Образовательный проект "Пчела- великое чудо природы"
проект (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Образовательный проект
«Пчела – великое чудо природы»
Составила:
Воспитатель Миннуллина Г. И.
Туймазы, 2023г.
Тема: «Пчелы – великое чудо природы»
Цель проекта: Расширения знаний детей о пчелах - о их роли в природе.
Задачи проекта:
в работе с детьми:
образовательные:
- формировать у детей элементарные представления о пчелах и их строении, пчелиной семье, способах передвижения, о пользе пчел в природе и для человека;
- расширять представление детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск, перга) и использовании их человеком;
- обогащать словарь детей в процессе знакомства с пчелами (улей, соты, нектар, пчеловод, пасечник, пасека);
- познакомить детей с профессией пчеловода;
развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
в работе с педагогами:
- формировать навыки сотрудничества между участниками образовательного процесса в рамках проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
- расширять базу педагогического мастерства.
в работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для познавательного развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий,
по продолжительности – краткосрочный
по числу участников – групповой
Участники: педагоги, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: с 19.06.2023г. по 30.06.2023г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Исследователями установлено, что в России им занимались еще в XI веке. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населенные пункты, леса, поймы рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой отличную базу для медосбора.
Продуктом жизнедеятельности пчел является мед - ценнейший продукт, который дарит нам Её Величество Природа. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, отличающийся прекрасными вкусовыми качествами, но и как диетический и лечебный продукт.
При изучении темы воспитанники знакомятся с условиями жизни насекомых, расширяются представления детей о жизни пчел. Воспитывается бережное отношение к пчелам, к продуктам пчеловодства и к окружающему миру в целом.
Ожидаемый результат:
- сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; - ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод;
- воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел.
Формы и методы и работы:
- создание игровых и проблемных ситуаций;
- режимные моменты;
- ООД;
- чтение художественной литературы; использование малых фольклорных форм;
- наблюдения, беседы;
- тематические картинки и альбомы;
- рассматривание иллюстраций
- настольные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- пальчиковые гимнастики;
- заучивание стихотворений, пословиц;
- консультации для родителей и т.д.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание работы | Предполагаемые результаты |
I этап – подготовительный 19.06.2023г.- 21.06.2023г. | - Выбор темы, обозначение проблемы. - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. | - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников. - Выявление уровня развития детей по теме. - Накопление информации по теме. - Подбор художественно-литературного материала, оборудования его структурирование и систематизирование по теме. - Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта. - Изготовления родителями улья для участка. |
II этап – основной 22.06.2023г. – 28.06.2023г. | - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта - Оформление материалов - Проведение итогового мероприятия проекта
| Дидактические игры: «Помоги пчелке», «Что нужно пчеловоду», «Отгадай насекомое», «Трудолюбивая пчелка». Создание лэпбука: «Башкирский мед». Создание библиотеки: книги о пчелах, продуктах пчеловодства; иллюстрации, Видеотека: мультфильмы «Медовый переполох», «Пчела Майя», «Лунтик». - Составление рассказов на тему: «Чем полезна пчела». - ООД по ознакомлению с окружающим миром, «Что мы знаем о пчелах», - Беседы: «Кто такой пчеловод», «Интересные факты из жизни пчел», «Как пчелы строят соты», «Откуда пчелы берут воск?», «Как пчелы общаются друг с другом?», «Когда пчелы танцуют?», «Кто такие трутни?». «Продукты пчеловодства», «Какие бывают сорта меда». - Наблюдение за пчелами на участке детского сада, в группе, в парке. - Подвижные игры «Пчелы», русская народная игра «Пчелы и мед», - Пальчиковые игры «Пчелки», «Трудолюбивая пчела», гимнастика для глаз «Пчела-оса». - Рисование на тему: «Пчелки летят в улей». - Аппликация «Пчелки». Лепка «Веселые пчелки». - Ручной труд «Пчелы на цветочной поляне», «Пчелы», «Соты для пчел». - Аппликация на тему «Пчелы на цветочной полянке» . - Ознакомление с художественной литературой: башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле», К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках». - Заучивание стихотворения «Пчелка». - Загадки на тему: «Пчела», «Насекомые». |
III этап – заключительный 29.06.2023г. – 30.06.2023г. | - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта. | - Итоговые работы родителей к конкурсу-выставке «Удивительный мир пчел», - Подведение итогов проекта, создание улья с пчелами и сотами на участке. Дети знают и называют: - пчелу, особенности его строения (шесть лап); - пчелы, его внешний вид, место обитания, пищу; - отличительные признаки пчелы от других насекомых; - как добывает себе пищу; - структура улья и обязанности пчёл в семье; - весенние приметы и явления; - дети стали более самостоятельны; - у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей. - Оформление выставки детских работ. |
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложения (конспекты ООД, фотоматериалы, работы детей и т.д.)
