказала дочери? Что могла бы она сделать еще?
Если дети не могут найти подходящий выход из ситуации, то педагог предлагает им такой вариант: успокоить девочку; сказать, что ничего страшного не произошло, а потом выслушать ее объяснение того, что случилось на самом деле.
Цель - развитие способности переживать, выработка умения узнавать эмоции по их проявлению.
Педагог говорит:
- Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребенка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это мы будем без слов, с помощью прикосновений.
Дети выполняют задание
Игра-драматизация: «Никто меня не любит»
Данную историю можно разыграть самим детям, а можно в кукольном театре.
Герои истории: собака Рекс и мальчик.
«Рекс шел по улице, опустив низко голову. Неделю назад хозяин выгнал его из дома. Хотя и дома Рексу жилось не сладко — хозяин бил его, дергал за уши и за хвост,— но на улице ему стало еще хуже. Ему было холодно и голодно. Наголодавшись и намучившись за день, он засыпал где-нибудь на сухих листьях или в пустой коробке. Не смотря на то, что дома его не любили, его все время тянуло к подъезду, где жил его хозяин – мальчик Витя.
И хозяину собаки в эту ночь спалось плохо. Ему снился странный сон, что он — собака и идет по улице. Мальчик пытался объяснить прохожим, что он — человек и очень хочет есть, но прохожие только смеялись над его лаем, стараясь оттолкнуть от себя, даже уличные кошки и те - шипели на него. И Витя побрел куда глаза глядят. Вот, теперь и он стал никому не нужен, никто его не любит, как когда то Рекса.
Утром он проснулся от мысли, как плохо Рексу на улице. И тотчас же побежал искать его. Только выбежал на улицу, сразу увидел Рекса, спящего в пустой коробке около подъезда. Мальчик взял его на руки, крепко, крепко прижал к себе и сказал: «Любимый мой Рекс, прости меня, я тебя очень люблю!» Рекс не помнил зла и любил своего хозяина всем своим сердцем, он только лизнул его в ответ».
Рефлексия: Какие чувства испытывал Рекс, когда жил дома?
А когда оказался на улице? Что чувствовал мальчик, когда был
«собакой»? Почему Витя полюбил Рекса? И т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приёмов укрепления и сохранения своего здоровья.
"Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приемов укрепления и сохранения своего здоровья."...
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себеЛютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и а...
Картотека Игр с тревожными детьми, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
КАРТОЧКА 1“ГУСЕНЦА&rdquo...
Самооценка. Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
Сформированность самооценки и уровня притязаний играют роль в формировании личности ребенка, а также являются важным средством и условием успешного обучения. По мнению психологов, уже в 6- 7 лет дошко...
Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.
В данной картотеке собраны игры и упражнения способствующие овладению пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке....
Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.
Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....
Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....
- Мне нравится (2)