Краткосрочный проект «Эта удивительная соль» в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eta_udivitelnaya_sol.docx | 886.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Виталия Валентиновича Бианки»
город Бийск
Краткосрочный проект
«Эта удивительная соль»
в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Шкарина Т.С.
2023 г.
Вид проекта: Информационно - исследовательский - творческий.
Длительность: краткосрочный с 13.11.2023 по 24.11.2023.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, то можно расширить свои знания о соли.
Мною была составлена анкета из 5-ти вопросов. В анкетировании приняли участие 22 воспитанника.
Результаты анкетирования Приложение № 1.
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.
Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
Принципы реализации проекта:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
На подготовительном этапе мы определяли цели и задачи проекта. Подбирали познавательную, научную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Разрабатывали тематические беседы про соль. Подбирали презентации про соль.
Внутри данного проекта были организованы индивидуальные детско-родительские мини-проекты. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки про соль, в которых были загадки, пословицы, поговорки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, иллюстрации с поделками из соли). Весь этот материал был использован нами во время проведения проекта.
На основном этапе реализация проекта проходила в процессе разных видов деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность.
В процессе организованной познавательной деятельности по темам «Волшебная соль» - дети знакомились со свойствами соли, использовании ее в жизни человека. Проводили беседу с детьми «Что мы знаем про соль?» - содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Просматривали презентации про соль. Проводили опытно-экспериментальную деятельность «Кристаллизация соли» - способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
Продуктивная деятельность.
Дети с удовольствием и энтузиазмом рисовали нетрадиционным способом – цветной солью.
Музыкально –художественная деятельность.
Прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали»
Игровая деятельность.
Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово». Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»
Заключительный этап.
Ну, и конечно самым замечательным мероприятием, вызвавшем много радостных эмоций как у детей так и у родителей стала организация выставки поделок «Разве соль не волшебница?».
Была создана картотека опытов «Волшебница соль» - обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.
2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира.
3.Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
4.. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Реализация проекта
Сроки | Мероприятие | Тема | Участники |
13.11.2023 | беседы с детьми: | «Что такое соль?» «Интересные факты из истории про соль» «Полезные советы» «Что мы знаем про соль?» | Воспитатели-дети |
14.11.2023 | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций тематического альбома. | Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль | Воспитатели- дети |
15.11.2023 | Художественно – эстетическое развитие. Слушание песен: просмотр мультфильма | про соль из мультфильма «Незнайка на луне» «Как казаки соль добывали» | Воспитатели – дети. |
16.11.2023 | дидактические игры Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: | «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово». «Попади в цель», «Пройди и не урони» | Воспитатели – дети – родители. |
17.11.2023 | Чтение русской народной сказки Опыт 1. | «Соль» с элементами драматизации. «Соль растворяется в воде, но не испаряется» | Воспитатели - дети |
20.11.2023 | Опыт 2. | «Плавающее яйцо» (соль делает жидкость плотнее) | Воспитатели – дети. |
21.11.2023 | Опыт 3. | «Чудо –кристалл»(соль подвержена к кристаллизации) | Воспитатели – дети |
22.11.2023 | Пальчиковая гимнастика Опыт 4. | «Паучок», «Воронка» «Незамерзающая соль» | Воспитатели – дети |
23.11.2023 | Рисование цветной солью | «Весна красна» | Воспитатели – дети – родители. |
24.11.2023 | Итоговое мероприятие: организация выставки поделок | «Разве соль не волшебница?» | Воспитатели – дети – родители. |
Приложение № 1.
Анкета для детей.
1. Что такое соль?
2. Какая бывает соль?
3. Как добывают соль?
4. Где используют?
5. Какие свойства соли вы знаете?
Приложение № 2.
Результаты анкетирования до начала проведения проективной деятельности.
Результаты анкетирования в конце проведения проективной деятельности.
Выводы
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Приложение 3
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Хоть бы песок, лишь бы солил.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Несолоно хлебавши.
- Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль и разбойника смиряет.
- Хлеб-соль не бранится.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- В миски, платки, горшки, сковородки.
- Рис и рыба, фасоль и салат
- Сразу стали вкусней во сто крат!
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб соль кушал, а не послушал.
- Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
- Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
- Щи капустою пригожи, а солью укусно.
Приложение 4
Загадки о соли
- Меня не едят — и без меня мало едят.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
- Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
- В воде родится, а воды боится.
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
- Что в избе за белая Марья? (соль).
- Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).
Приложение 5
Конспект открытого занятия на тему «Эта удивительная соль»
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Задачи:
- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
- Уточнить знания детей о свойствах соли ; продолжать знакомить с ее видами;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Формировать представления о соли и её свойствах;
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;
Методы и приёмы работы с детьми:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: иллюстрации; «волшебный сундучок», письмо, разные виды соли.
- словесные: беседы, загадки, объяснения, обсуждение, анализ работы.
Оборудование: тарелочки с солью, одноразовые ложечки и стаканчики с тёплой водой, 2 большие ёмкости ( одна с пресной водой, другая с солёной водой), сырые куриные яйца , гуашь, клей.
Ход занятия:
Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку и в ней письмо. Наверное это для Вас. Может быть прочитаем письмо и узнаем что в посылке?. Присаживайтесь.
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится вы отгадайте!!!
Хозяйка медной горы («владелицу земных богатств, хранительницу тайн прекрасного и секретов) высокого мастерства»
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна.
В: Ребята, а вы догадались о чем идет речь?
Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?
Дети: Чтобы солить пищу, для полоскания больного горла и чтобы ей посыпать ледяные дорожки, потому что соль растворяет лёд.
В: А зачем солить пищу?
Д:Пище без соли не имеет вкуса.
Вы знаете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить), йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?
А еще ребята, есть морская соль!
Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.
(подходим к столам)
Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробегает, мышка норку запирает. Мышка в дырочку глядит. На заборе кот сидит.
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
Попробуйте соль на вкус? Какая она на вкус? (соленая).
Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
А еще проводим опыт с яйцами. В соленой воде яйцо остается на плаву, в пресной воде яйцо тонет.
Вывод: соленая вода держит предметы на плаву и не дает утонуть.
Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок. Который мы отправим хозяйке медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.
Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, , ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем ложечку с солью и высыпаем в стаканчик, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в стаканчик, затем начинаем мешать соль с гуашью пока соль не подкрасится. Соль подкрасилась,.. Ребята а на сейчас на занятии мы с вами сделаем поделку из цветного песка для хозяйки медной горы.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять
Итог. Что мы узнали о соли. (Дети отвечают и делают выводы)
Вывод:
1. Дети получили представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, использовали разные методы для получения информации.
2. У детей появился интерес к исследованию окружающего мира.
3. Обогатился опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
4. У родителей повысилась компетентность в вопросах детского экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект «Этот День Победы» в подготовительной к школе группе
Краткосрочный творческий проект«Этот День Победы»в подготовительной к школе группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема «Этот удивительный мир театра». Подготовительная к школе группа.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область"Познавательное развитие". Подготовительная группа. Тема "Этот удивительный мир театра"....
Конспект НОД по экспериментальной деятельности На тему «Удивительные камни» в подготовительной к школе группе
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности ( подготовительная к школе группа) "ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАУК"
«Умейте открыть перед ребенком в окружем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, ...
Краткосрочный проект к 23 февраля в подготовительной к школе группе
с 18 по 22 февраля, совместно с воспитателем группы Стахеевой Л.В., проводили краткосрочный проект «23 февраля – Мы защитники страны»....
Краткосрочный проект на тему «Моя семья» подготовительная к школе группа
Краткосрочный проект на тему «Моя семья»подготовительная к школе группа...
Образовательный проектопытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»
ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...