Тематический план на неделю
День недели | Время проведения | Формы и методы проведения |
Понедельник | Утро
| Беседа «Интересные факты из жизни пчел». Цель: уточнить знания детей о пчелах, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Дидактическая игра «Отгадай насекомое» Цель: развивать у детей внимание, воображение, мышление. Дежурство в уголке природы: протираем растения. |
| ООД
| 1.Ознакомление с окружающим миром Тема: «Что мы знаем о пчелах» Задачи: - образовательные: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, соты, нектар, опыление, пасека, пчеловод; формировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком); Обогащать духовный мир детей, умение видеть красоту в ближайшем окружении; - развивающие: развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения; развивать обоняние; - воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к живой природе. Предварительная работа: Наблюдение за пчелой на участке детского сада, просмотр мультфильмов: «Медовый переполох» «Пчела Майя». Средства реализации: картинки и фотографии с изображением пчел, сот, пасеки, цветущий луг, Подбор художественной литературы: (Марина Бородина «Разговор с пчелой», загадки), натуральный мёд в вазочке и ложечки по количеству детей. 2. Рисование: Тема: «Веселые пчелки» Задачи: -образовательные: приучать передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности пчёл; закрепить умение работать над замыслом, композицией рисунка – равномерно располагать изображение на всём листе; - развивающие: развивать творческое воображение; - воспитательные: воспитывать уважение к природе и насекомым. Предварительная работа: беседа о пчёлах; рассматривание иллюстраций; Средства реализации: плакат строения пчелы, альбом, цветные карандаши, салфетки. |
Прогулка
| Наблюдение за облаками Цель: развивать наблюдательность. Ход наблюдения Рассмотреть облака. Обратить внимание на разнообразие их форм, изменчивость движения. Вспомнить, каким было небо в разное время года и в разное время суток. Художественное слово «НА что похожи облака?» На что похожи облака? На кусочки ваты! Их несет вперед река и не вернет обратно. Облака – друзья чудес, возникают, тают, Среди голубых небес просто вырастают. Может кем угодно быть облако большое: Кораблем по небу плыть, стать дедом с бородою… Может и медведем стать, зайцем, крокодилом, По лугу конем скакать – все облаку по силам! На что похожи облака?.. Подвижные игры: «Салки», «Прятки» Цель: учить детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам игры, развивать ловкость, быстроту реакции. Оздоровительная пробежка по территории детского сада. Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: учить детей классифицировать предметы в соответствии с их назначением. Развивать наблюдательность, формировать умение доказывать правильность суждений. Инд. работа с Мишей, Демидом, Радмилой. «Кто быстрее?» Цель: отрабатывать навыки передачи эстафеты; развивать ловкость, выносливость; умения выступать в команде; развивать коммуникативные навыки. Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от мелкого мусора. Цель: формирование навыков коллективного труда. | |
II Половина дня
| ЧХЛ. Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле». Цель: познакомить с произведением; приучать сопереживать героям сказки. Самостоятельные игры в центре конструирования Цель: развитие конструкторских умений, дружеских отношений в группе. | |
Прогулка | Наблюдение за изменениями в природе Цель: Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, появлением насекомых. Ход наблюдения Художественное слово Е. Карганова Если снег повсюду тает, день становится длинней, Подвижные игры: «Ловишки с мячом» Цель: учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения. Дидактическая игра «Когда это бывает» Цель: учить самостоятельно составлять задания разной сложности для игры, развивать речь. Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы. | |
Вторник | Утро | Рассматривание иллюстрации и строение пчелы Цель: предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения. Пальчиковые игры «Пчелки», «Трудолюбивая пчела». Самостоятельная двигательная деятельность детей. Цель: формировать у детей культуру движений, поощрять инициативность, самостоятельность, творчество |
ООД | 1.Музыка (по плану специалиста) 2. Аппликация Тема: «Пчелки» Цель: Продолжать воспитывать интерес к аппликации. Задачи: - образовательные: упражнять в умении вырезывании нарисованного силуэта; делить круг пополам; вырезать круг из квадрата; использовать кисть, клей, салфетку; располагать детали в нужном порядке; - развивающие: развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым; -воспитывающие: воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к родной природе. Средства реализации: иллюстрации насекомых, образец аппликации бумаги с нарисованными силуэтами тела пчелки, желтый круг (3 черные полоски 6 белых квадратов, 4 черных квадрата , клей, кисточки, клеенки, салфетки, ножницы. Предварительная работа: беседы о насекомых. | |
Прогулка | Наблюдение за пчелой. Цель: уточнить знания о питании, способе передвижения, о пользе. Развивать речь, внимание. Д/и. «Какие насекомые?» Цель: развивать умение подбирать относительные прилагательные. Инд. раб. с Тамерланом, Аланом, Саматом по развитию мелкой моторике рук. Цель: закрепить умение рисовать мелками насекомых; Развивать выразительное чтение. Выйди, радуга - дуга, На зеленый луг Своим концом, Золотым венцом. П/и. «Медведь и пчелы» Цель: воспитывать умение проявлять честность, активность в игре. МПИ «Море волнуется», «Великаны - карлики» Цель: развитие двигательной активности. Познавательно -исследовательская деятельность Взять на прогулку баночки (пласт. стакана), налить в них воду. Выяснить, какие насекомые прилетели к воде. Цель: продолжать знакомить с разнообразием мира природы. Самостоятельная игровая деятельность Цель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее | |
