Роль семьи в воспитании маленького гражданина
статья (младшая группа)
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Роль семьи в воспитании маленького гражданина
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой, и даже приобщение к церкви, столь модное сегодня, не возвращает утрату. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Так что же означает патриотизм? Это любовь и преданность России, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, гордость за свой народ... И начинает формироваться это качество уже в дошкольном возрасте.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т.е. определенного отношения к своей стране. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки гражданственности.
Чувство Родины – оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи. Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. Принесёт ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребёнка в его самой первой социальной среде - семье.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь. Чтобы ребёнок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Так в семье принято, это традиция, неписаный закон. И ребёнок уже в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого, обо всех, даже ещё не зная, что это один из главных законов общественной жизни. Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.
Исследования показывают: едва родившись, ребёнок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы. Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.
Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребёнка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращённые к ним, эти качества становятся, частицей их личного опыта. Родительский пример становится примером доброты и справедливости. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родину, чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Как же научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Нам, педагогам, хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма. Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.
Как рассказать в настоящее время современным малышам о Великой Отечественной войне, о том, какой подвиг совершил русский народ, от какой беды спас он мир и какой ценой? Живых свидетелей тех дней остается все меньше и меньше, поэтому все бесценнее становятся для нас сохранившиеся фотографии, письма фронтовиков, «живые» экспонаты времен Великой Отечественной войны.
Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музейного дела. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте они лучше усваивают материал через осязание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании гражданина Российской Федерации посредством обучения национальным языкам
МДОУ «Детский сад № 20»г. Петрозаводск Корнышева Г.А.старший воспитатель – куратор групп с обучениемдетей дошкольного возраста финскому и карельскому языкампервая квалификационная категория...
Авторская программа по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина"
Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....
Роль семьи в воспитании маленького гражданина
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу,...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании будущего гражданина»
Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мал...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриота и гражданина"
Одна из главных задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств у детей....
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
Консультация для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»...
"Роль семьи в воспитании патриота и гражданина"
Консультация для родителей....