Игры Воскобовича
материал

Черникова Любовь Борисовна

Игры Воскобовича и их роль в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sat_yanv.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры Воскобовича.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста. Она является

естественным состоянием, потребностью детского организма,

средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот

положительный эмоциональный фон, на котором все психические

процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные

способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и

представлений.

Развивающие игры — это игры, специально составленные с целью

активизации различных способностей ребёнка, в том числе

двигательных и умственных.

Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В

основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание,

творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения,

забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и

творчеству.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской

деятельности.

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания,

мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и

логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире,

математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

Развитие мелкой моторики.

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Многофункциональность и универсальность.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных

задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает

и запоминает цвет или форму; учится считать , ориентироваться в

пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь,

мышление, внимание, память, воображение.

- Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных

игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной

образовательной задачи. Такая вариативность определяется

конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

- Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать

задуманное в действительность и детям и взрослым.

- Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Это возможно потому, что к простому физическому

манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся

развивающих вопросов и познавательных задач.

- Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное

удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам

готовый развивающий дидактический материал.

- Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими

книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с

интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

Самые популярные игры Воскобовича.

«Геоконт»

Представляет собой игровое поле с закрепленными пластмассовыми

гвоздиками, на которые натягиваются разноцветные резинки и

получаются контуры разных геометрических фигур, предметные

силуэты, узоры, цифры, буквы. Малыши создают их по примеру

взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по

схеме-образцу и словесной модели.

Игра способствует: развитию сенсорных способностей

(восприятие цвета, формы, величины); совершенствованию

интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);

тренировке мелкой моторики кисти и пальцев);освоению

геометрических представлений, пространственных отношений, букв и

цифр; развитию творческих способностей.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Посмотрите перед нами Чудесная

Полянка Золотых плодов. На ней живет паучок Юк. Посмотрите какую

он свил паутинку. На какую фигуру она похожа? (круг, квадрат, овал,

прямоугольник, треугольник). А теперь давайте и мы сплетем

паутинку, как у паучка Юка(можно предложить сплести другой

формы). Эта игра для детей 3-4 лет.

Теперь мы с малышом Гео пришли на Чудесную Полянку Золотых

плодов и видим ,что на ней появилась паутинка необычной формы. На

что же она похожа? (на морковку). Правильно. Это паучок Юк решил

удивить Гео. Давайте и мы сплетем паутинки, похожие на морковку.

(можно предложить сплести другие овощи). Эта игра для детей 4-5 лет.

Старшим ребятам можно предложить узнать, какую паутинку сплел

паучок Юк для Гео, используя схему.

Однажды утром паучок Юк решил удивить Гео и Мерта необыбной

паутинкой. Давайте поможем ему ее сплести.Ф2Б1К2О1Ж2З1Г2С1

«Игровизор».

Представляет из себя своеобразный альбом формата А4, состоящий

из двух листов, скрепленные пружиной: нижний картонный и верхний

из прозрачного пластика. Под пластиковый слой можно положить

развивающие задания, которые ребенок выполняет маркером.

Используя прилагаемый к тренажеру маркер, мальчики и девочки

смогут рисовать различные геометрические фигуры и превращать их в

предметы и целые сюжетные картины, писать цифры и буквы,

выполнять графические диктанты, решать примеры, играть в морской

бой или крестики-нолики и выполнять множество разных интересных

заданий.

Пособие совершенствуют три группы навыков: аналитические,

творческие, моторные. Ребенок учится ориентироваться в пространстве,

разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и

сравнивает изображения по всем этим признакам. Также он продолжает

творить, развивая свое воображение!

В игре ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию,

развивает мелкую моторику. Пособие является дополнительным

помощником в обучении письму, черчению, даже счету.

«Чудо – Соты».

Это пособие представляет собой деревянную рамку с пятью

разноцветными вкладышами, по форме напоминающими соты. Каждая

сота состоит из нескольких частей – геометрических фигур. Ребенок

сможет играть, собирая все соты воедино в рамке или конструируя из

них всевозможные фигуры и силуэты. Предметы можно складывать по

предложенной схеме или придумывать их самому. По предложенным

схемам из геометрических фигур ребенок сможет сконструировать на

плоскости следующие предметы: замок, кабриолет, павлина, платье,

кувшинку, верблюда, такси, ракету, медведя, парусник, вара, зайца,

оленя, самовар, розу, человечков, делающих утреннюю гимнастику и

многое другое.

Игра способствует: развитую воображения, творческих и сенсорных

способностей ( восприятие цвета, формы, величины);

совершенствованию интеллекта (внимание, память, мышление, речь);

тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных

анализаторов; освоению количественного счета. Пространственных

отношений.

«Чудо – Крестики».

Представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из

кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде

геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать

разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по

схемам ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов,

человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра способствует: развитию внимания, памяти, воображения,

творческих способностей, различению цветов радуги, геометрических

фигур, их размера, развивает умени «читать» схемы, сравнивать и

составлять целое из частей.

«Прозрачный квадрат»

В состав игры входят:

• 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм) На

каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической

фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной

трапеции, пятиугольника или шестиугольника.