2 половина дня | КГН. Закреплять у детей умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Д/и. «Помоги пчелам» Цель: закрепить знания о цветах, развивать внимание; рассказать и показать свойства меда; активизировать словарь. Упр. на дыхание «Помоги пчелке взлететь» Цель: закрепить умение правильно выполнять вдох и выдох. ЧХЛ «Заучивание стихотворения «Пчелка» Цель: закрепить знания о разнообразии насекомых, умение отвечать на вопросы. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
Прогулка | Наблюдение за изменениями в природе Цель: Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, жизнью насекомых. Ход наблюдения Подвижные игры: «Ловишки с мячом», «Пятнашки» Цель: учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения, развивать быстроту бега, ловкость. Д/и «Когда это бывает» Цель: учить самостоятельно составлять задания разной сложности для игры, развивать речь. Творческие задания «Поиграем - угадаем» Цель: развивать пантомимические навыки, способствовать эмоциональному подъему. Предложить нарисовать детям цветными мелками «Бабочку». Цель: передавать образ в рисунке образ паучка: закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования; развивать образное восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
Среда | Утро | Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой». Цель: уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе. Дидактическая игра «Летает – не летает». Цель: развивать у детей внимание и память. Игра – перевоплощение «Если бы ты был пчелой». Цель: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого, сформировать желание защитить бабочек, любоваться ими. |
ООД |
Тема: Волшебное превращение киндер – сюрприза в пчёлку. Цель: продолжать воспитывать интерес к лепке, развивать творчество детей. Задачи: -образовательные: приучать создавать фигуру из бросового материала (капсулы и киндер – сюрприза) применяя знания у детей знания по пройденному материалу, а именно: отщипывание маленьких кусочков, скатывание, расплющивание. - развивающие: развивать координирование движения рук, развивать творческие способности; пространственного воображения, фантазии. Средства реализации: Подкладные доски для лепки, капсулы и киндер– сюрприза, пластилин белого, черного, красного цветов. Образец готового изделия из киндер – сюрпризов. Образцы изделий из бросового материала; из пластмассовых бутылок: цветок, ваза, бабочка; из полиэтилена: собачка.
| |
Прогулка | Наблюдение за муравьиной тропой. Рассмотреть насекомых, не нанося им вред, воспитывать бережное отношение к ним. Поручить детям помочь малышам собрать игрушки,формировать заботливое отношение к малышам. Игры с песком: развивать конструктивные навыки, умение выделять разнообразные свойства песка, включая разные органы чувств. Д/и «Новоселье у насекомых" Цель: упражнять в понимании смысла пространственных предлогов и наречий и употреблении их в речи. Инд. раб. по развитию движений с Миланой, Самиром. Цель: закрепить умение подбрасывать и ловить мяч одной рукой. П/и «По муравьиной тропе» Цель: развивать внимание, ориентировку на участке детского сада. МПИ «Кати в цель», «Догони мяч». Цель: развивать глазомер и точность. Инд.раб с подгруппой мальчиков. Элементы футбола. Цель: учить подавать мяч прямым пасом ногой в заданном направлении, закатывать в ворота. Оздоровительная ходьба вокруг детского сада. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
2 половина дня | КГН. Закреплять у детей умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Закаливание «Дорожка здоровья» Просмотр фильма «Жизнь пчелы» П/и «Пчелы и мед»» Цель: совершенствовать умение прыгать в высоту, сохраняя равновесие. Итог дня: беседа с воспитанниками по вопросам: « Что интересного узнали за этот день? Что больше запомнилось? Что полезного сделали, кому помогли? Чему научились? Чем бы хотели заняться завтра?» Цель: подведение итогов, анализ событий дня, корректировка плана работы на следующий день с учетом итогов дня сегодняшнего. | |
Прогулка | Наблюдение. Обратить внимание на состояние природы после дождя. Определить значение воды для всего живого, воспитывать бережное отношение к воде. Инд. раб. по развитию движений - метание мяча в цель с Аланой, Арсеном. Цель: развивать глазомер, отрабатывать замах. Привлечь детей к прополке сорняков на клумбе вдоль дорожки. Цель: воспитывать трудолюбие. Д/и «Поймай звук» Цель: развивать фонематическое восприятие. П/и с мячом «Кто больше назовет насекомых» Цель: развивать умение отбивать и ловить мяч двумя руками, закрепить названия насекомых. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом | |
Четверг | Утро | Беседа «Кто такой пчеловод» Цель: закрепить знания о пчелах; расширять знания о профессии пчеловода (пасечника); развивать интерес о насекомых и о труде человека. Дидактическая игра «Что нужно пчеловоду» Цель: закрепить знания о профессии пчеловода (пасечника); развивать интерес о насекомых и о труде человека. Самостоятельная деятельность в центрах занятости. Цель: Обучение детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам. КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). За обедом продолжать учить доедать пищу, пользоваться салфеткой. Дежурство по столовой. Цель: Прививать желание детей выполнять обязанности дежурного, накрывать на стол в соответствии с блюдом. |
ООД
| 1.Физическая культура (по плану специалиста) 2. Лепка Тема: «Веселые пчелки». Задачи: - образовательные: приучать создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание; - развивающие: развивать словарь, мелкую моторику рук, координировать движения рук, творческое воображение; - воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям. Средства реализации: пластилин (жёлтого, чёрного, белого цвета); салфетка для рук; доска для лепки. Демонстрационный материал: искусственный цветок с пчёлкой-образцом. | |
Прогулка
| Наблюдение за божьей коровкой Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы: Всех жуков она милей, спинка алая у ней, А на ней кружочки — черненькие точки. (Божья коровка.) Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. П/и: «Пингвины с мячом», «Не наступи». Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями. И/Р с Саматом, Аланой: Прыжки через скакалку Цель: развивать двигательную активность. МПИ: «Курай» Цель: расширять знания детей о народных играх башкирского народа. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
