Роль семьи в воспитании гражданина Российской Федерации посредством обучения национальным языкам
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 20»
г. Петрозаводск
Корнышева Г.А.
старший воспитатель –
куратор групп с обучением
детей дошкольного возраста
финскому и карельскому языкам
первая квалификационная категория
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКАМ
Россия – огромная страна. В каждой республике, в каждом городе, посёлке и даже в маленькой деревушке есть свои обычаи, традиции, диалекты и говоры. Но всё это является частью Российской Федерации. На территории Карелии также проживает достаточно много различных народов, но действительно коренными считаются карелы, финны и вепсы.
Карелы – один из коренных народов Северо-Запада Европейской части нашей страны. На данный момент на территории Карелии их насчитывается 10%, вепсов 0,8% (прим. 6 тыс.) и соответственно финнов 2,3% (прим. 18 тыс.). В последнее время заключается достаточно много межнациональных браков. В связи с этим стоит задача воспитания двуязычной и бикультурной личности, одинаково хорошо знающей и понимающей, по крайней мере, два языка и две культуры. Чем больше детей вырастает в таких этнических семьях, тем тщательнее следует заниматься организацией их жизнедеятельности, помогать и семьям, и обществу не вступать в конфликт друг с другом, а мирно существовать, обогащая свою жизнь культурным разнообразием.
Роль семьи в обучении национальному языку – достаточно актуальная тема в наше время. Не каждые мама и папа могут помочь своему ребёнку освоить второй язык. Знания, которые даются в ДОУ или школе необходимо закреплять, но если родители некомпетентны в том или ином вопросе, что делать ребёнку?!
В нашем дошкольном учреждении три группы с обучением национальным языкам: одна группа с обучением карельскому языку и две группы с обучением финскому языку. Наш детский сад не исключение, в нём также достаточно много бикультурных семей. Например папа по национальности финн, а мама русская. Наша задача помочь данной маме овладеть финским языком, традициями и обычаями народов Финляндии, что поспособствует воспитанию полноценно развитой личности.
С помощью наблюдений и анкетирования родителей я получила необходимую для успешного воспитания и развития детей информацию. Обобщив данные анкетирования, пришла к выводу, что многие родители испытывают затруднения в вопросах обучения второму языку. Это подтолкнуло меня к созданию «Родительского клуба», цель которого – оказать помощь родителям в закреплении финской речи в домашних условиях. Я начала проводить консультации для родителей по финскому языку. Данные консультации проводятся один раз в неделю, а также в индивидуальной форме по мере необходимости. На нашем первом занятии я предоставила родителям минимум слов и выражений, который должны знать дети за весь период дошкольного детства (первый год обучения, второй, третий и четвёртый). Также родителям было предложено изучить лексику, употребляемую в повседневных видах деятельности групп. В дальнейшем перед родителями стоит задача самим научиться употреблять (правильно) данную лексику. Также мной были представлены обучающие игры по финскому и карельскому языкам, которые можно проводить в домашних условиях. На занятиях нашего клуба я обучаю родителей правильному произношению финской речи, особенностям финского языка.
Из анкетирования родителей следует, что многие из них имеют финские и карельские корни. В группе проводятся презентации семей. В каждой семье существует свой уклад, свои обычаи, своя родословная. Во время презентации семья представляет своё генеалогическое дерево, знакомит всех с семейными традициями, любимыми песнями, семейным архивом.
Также проводятся «Вечера вопросов и ответов». Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера в нашем случае было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых на национальных языках в домашних условиях. Естественно не все родители считают это необходимым, более того, есть родители, которые вообще не нуждаются в том, чтобы их ребёнок изучал финский либо карельский язык. На данный момент моя задача состоит в том, чтобы попытаться переубедить категорию таких родителей; доказать что изучение национального языка – это необходимость и потребность нашего настоящего и будущего.
Мной были изготовлены материалы для привлечения внимания родителей к данному вопросу, такие как: «Преемственность в обучении национальному языку как второму», «Учёт возрастных особенностей детей при обучении второму языку».
В нашем детском саду стали традицией Недели открытых занятий и Дни открытых дверей, в течение которых родители имеют возможность посетить любое занятие и лучше понять специфику дошкольного обучения и воспитания детей. Большинство родителей посещают занятия именно по национальным языкам, с целью узнать уровень детей в овладении вторым языком. По их мнению, это поможет закрепить материал занятий в домашних условиях.
”Наши” родители активно предлагают свою помощь в создании развивающей среды по данному вопросу. Таким образом, ими были изготовлены карточки по всей лексике, которую должен знать дошкольник. А также изготовлены дидактические игры по обучению национальным языкам.
Наша работа показывает, что родители быстро откликаются на усилия педагогов сделать жизнь их детей эмоциональной и событийной. Они доверяют, советуются с нами, стремятся быть полезными, и признают, что благодаря нашим усилиям лучше узнали своего ребёнка.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др.
Перед каждой встречей можно организовать просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Самым главным является то, чтобы родители осознавали необходимость совместной работы с сотрудниками детского сада в воспитании гражданина Российской Федерации. Ведь им являет каждый, кто живёт, воспитывается, развивается на территории нашей необъятной родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании маленького гражданина
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу,...
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Нормативный документ...
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2016г. № 996-р г.Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2016г. № 996-р г.Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»...
Занятие по познавательному развитию "Я гражданин Российской Федерации"
Материал разработан для группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет. Целью занятия является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов свое...
Педагогический совет «Использование государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей»
Цель:Систематизация знаний педагогов об использовании государственной символики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1.Систематизировать работу по изучению истории государственных символов Р...
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха д...