• Схемы сложения фигур.

• Методика-сказка «Подарок хранителя озера Айс».

Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает

закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или

предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем

приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

Игра развивает:

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание

соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или

приложения пластинок.

- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать,

творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

«Квадрат Воскобовича» ("Игровой квадрат")

«Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников,

наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных

на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры

красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории

от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших

детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича»

можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные

и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д.

Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам

или придумывать собственные образы.

Игры с <Квадратом Воскобовича> развивают мелкую моторику рук,

пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные

процессы, умение конструировать, творчество.

Предлагаю поиграть и рассказать историю, используя двухцветный

квадрат Воскобовича.

«Жил был ежик (делаем из квадрата ежика по схеме или по показу).

Звали его Пых. Жил он в домике с зеленой крышей (делаем домик).

Однажды к нему в гости пришла мышка (делаем мышку). Ее звали

Погрызушка. Еще к нему пришла птичка (делаем птичку). Они

принесли ежику вкусную конфету (делаем конфету). Ежик очень

обрадовался подарку (делаем ежика).

«Математические корзинки»

Это обучающая игра с помощью которой ребенок осваивает состав

числа в пределах пяти, десяти, второго десятка. Учится считать,

складывать и вычитать. Знакомится с такими понятиями, как полное,

неполное и пустое множество. Отличительной особенностью этой

дидактической игры является комплексное использование трех

анализаторов ребенка: слухового, зрительного и тактильно-

осязательного. Это помогает наилучшему освоению им состава числа и

счетной деятельности.

Ребенку нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок

определенное количество вкладышей-грибов.

По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами:

Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими

собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное

количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого

нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а

кто меньше.

В игре развиваются: мелкая моторика руки (ребенок манипулирует

грибками и корзинками, обводит их карандашом, раскрашивает или

заштриховывает изображение); сенсорные способности (восприятие

цвета); психологические процессы (внимание, память, мышление).

Кораблик «Плюх-Плюх»

Пятимачтовый кораблик"Плюх-Плюх"-игра для самых маленьких..

Ребенок снимает флажки с мачт кораблика и одевает их обратно.

Нанизывает флажки на шнурок, как гирлянды. Ребенок узнает, что

значит высокий и низкий, определяет, где флажков на мачтах много,

мало, поровну.

Игра способствует развитию: сенсорных способностей ( ребенок

раскладывает предметы в группы по одному признаку- цвету); мелкой

моторики рук; внимания, мышления, памяти, речи; математических

представлений (ребенок узнает, что значит высокий и низкий,

определяет, где флажков на мачтах много, мало, поровну, учится

считать).

Я приглашаю вас отправиться в путешествие.

На отважном корабле плывем мы в океан.

Вы - матросы, я – капитан

Забыв про усталость и скуку

Мы будем изучать морскую науку.

Матросы слушай мою команду «Снять все флажки».

Вдруг подул сильный ветер и перепутал все флажки. Что же делать?

Давайте посмотрим какого цвета флажков больше всего? А теперь

покажите самую высокую мачту. Давайте флажки, которых больше

всего наденем на самую высокую мачту. А теперь давайте флажки,

которых меньше всего наденем на самую низкую мачту. Можно ли все

флажки надеть на одну мачту? (нет) Почему? А теперь давайте наденем

флажки на пустые мачты. Вот и поплыл наш кораблик с красивыми

разноцветными мачтами. Кораблик плывет все дальше и дальше, на

встречу новы м приключениям.

По быстрой речушке плывут в океан

Отважные матросы и их капитан.

«Кораблик «Брызг – брызг»

Представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с

приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К

мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по

необходимому количеству флажки на липучках - паруса.

Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает

представление о математических понятиях, о цвете, высоте,

пространственном расположении предметов, условной мерке,

количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

«Теремки Воскобовича» .

Это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе.

Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2

белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными

буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих,

2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях,

которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А

из нескольких "теремков" можно составить слово.

Теремки Воскобовича способствуют:

- подготовке к обучению чтению

На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На

гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок

поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки

На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый

"терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па".

На третьем этапе можно составлять и читать простые слова.

- развитию речи и интеллекта

Игра совершенствует процессы внимания, памяти, мышления,

расширяет словарный запас. Ребенок узнает значение незнакомых слов,

придумывает новые слова, постигает процесс словообразования.

Литература:

1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М: Просвещение 1976

2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры.

3. Инструкции к играм Воскобовича В.В.

4. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как играть с играми Воскобовича.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»

В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)...

Рекомендации для родителей на тему: « Играем дома - игры Воскобовича в ФЭМП для средней группы»

Материал содержит различные варианты игр с детьми средней группы для игр детей и родителей....

Развивающие игры. Игры Воскобовича

Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника...

Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича

Как правильно играть с малышом в игры ВоскобовичаЕсли вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.В ...

Мастер-класс для родителей «Играем в развивающие игры Воскобовича дома»

Цель: освоение и последующее применение технологии  Воскобовича родителями в домашних условиях. Задачи: 1.Демонстрация  участникам мастер-класса различные возможности использования...