2 половина дня | Гимнастика после сна. Ходьба по ребристой дорожке. Вечерний круг. Предложить детям раскраски по теме «Пчелы». Совершенствовать навыки раскрашивания ЧХЛ. Фридерун Райхенштеттер, Ханс-Гюнтер Деринг «Как живет пчелка» Цель: формировать умения, связанные с коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи. | |
Прогулка | Наблюдение за цветником Цель: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? П/и «Ловишки». Цель: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость. Труд. деят: Полив цветов на клумбе. Цель: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений. Самостоятельные игры детей с выносным материалом (лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы). Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Найди игрушку» Цель: учить ходить в определённом направлении, начинать движение по сигналу воспитателя.. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом за зимним небом. | |
Пятница | Утро
| Утренний круг Пальч. гимн. «Прилетела к нам вчера, полосатая пчела». Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук. Разгадывание загадок про насекомых. Цель: формировать у детей умение разгадывать загадки-описания. Дежурство в уголке природы: упражнение «Доктор для растений». Цель: формировать умение детей проводить осмотр растений, проверять, нет ли вредителей, при необходимости обрабатывать растения мыльным раствором. |
ООД
| 1.Физическая культура (по плану специалиста) 2. ЧХЛ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Пчёлки на разведках по графическим схемам» Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках». Задачи: - образовательные: обучать связному, последовательному, осознанному и выразительному пересказу с наглядной опорой в виде графической схемы, отражающей последовательность событий; активация и обогащение словаря по теме «Насекомые»; -развивающие: развивать связную речь, память, внимание; - воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе. Средства реализации: Портрет К. Д. Ушинского, карточки схемы, картинки «Насекомые», игровое пособие «Засели домики». | |
Прогулка
| Наблюдение за комаром Цель: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: Очень маленький на вид, надоедливо звенит. Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) Как выглядит комар? Как он передвигается? Есть ли у комаров уши? Чем питаются комары? Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки о комарах вы знаете? У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы. Подвижные игры: «Пронеси, не урони», «Пожарные». Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие. Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Выносной материал: лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы.
Трудовая деятельность: Посадка картофеля. Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.
| |
2 половина дня
| Игровая деятельность по интересам детей. Цель: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Заинтересовать играми по обучению грамоте «Соедини картинки», «Составь слово». Цель: закреплять буквы русского алфавита, обогащать словарный запас детей, активизировать речь, развивать произвольное внимание, логические мышление, память. Рассматривание лэпбука «Пчелы» Цель: закрепить полученные знания; приучать отличать семейство пчел и их функции; расширить знания о меде. | |
Прогулка
| Наблюдение за радугой Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку. Что за чудо — красота! Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти. (Радуга.) Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке. Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет. Воспитатель дает задание, задает вопросы. Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу. Когда исчезнет радуга? Когда она может появиться? Что это за явление — радуга? Труд. деят: Сбор мусора на участке. Цель: оказывать помощь дворнику. П/и «Мы — веселые ребята» Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий. Инд.раб. с подгруппой мальчиков: Развитие движений. Цель: закреплять умение двигаться спиной вперед |
Заключение
В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес.
В ходе реализации проекта мои дети показали хорошие результаты:
-дети хорошо знают о жизни пчелы и ее друзей;
-имеют представление о материалах, из которых изготовлены соты, улей;
-владеют навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
-познакомились с трудом пчеловода;
-знают о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства. Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Результатом проекта мы считаем, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел, – и это изготовление улья с пчелами и сотами на нашем участке.
Литература
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2002 г.
2.Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? –М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г.
3.Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А.– М.: Линка - Пресс, 2008 г.
4. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
5. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г.
6. Большая энциклопедия природы. – М.: ООО «Мир книги», 2004г.
7. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: учитель, 2004 г. 8. Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.: Дрофа, 1996
9.Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.
10. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009.
11. «Познакомься, это букашки». – М.: «Махаон», 1999.
12. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»
13. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.
14. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_pchely.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Образовательный проект
«Пчела – великое чудо природы»
Составила:
Воспитатель Миннуллина Г. И.
Туймазы, 2023г.
Тема: «Пчелы – великое чудо природы»
Цель проекта: Расширения знаний детей о пчелах - о их роли в природе.
