Выступление на семинаре - практикуме - "Игры наших бабушек"
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Лукашевич

Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_igry_nashih_babushek.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 5 «Теремок»

                                                                       г. Велижа

Семинар - практикум

"Игры наших бабушек "

                                                                                                                 Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна,

инструктор по физической культуре

2021 г.

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средство приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры.

Задачи:

  • познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми
  • закрепить знания участников  об организации и проведении русских народных игр
  • воспитывать  любовь и уважение к традициям русского народа
  • раскрыть внутренний потенциал педагогов

Ход семинара - практикума

1 часть. Теоретическая.

Уважаемые коллеги. Сегодня семинар практикум  будет посвящен русским народным играм, как средство приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры. Для начала, что бы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в игру   «Поздороваемся».

Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.

Мир детства немыслим без игры. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют нам о том, насколько многообразна она была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага. К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей поглотили повседневные проблемы. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Детский мир не может существовать отдельно от мира взрослых. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей, как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), так и в детском саду (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз). А это значит что, теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры.     Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Каждый педагог должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Игры разучиваем в несколько этапов.

1 этап - разучивание  слов, знакомство с мелодией(знакомлю со смыслом слов, протяжность пения, дикция)2этап - зачин, обычно игра начиналась с призыва.Тай-тай ,налетай! Кто в салки(жмурки, горелки..) играй?Произносивший зачин должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие игроки должны  были схватить зазывалу за палец кулаком и  в свою очередь отогнуть свой большой палец. Когда набиралось достаточное количество игроков зазывало заканчивал набор словами:"Тай - тай, Налетай! Никого не принимай!

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Поэтому объясняем правила игры.3 этап -  при помощи считалок выбираем водящего. Далее необходимо распределить роли. Считалка  помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Участники - встают в круг. Один в середине — громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и - водит.

2 часть. Практическая.

Уважаемые, педагоги! Сейчас мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. ( «В коршуна», «Заинька беленький», «У медведя во бору», «Ручеёк» и т.д.)

2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа, быт русского народа, повседневные занятия наших предков. ( " Горшки", "Пирожок", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т.д.)

3. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. ( "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Растяпа", "Краски" "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной крепости", "Цепи кованые", "Перетягивание каната", "Варёная репка", "Вытолкни за круг", "Защита укрепления", "Бои на бревне" и их различные варианты.) Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу, способствуют укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)

А пока участники выполняют задание, хочу раскрыть значение слова, «Чур, меня!», которое мы произносим в играх.

У наших предков - язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

Также Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур, меня!", то есть попросить: « Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник сутра приговаривать «Чур, мне», «Чур, меня», «Чур, моё» - то в семье будет лад и достаток.Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием, и готовы рассказать какие игры вы отобрали.(Участники –  семинара - практикума  объясняют выполнение своего задания)Ну, что поиграем?Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!

А потом не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные ,до того прекрасные

Тай - тай ,налетай!

Всех принимаем, никого не обижаем.
Кто опоздает, в небо улетает.Игра "Михасик"Это очень старинная игра, ей больше 60 лет. Взрослые ставят по кругу свою обувь (раньше ставили лапти). На одну пару обуви ставят меньше, чем игроков.  Звучит русская народная мелодия, все подскоками или шагом движутся по кругу. Все игроки движутся по кругу. После произнесенных ведущим слов:"Ты, Михасик, не зевай, не зевай!Лапоточки обувай, обувай! – 1,2,3." После слов, каждый игрок, старается  обуть обувь.Игра продолжается, пока не останется один игрок. Он и есть победитель.Правила игры. Игроки обувают обувь только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из обуви, надо с его наружной стороны.Русская народная игра «Горелки».
Любил русский народ костры разжигать, да вокруг костра хороводы, игры заводить. Давайте и мы костёр разожжём. Встаньте прямо, вдохните, на выдохе произнесите звук «У» (имитационные движения руками – «разжигаем костёр»). Выбирается "горелка".

Прежде чем начать играть,

Дружно мы начнём считать.

Воспитатели выполняют движения под стихи:

За морями, - движения пловца

За горами, - руки вверх

За железными столбами - кулак на кулак

На пригорке - теремок - руками над головой сложить «крышу»

На двери висит замок - сцепить руки в «замок».

Ты за ключиком иди и замочек отопри.

А теперь встаньте парами для игры

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звѐзды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаѐтся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаѐт с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
 Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пробегут.Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашегосеминара - практикума я хочу предложить Вам игровое упражнение

Рефлексия.

Игра с педагогами, ведущий бросает мяч, задавая вопросы участникам.

Мяч участнику – какое сегодня у вас настроение?

Мяч участнику – что для вас было интересным и полезным для самообразования?

Мяч участнику – что нового вы сегодня узнали?

Мяч участнику – тот опыт, который вы сегодня получили, вам пригодится?

Мяч участнику – ваши пожелания?

Известно, что ни одну задачу ДОУ нельзя успешно решить без тесного сотрудничества с родителями. Мы знаем, что здоровье ребёнка зависит не только от социально-экологической обстановки, но и от образа жизни семьи, уровня образования, компетентности и заинтересованности родителей по данной проблеме. Для этого я подготовила для родителей консультацию: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста  посредствам народных игр»

И хотелось в заключении сказать, что русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.Наше мероприятие подошло к концу. Мне с вами было хорошо, надеюсь, и вам со мной тоже!

         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 5 «Теремок» г. Велижа

Консультация для родителей

"Физическое и нравственное воспитание детей дошкольного возраста  посредством подвижных народных игр "

                                                                                                                 Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна,

инструктор по физической культуре.

2021 г.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка- дошкольника. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки и песни. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.  

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.

Подвижная игра — это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.

Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества. Так же подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне — соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка — дошкольника. Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.

В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

 Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах.

 Советы родителям по организации народных игр в семье.

  • И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.
  • Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
  • Ваше участие в детской игре –введение туда новых, развивающих и обучающих элементов-должны быть естественным и желанным.
  • Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.
  • Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.
  • Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.
  • Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.

 Ребёнок очень рад минутам подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

 Играйте с детьми как можно чаще!

Электронные ресурсы:

http://сад16.рф/index.php/dvrf/1309-rekomendatsii-roditelyam-igraem-v-seme-narodnye-podvizhnye-igry

http://doshkolnik.ru/zdorove/24661-konsultaciya-dlya-roditeleiy-znachenie-podvizhnoiy-igry-v-zhizni-doshkolnikov.html

Список используемой литературы:

  1. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Анполова Н.  Приобщение дошкольников к русской национальной     культуре. //Дошкольное воспитание №5, 6, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...

Спортивно-игровой практикум "Игры наших бабушек и дедушек"

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями (бабушками и дедушками). Спортивно- игровой практикум представлен с элементами интеграции, в которых соч...

Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»...

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....