Самообразование «Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием Кубиков Блума»
материал

Аксентьева Евгения Юрьевна

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от гречэвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель, путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего на развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 г.

Тема: «Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием Кубиков Блума»

                                                                                             Воспитатель:

                                                                                                 Аксентьева Е.Ю.

2023

Пояснительная записка

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от гречэвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель, путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего на развитие речи.

Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире.

Цель использования эвристических бесед в развитии дошкольников :

повышение речевой активности детей дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации педагогического процесса.

Актуальность выбранной темы:

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень.

Умение интересно, понятно и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог — одно из важнейших достижений ребёнка дошкольного возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей дошкольного возраста играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению речевой активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный педагогом перед детьми, должен побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности.

Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? являются эвристическими и помогают воспроизвести по памяти, известную детям информацию.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:

1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос педагога и ответ ребёнка.

2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

Один из приемов эвристической беседы, разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, называется Кубик Блума.

12395

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Требования к вопросам:

вопросы должны быть посильными для воспитанников и вызывать у них познавательный интерес;

степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все дети;

исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих воспитанников;

диалог целесообразно чередовать с монологом воспитателя;

в процессе монолога детям сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;

Практическая значимость эвристической беседы

Использование эвристических бесед с применением "Кубика Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать речевую активность, активизировать словарный запас, в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.

Ценность использования эвристической беседы в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами в беседе. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

Цель: развитие речи детей через использование метода эвристической беседы с использованием Кубика Блума.

Задачи:

Развитие речи, мышления, внимания, памяти.

Обучение детей систематизированию материала по лексическим темам.

Учить детей выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; способствовать развитию словарного запаса и связной речи.

Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Развитие навыка одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Учить выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.

Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений

 Воспитывать в детях желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Пробуждать речевую активность: умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми.

Формы работы с родителями:

  • консультации;
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • развитие речи детей и ее основных функций;
  • совершенствование навыков коммуникации;
  • закрепление представления об окружающем мире.
  •  развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи детей дошкольного возраста с использованием Кубика Блума;
  • пополнена  РППС.

Срок реализации: 1 год (2023 – 2024 учебный год)

Методическая работа

Форма работы

Сроки

Форма отчета

Изучение и сбор методической литературы по данной проблеме.

В течение года.

Изучение и просмотр статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»

Подобрать коммуникативные игры.

В течении года

Картотека игр

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей. «Особенности речевого развития детей 6-7 лет»
  2. Консультация для родителей «Эвристическая беседа – что это?».
  3.  Консультация для родителей «Развитие речи с помощью Кубика Блума»
  4. Рекомендации для родителей «Развитие речи  или несколько идей, о чем поговорить с ребенком дома» (Темы для беседы с помощью Кубика Блума)

Ноябрь-май.

Наличие консультаций,  рекомендаций.

Создание картотеки Кубиков Блума

В течении года

Наличие данного материала.

Презентация «Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием Кубиков Блума»

Март 2023

Презентация

План работы на 2023-2024 учебный год

                                           Работа с детьми    

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Знакомство с Кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил работы с ним

Сформировать знания детей о Кубике Блума.

Кубик Блума по теме «Осень»

Развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Кубик Блума по теме «Сельскохозяйственные профессии»

Сформировать знания детей о профессиях в сельском хозяйстве

*Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них.

       Октябрь

Просмотр презентации «Эврика в детском саду»

Познакомить детей с героем-помощником Эврика. Дать понять, что такое «эврика»

Эвристическая беседа на тему «Перелетные птицы»

Развивать связную речь детей; развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума по теме «Поговорим о Родине»

Продолжить развивать связную речь и умение выражать свое мнение.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

   Ноябрь

«Загадки на сообразительность и развитие воображения»

Продолжить развивать мышление и речь

Эвристическая беседа на тему «Родной край»

Развивать связную речь детей; развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума по теме «Как звери готовятся к зиме»

Продолжить развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

   Декабрь

Эвристическая беседа на тему «Удивительны вопрос»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума на тему «Дикие животные»

Продолжить развитие умственных и речевых способностей детей. Строить логически правильные высказывания

Кубик Блума на тему «Волшебный праздник Новый год»

Продолжать развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Эвристическая беседа на тему «Безопасность или один дома»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

   Январь

Игры на развитие критического мышления «Корзина идей»

Развитие критического мышления и связной речи детей.

Эвристическая беседа с использованием кубика Блума на тему «Безопасность зимой»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Февраль

Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Запомни-повтори»

Продолжить развивать внимание и логическое мышление детей.

Эвристическая беседа с использованием кубика Блума на тему «Папин праздник»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубик Блума на тему «Военные профессии»

Продолжить развивать связную речь и умение  высказывать  свое мнение.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

Март

Эвристическая беседа с использованием кубика Блума на тему «Весна»

Сформировать знания времени года «Весна». Развивать связную речь.

Кубик Блума на тему «Мамин праздник»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.

Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Толстые и тонкие вопросы.»

Продолжить развивать память, мышление и речь детей.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

Апрель

Создание кубика Блума на тему «Цирк»

Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности,  стремления к поиску нестандартных решений и задач

Эвристическая беседа с использованием кубика Блума на тему «Космос»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Создание кубика Блума на тему «Неизвестная планета»

Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности,  стремления к поиску нестандартных решений и задач

Эвристическая беседа с использованием кубика Блума на тему «Мир насекомых»

Продолжать развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Май

Эвристическая беседа с использованием кубика Блума на тебу «9 мая – День Победы!»

Продолжать развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубики Блума на тему «Военная техника»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.

Создание кубика Блума по своему усмотрению

Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности,  стремления к поиску нестандартных решений и задач

*Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума проходит с детьми, отсутствующими на какой-либо из тем.

Выводы                                                                                                        Внедрение в образовательный процесс развивающих игр и упражнений и широкое использование метода эвристической беседы с применением  «Кубика Блума», обеспечивает реальный, практический результат. У воспитанников развиваются речемыслительные способности, раскрываются творческие возможности, а также способность решать проблемные ситуации, реализуется мощный речевой потенциал, существующий изначально у каждого ребёнка.

Таким образом, своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Речь детей становится более понятной, грамматически правильной. С большей уверенностью дети могут рассказать алгоритм своих действий, что помогает им в составлении рассказа, пересказе.

Используемая литература

1.Аствацатуров Г.О. Кубик Блума как приём педагогической техники http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

2. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2019.

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/13/innovatsionnaya-tehnologiya-kubik-bluma

4. Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно - методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019. - с. 102.

5.https://infourok.ru/evristicheskaya-sokraticheskaya-beseda-kak-metod-obucheniya-4736726.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эвристическая беседа – метод развития речи – доказательства.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности дошкольников на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию  изучаемого материала, практическому испол...

Эвристическая беседа как метод развития речи

в статье раскрыто понятие эвристической беседы, принципы планирования и организации, также представлены планы - конспекты бесед....

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Дневник по самообразованию тема Синквейн – как метод развития речи

Дневник самооборазования на тему  Синквейн как метод равития речи...

Использование кубика Блума для развития речи детей Мочалина О.А.

Мастер-класс: «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста» Подготовил воспитатель МАДОУ №29 «Золушка»Мочалина О.А.– Добрый день, ув...

Развитие речи дошкольников с использованием кубика Блума

Проект "Развитие речи старших дошкольников с использованием кубика Блума...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».

Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться?  Со...