Задачи проекта:
в работе с детьми:
образовательные:
- формировать у детей элементарные представления о пчелах и их строении, пчелиной семье, способах передвижения, о пользе пчел в природе и для человека;
- расширять представление детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск, перга) и использовании их человеком;
- обогащать словарь детей в процессе знакомства с пчелами (улей, соты, нектар, пчеловод, пасечник, пасека);
- познакомить детей с профессией пчеловода;
развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
в работе с педагогами:
- формировать навыки сотрудничества между участниками образовательного процесса в рамках проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
- расширять базу педагогического мастерства.
в работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для познавательного развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий,
по продолжительности – краткосрочный
по числу участников – групповой
Участники: педагоги, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: с 19.06.2023г. по 30.06.2023г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Исследователями установлено, что в России им занимались еще в XI веке. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населенные пункты, леса, поймы рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой отличную базу для медосбора.
Продуктом жизнедеятельности пчел является мед - ценнейший продукт, который дарит нам Её Величество Природа. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, отличающийся прекрасными вкусовыми качествами, но и как диетический и лечебный продукт.
При изучении темы воспитанники знакомятся с условиями жизни насекомых, расширяются представления детей о жизни пчел. Воспитывается бережное отношение к пчелам, к продуктам пчеловодства и к окружающему миру в целом.
Ожидаемый результат:
- сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; - ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод;
- воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел.
Формы и методы и работы:
- создание игровых и проблемных ситуаций;
- режимные моменты;
- ООД;
- чтение художественной литературы; использование малых фольклорных форм;
- наблюдения, беседы;
- тематические картинки и альбомы;
- рассматривание иллюстраций
- настольные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- пальчиковые гимнастики;
- заучивание стихотворений, пословиц;
- консультации для родителей и т.д.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание работы | Предполагаемые результаты |
I этап – подготовительный 19.06.2023г.- 21.06.2023г. | - Выбор темы, обозначение проблемы. - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. | - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников. - Выявление уровня развития детей по теме. - Накопление информации по теме. - Подбор художественно-литературного материала, оборудования его структурирование и систематизирование по теме. - Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта. - Изготовления родителями улья для участка. |
II этап – основной 22.06.2023г. – 28.06.2023г. | - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта - Оформление материалов - Проведение итогового мероприятия проекта | Дидактические игры: «Помоги пчелке», «Что нужно пчеловоду», «Отгадай насекомое», «Трудолюбивая пчелка». Создание лэпбука: «Башкирский мед». Создание библиотеки: книги о пчелах, продуктах пчеловодства; иллюстрации, Видеотека: мультфильмы «Медовый переполох», «Пчела Майя», «Лунтик». - Составление рассказов на тему: «Чем полезна пчела». - ООД по ознакомлению с окружающим миром, «Что мы знаем о пчелах», - Беседы: «Кто такой пчеловод», «Интересные факты из жизни пчел», «Как пчелы строят соты», «Откуда пчелы берут воск?», «Как пчелы общаются друг с другом?», «Когда пчелы танцуют?», «Кто такие трутни?». «Продукты пчеловодства», «Какие бывают сорта меда». - Наблюдение за пчелами на участке детского сада, в группе, в парке. - Подвижные игры «Пчелы», русская народная игра «Пчелы и мед», - Пальчиковые игры «Пчелки», «Трудолюбивая пчела», гимнастика для глаз «Пчела-оса». - Рисование на тему: «Пчелки летят в улей». - Аппликация «Пчелки». Лепка «Веселые пчелки». - Ручной труд «Пчелы на цветочной поляне», «Пчелы», «Соты для пчел». - Аппликация на тему «Пчелы на цветочной полянке» . - Ознакомление с художественной литературой: башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле», К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках». - Заучивание стихотворения «Пчелка». - Загадки на тему: «Пчела», «Насекомые». |
III этап – заключительный 29.06.2023г. – 30.06.2023г. | - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта. | - Итоговые работы родителей к конкурсу-выставке «Удивительный мир пчел», - Подведение итогов проекта, создание улья с пчелами и сотами на участке. Дети знают и называют: - пчелу, особенности его строения (шесть лап); - пчелы, его внешний вид, место обитания, пищу; - отличительные признаки пчелы от других насекомых; - как добывает себе пищу; - структура улья и обязанности пчёл в семье; - весенние приметы и явления; - дети стали более самостоятельны; - у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей. - Оформление выставки детских работ. |
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложения (конспекты ООД, фотоматериалы, работы детей и т.д.)
Тематический план на неделю
День недели | Время проведения | Формы и методы проведения |
Понедельник | Утро | Беседа «Интересные факты из жизни пчел». Цель: уточнить знания детей о пчелах, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Дидактическая игра «Отгадай насекомое» Цель: развивать у детей внимание, воображение, мышление. Дежурство в уголке природы: протираем растения. |
ООД | 1.Ознакомление с окружающим миром Тема: «Что мы знаем о пчелах» Задачи: - образовательные: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, соты, нектар, опыление, пасека, пчеловод; формировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком); Обогащать духовный мир детей, умение видеть красоту в ближайшем окружении; - развивающие: развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения; развивать обоняние; - воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к живой природе. Предварительная работа: Наблюдение за пчелой на участке детского сада, просмотр мультфильмов: «Медовый переполох» «Пчела Майя». Средства реализации: картинки и фотографии с изображением пчел, сот, пасеки, цветущий луг, Подбор художественной литературы: (Марина Бородина «Разговор с пчелой», загадки), натуральный мёд в вазочке и ложечки по количеству детей. 2. Рисование: Тема: «Веселые пчелки» Задачи: -образовательные: приучать передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности пчёл; закрепить умение работать над замыслом, композицией рисунка – равномерно располагать изображение на всём листе; - развивающие: развивать творческое воображение; - воспитательные: воспитывать уважение к природе и насекомым. Предварительная работа: беседа о пчёлах; рассматривание иллюстраций; Средства реализации: плакат строения пчелы, альбом, цветные карандаши, салфетки. | |
Прогулка | Наблюдение за облаками Цель: развивать наблюдательность. Ход наблюдения Рассмотреть облака. Обратить внимание на разнообразие их форм, изменчивость движения. Вспомнить, каким было небо в разное время года и в разное время суток. Художественное слово «НА что похожи облака?» На что похожи облака? На кусочки ваты! Их несет вперед река и не вернет обратно. Облака – друзья чудес, возникают, тают, Среди голубых небес просто вырастают. Может кем угодно быть облако большое: Кораблем по небу плыть, стать дедом с бородою… Может и медведем стать, зайцем, крокодилом, По лугу конем скакать – все облаку по силам! На что похожи облака?.. Подвижные игры: «Салки», «Прятки» Цель: учить детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам игры, развивать ловкость, быстроту реакции. Оздоровительная пробежка по территории детского сада. Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: учить детей классифицировать предметы в соответствии с их назначением. Развивать наблюдательность, формировать умение доказывать правильность суждений. Инд. работа с Мишей, Демидом, Радмилой. «Кто быстрее?» Цель: отрабатывать навыки передачи эстафеты; развивать ловкость, выносливость; умения выступать в команде; развивать коммуникативные навыки. Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от мелкого мусора. Цель: формирование навыков коллективного труда. | |
II Половина дня | ЧХЛ. Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле». Цель: познакомить с произведением; приучать сопереживать героям сказки. Самостоятельные игры в центре конструирования Цель: развитие конструкторских умений, дружеских отношений в группе. | |
Прогулка | Наблюдение за изменениями в природе Цель: Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, появлением насекомых. Ход наблюдения Художественное слово Е. Карганова Если снег повсюду тает, день становится длинней, Подвижные игры: «Ловишки с мячом» Цель: учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения. Дидактическая игра «Когда это бывает» Цель: учить самостоятельно составлять задания разной сложности для игры, развивать речь. Самостоятельная деятельность с выносным материалом: машины, лопатки для песка, ведра, формочки, мячи, куклы. | |
Вторник | Утро | Рассматривание иллюстрации и строение пчелы Цель: предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения. Пальчиковые игры «Пчелки», «Трудолюбивая пчела». Самостоятельная двигательная деятельность детей. Цель: формировать у детей культуру движений, поощрять инициативность, самостоятельность, творчество |
ООД | 1.Музыка (по плану специалиста) 2. Аппликация Тема: «Пчелки» Цель: Продолжать воспитывать интерес к аппликации. Задачи: - образовательные: упражнять в умении вырезывании нарисованного силуэта; делить круг пополам; вырезать круг из квадрата; использовать кисть, клей, салфетку; располагать детали в нужном порядке; - развивающие: развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым; -воспитывающие: воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к родной природе. Средства реализации: иллюстрации насекомых, образец аппликации бумаги с нарисованными силуэтами тела пчелки, желтый круг (3 черные полоски 6 белых квадратов, 4 черных квадрата , клей, кисточки, клеенки, салфетки, ножницы. Предварительная работа: беседы о насекомых. | |
Прогулка | Наблюдение за пчелой. Цель: уточнить знания о питании, способе передвижения, о пользе. Развивать речь, внимание. Д/и. «Какие насекомые?» Цель: развивать умение подбирать относительные прилагательные. Инд. раб. с Тамерланом, Аланом, Саматом по развитию мелкой моторике рук. Цель: закрепить умение рисовать мелками насекомых; Развивать выразительное чтение. Выйди, радуга - дуга, На зеленый луг Своим концом, Золотым венцом. П/и. «Медведь и пчелы» Цель: воспитывать умение проявлять честность, активность в игре. МПИ «Море волнуется», «Великаны - карлики» Цель: развитие двигательной активности. Познавательно -исследовательская деятельность Взять на прогулку баночки (пласт. стакана), налить в них воду. Выяснить, какие насекомые прилетели к воде. Цель: продолжать знакомить с разнообразием мира природы. Самостоятельная игровая деятельность Цель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее | |
2 половина дня | КГН. Закреплять у детей умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Д/и. «Помоги пчелам» Цель: закрепить знания о цветах, развивать внимание; рассказать и показать свойства меда; активизировать словарь. Упр. на дыхание «Помоги пчелке взлететь» Цель: закрепить умение правильно выполнять вдох и выдох. ЧХЛ «Заучивание стихотворения «Пчелка» Цель: закрепить знания о разнообразии насекомых, умение отвечать на вопросы. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
Прогулка | Наблюдение за изменениями в природе Цель: Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, жизнью насекомых. Ход наблюдения Подвижные игры: «Ловишки с мячом», «Пятнашки» Цель: учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения, развивать быстроту бега, ловкость. Д/и «Когда это бывает» Цель: учить самостоятельно составлять задания разной сложности для игры, развивать речь. Творческие задания «Поиграем - угадаем» Цель: развивать пантомимические навыки, способствовать эмоциональному подъему. Предложить нарисовать детям цветными мелками «Бабочку». Цель: передавать образ в рисунке образ паучка: закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования; развивать образное восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
Среда | Утро | Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой». Цель: уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе. Дидактическая игра «Летает – не летает». Цель: развивать у детей внимание и память. Игра – перевоплощение «Если бы ты был пчелой». Цель: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого, сформировать желание защитить бабочек, любоваться ими. |
ООД |
Тема: Волшебное превращение киндер – сюрприза в пчёлку. Цель: продолжать воспитывать интерес к лепке, развивать творчество детей. Задачи: -образовательные: приучать создавать фигуру из бросового материала (капсулы и киндер – сюрприза) применяя знания у детей знания по пройденному материалу, а именно: отщипывание маленьких кусочков, скатывание, расплющивание. - развивающие: развивать координирование движения рук, развивать творческие способности; пространственного воображения, фантазии. Средства реализации: Подкладные доски для лепки, капсулы и киндер– сюрприза, пластилин белого, черного, красного цветов. Образец готового изделия из киндер – сюрпризов. Образцы изделий из бросового материала; из пластмассовых бутылок: цветок, ваза, бабочка; из полиэтилена: собачка.
| |
Прогулка | Наблюдение за муравьиной тропой. Рассмотреть насекомых, не нанося им вред, воспитывать бережное отношение к ним. Поручить детям помочь малышам собрать игрушки,формировать заботливое отношение к малышам. Игры с песком: развивать конструктивные навыки, умение выделять разнообразные свойства песка, включая разные органы чувств. Д/и «Новоселье у насекомых" Цель: упражнять в понимании смысла пространственных предлогов и наречий и употреблении их в речи. Инд. раб. по развитию движений с Миланой, Самиром. Цель: закрепить умение подбрасывать и ловить мяч одной рукой. П/и «По муравьиной тропе» Цель: развивать внимание, ориентировку на участке детского сада. МПИ «Кати в цель», «Догони мяч». Цель: развивать глазомер и точность. Инд.раб с подгруппой мальчиков. Элементы футбола. Цель: учить подавать мяч прямым пасом ногой в заданном направлении, закатывать в ворота. Оздоровительная ходьба вокруг детского сада. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
2 половина дня | КГН. Закреплять у детей умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Закаливание «Дорожка здоровья» Просмотр фильма «Жизнь пчелы» П/и «Пчелы и мед»» Цель: совершенствовать умение прыгать в высоту, сохраняя равновесие. Итог дня: беседа с воспитанниками по вопросам: « Что интересного узнали за этот день? Что больше запомнилось? Что полезного сделали, кому помогли? Чему научились? Чем бы хотели заняться завтра?» Цель: подведение итогов, анализ событий дня, корректировка плана работы на следующий день с учетом итогов дня сегодняшнего. | |
Прогулка | Наблюдение. Обратить внимание на состояние природы после дождя. Определить значение воды для всего живого, воспитывать бережное отношение к воде. Инд. раб. по развитию движений - метание мяча в цель с Аланой, Арсеном. Цель: развивать глазомер, отрабатывать замах. Привлечь детей к прополке сорняков на клумбе вдоль дорожки. Цель: воспитывать трудолюбие. Д/и «Поймай звук» Цель: развивать фонематическое восприятие. П/и с мячом «Кто больше назовет насекомых» Цель: развивать умение отбивать и ловить мяч двумя руками, закрепить названия насекомых. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом | |
Четверг | Утро | Беседа «Кто такой пчеловод» Цель: закрепить знания о пчелах; расширять знания о профессии пчеловода (пасечника); развивать интерес о насекомых и о труде человека. Дидактическая игра «Что нужно пчеловоду» Цель: закрепить знания о профессии пчеловода (пасечника); развивать интерес о насекомых и о труде человека. Самостоятельная деятельность в центрах занятости. Цель: Обучение детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам. КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). За обедом продолжать учить доедать пищу, пользоваться салфеткой. Дежурство по столовой. Цель: Прививать желание детей выполнять обязанности дежурного, накрывать на стол в соответствии с блюдом. |
ООД | 1.Физическая культура (по плану специалиста) 2. Лепка Тема: «Веселые пчелки». Задачи: - образовательные: приучать создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание; - развивающие: развивать словарь, мелкую моторику рук, координировать движения рук, творческое воображение; - воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям. Средства реализации: пластилин (жёлтого, чёрного, белого цвета); салфетка для рук; доска для лепки. Демонстрационный материал: искусственный цветок с пчёлкой-образцом. | |
Прогулка | Наблюдение за божьей коровкой Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы: Всех жуков она милей, спинка алая у ней, А на ней кружочки — черненькие точки. (Божья коровка.) Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. П/и: «Пингвины с мячом», «Не наступи». Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями. И/Р с Саматом, Аланой: Прыжки через скакалку Цель: развивать двигательную активность. МПИ: «Курай» Цель: расширять знания детей о народных играх башкирского народа. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | |
2 половина дня | Гимнастика после сна. Ходьба по ребристой дорожке. Вечерний круг. Предложить детям раскраски по теме «Пчелы». Совершенствовать навыки раскрашивания ЧХЛ. Фридерун Райхенштеттер, Ханс-Гюнтер Деринг «Как живет пчелка» Цель: формировать умения, связанные с коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи. | |
Прогулка | Наблюдение за цветником Цель: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? П/и «Ловишки». Цель: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость. Труд. деят: Полив цветов на клумбе. Цель: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений. Самостоятельные игры детей с выносным материалом (лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы). Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Найди игрушку» Цель: учить ходить в определённом направлении, начинать движение по сигналу воспитателя.. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом за зимним небом. | |
Пятница | Утро | Утренний круг Пальч. гимн. «Прилетела к нам вчера, полосатая пчела». Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук. Разгадывание загадок про насекомых. Цель: формировать у детей умение разгадывать загадки-описания. Дежурство в уголке природы: упражнение «Доктор для растений». Цель: формировать умение детей проводить осмотр растений, проверять, нет ли вредителей, при необходимости обрабатывать растения мыльным раствором. |
ООД | 1.Физическая культура (по плану специалиста) 2. ЧХЛ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Пчёлки на разведках по графическим схемам» Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках». Задачи: - образовательные: обучать связному, последовательному, осознанному и выразительному пересказу с наглядной опорой в виде графической схемы, отражающей последовательность событий; активация и обогащение словаря по теме «Насекомые»; -развивающие: развивать связную речь, память, внимание; - воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе. Средства реализации: Портрет К. Д. Ушинского, карточки схемы, картинки «Насекомые», игровое пособие «Засели домики». | |
Прогулка | Наблюдение за комаром Цель: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: Очень маленький на вид, надоедливо звенит. Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) Как выглядит комар? Как он передвигается? Есть ли у комаров уши? Чем питаются комары? Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки о комарах вы знаете? У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы. Подвижные игры: «Пронеси, не урони», «Пожарные». Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие. Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Выносной материал: лопатки, ведерки, машинки, мячи, ракетки для тенниса, куклы. Трудовая деятельность: Посадка картофеля. Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки. | |
2 половина дня
| Игровая деятельность по интересам детей. Цель: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Заинтересовать играми по обучению грамоте «Соедини картинки», «Составь слово». Цель: закреплять буквы русского алфавита, обогащать словарный запас детей, активизировать речь, развивать произвольное внимание, логические мышление, память. Рассматривание лэпбука «Пчелы» Цель: закрепить полученные знания; приучать отличать семейство пчел и их функции; расширить знания о меде. | |
Прогулка | Наблюдение за радугой Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку. Что за чудо — красота! Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти. (Радуга.) Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке. Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет. Воспитатель дает задание, задает вопросы. Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу. Когда исчезнет радуга? Когда она может появиться? Что это за явление — радуга? Труд. деят: Сбор мусора на участке. Цель: оказывать помощь дворнику. П/и «Мы — веселые ребята» Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий. Инд.раб. с подгруппой мальчиков: Развитие движений. Цель: закреплять умение двигаться спиной вперед |
Заключение
В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес.
В ходе реализации проекта мои дети показали хорошие результаты:
-дети хорошо знают о жизни пчелы и ее друзей;
-имеют представление о материалах, из которых изготовлены соты, улей;
-владеют навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
-познакомились с трудом пчеловода;
-знают о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства. Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Результатом проекта мы считаем, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел, – и это изготовление улья с пчелами и сотами на нашем участке.
Литература
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2002 г.
2.Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? –М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г.
3.Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А.– М.: Линка - Пресс, 2008 г.
4. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
5. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г.
6. Большая энциклопедия природы. – М.: ООО «Мир книги», 2004г.
7. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: учитель, 2004 г. 8. Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.: Дрофа, 1996
9.Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.
10. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009.
11. «Познакомься, это букашки». – М.: «Махаон», 1999.
12. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»
13. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.
14. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Цветы – это чудо природы»
Тема: "Цветы – это чудо природы" интегрированное занятие - знакомить детей с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика); - учить р...
Великое чудо - хлеб.
Цель: Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как хлеб пришёл к нам на стол.Задачи:Развивающие: развивать способность детей, давать эстетические оц...
Конспект неприрывной образовательной деятельности : «Одуванчики - пушистое чудо природы»
Нетрадиционное рисование старшая группа...
Проект "Великое чудо - Хлеб"
Вот, он – Хлебушко душистый. Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл.В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Ч...
Статья "Пластилин - великое чудо"
Что такое пластелин? Какие его свойства? Чему способствует развитию пластелин? Вы узнаете, прочитав статью....
Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе по экспериментированию "Вода - чудо природы"
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию;Уточ...
Проект на тему: «Пчела – великое чудо природы».
Природа подарила людям много ценнейших продуктов, обладающих лечебными свойствами. Пытливый ум человека продолжает открывать тайны природы и использовать их на благо своего здоровья. Одно из чудес при...