Тико- конструирование
учебно-методический материал (старшая группа)

Шабалина Ирина Юрьевна

Ведущая идея данной Программыформирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью Программа через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tiko_2022_na_3_goda_na_sayt.docx198.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Календарный учебный график
  3. Учебный план
  4. Содержание тем разделов программы
  5. Планируемые результаты освоения программы
  6. Диагностический инструментарий
  7.  Информационно – методическое обеспечение программы

  1. Пояснительная записка

1.1. Общеразвивающая программа кружка «ТИКО-конструирование» (далее Программа) предназначена для занятий с детьми 4-7 лет и имеет научно-техническую направленность.

Ведущая идея данной Программы — формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью Программа через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.

Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеразвивающих). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как дошкольники создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей).

1.2. Концепция Программы

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное мышление и математическая грамотность. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.

1.3. Обоснованность Программы

Актуальность Программы

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Конструирование в рамках Программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом несомненная актуальность Программы.

Программа предназначена для увлекательных совместных занятий воспитателей дошкольных учреждений с детьми.

Новизна Программы

Новизна Программы в том, что она адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №51», предлагает новое содержание конструктивной деятельности, в которой специфические виды детской деятельности: анализ результата и вывод, выступают как единое «познавательное пространство».

Практическая значимость данной Программы обусловлена тем, что в игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Детям открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

В ходе работы над заданием предполагается общение с детьми, обучение их проговаривать, объяснять, что они делают и для чего. Это важно для формирования культуры общения и развития речи, обогащения словарного запаса.

  1. Цель, задачи Программы

Основная цель: формирование у детей дошкольного возраста пространственных и зрительных представлений, способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Достижение поставленной цели Программы предусматривает систематическую работу по решение определенных задач.

Задачи:

  • формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширять кругозор об окружающем мире, обогащать эмоциональную жизнь, развивать художественно-эстетический вкус;
  • развивать психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развивать регулятивную структуру деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объёмных фигур;
  • развивать у ребенка мотивационную сферу  –  интерес к исследовательской  деятельности и моделированию;
  • развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
  • создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  1. Сроки реализации программы – 3 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 4 - 7 лет.

1.6. Основные принципы отбора материала:

-  принцип развивающего образования;

-  принцип научной обоснованности и практической применимости;

-  принцип критериев полноты, необходимости и достаточности;

-  принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

-  принцип интеграции образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

 -  принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1.7. Общая характеристика образовательного процесса

Ведущей формой организации занятий заявлена групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Вся практическая часть основана на работе детей по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, т.е. 72 занятия в год. Содержание занятий ориентировано на одновозрастные группы детей.

Рекомендуемая продолжительность занятий для детей различных возрастов.

Год обучения

Возраст

Продолжительность

Кол-во

часов

Кол-во

Занятий

Первый

4-5 лет

20 минут

2

72

Второй

5-6 лет

25 минут

2

72

Третий

6-7 лет

30 минут

2

72

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации занятий позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

     Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

1.8. Требования к развивающей предметно – пространственной среде

Одним из условий решения задач Программы в детском саду является организация развивающей среды.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, являются:

• содержательно-насыщенность;

• трансформируемость;

• полифункциональность;

• вариативность;

• доступность;

• безопасность.

Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Грамотное сочетание материалов и оборудования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.9. Требования к   педагогу, реализующему Программу

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть современными педагогическими технологиями работы с дошкольниками,

В связи с этим к педагогу, реализующему данную Программу, предъявляются следующие   требования:  

- умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности;

- умение вызвать интерес к собственной активности;

- умение педагога выбрать адекватные формы поддержки;

- умение создать условия для свободной детской деятельности.

1.10. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.

В ходе освоения дошкольниками каждого модуля Программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.

Ожидаемый результат: 1 год обучения (4 – 5 лет)

К концу первого года обучения ребенок научится:

  • называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
  • считать и сравнивать числа от 1 до 5;
  • конструировать плоские фигуры по образцу.

Ожидаемый результат: 2 год обучения (5 – 6 лет)

К концу второго года обучения ребенок научится:

  • называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
  • сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
  • конструировать различные виды многоугольников;
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
  • считать и сравнивать числа от 1 до 10;
  • конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Ожидаемый результат: 3 год обучения (6 – 7 лет)

К концу третьего года обучения ребенок научится:

  • конструировать многогранники;
  • владеть основами моделирующей деятельности;
  • сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;
  • ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
  • иметь представление о периметре фигуры;
  • сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
  • решать комбинаторные задачи;
  • выделять «целое» и «части»;
  • выявлять закономерности;
  • считать и сравнивать числа от 1 до 20.

1.11. Краткий анонс диагностического инструментария

Для выявления знаний, интересов дошкольников и определению уровней развития используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы.

Способами определения результативности Программы являются диагностика, проводимая в начале каждого года обучения, в виде естественно-педагогического наблюдения. Также в конце учебного года приводятся итоговые мероприятия, выставки работ детей, игры на основе конструктора ТИКО.

  1. Календарный учебный график

Содержание

Возрастная группа

средняя группа (4-5 лет)

старшая группа (5-6 лет)

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Количество возрастных групп

3

Недельная образовательная нагрузка

2 занятия в неделю (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа)

Объем недельной образовательной нагрузки

20 минут – средняя группа

25 минут – старшая группа

30 минут – подготовительная к школе группа

Место, время проведения занятий

Конструкторский центр или групповое помещение, вторая половина дня

Первичный мониторинг

Сентябрь каждого учебного года

Итоговый мониторинг

Май каждого учебного года

3. Учебный план

3.1. Перечень разделов Программы

В Программе выделяются три раздела:

- диагностический,

- практическая деятельность,

- итоговое занятие.

Содержание Программы по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

3.2. Количество часов на изучение разделов

Первый год обучения (4 – 5 лет)

№ раздела

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Диагностический

1

1

2

2.

 Практическая деятельность

33

33

66

3.

Итоговые занятия

2

2

4

Всего: 72

Второй год обучения (5 – 6 лет)

№ раздела

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Диагностический

1

1

2

2.

 Практическая деятельность

33

33

66

3.

Итоговые занятия

2

2

4

Всего: 72

Третий год обучения (6 – 7 лет)

№ раздела

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Диагностический

1

1

2

2.

 Практическая деятельность

33

33

66

3.

Итоговыезанятия

2

2

4

Всего: 72

4. Содержание тем разделов Программы

4.1. Перечень разделов и тем Программы, часы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения (4 – 5 лет)

№ раздела и темы

Название раздела, темы

  Количество часов

  теория

практика

  всего

1.

1.  1

1.2.

Диагностический

Экспресс – диагностика. Показатели, позволяющие охарактеризовать познавательную активность детей.

Анализ состояния уровня познавательного развития детей в конструктивной деятельности.  Прогноз дальнейшей работы.

 1

 0,5

 0,5

 1

 0,5

 0,5

 2

 1

 1

2.

Практическая деятельность

33

33

66

2.1

Геометрические фигуры

5

5

10

2.2

Пространственное ориентирование

4,5

4,5

9

2.3

Тематическое конструирование

7,5

7,5

15

2.4

Классификация по 1 - 2 признакам

6

6

12

2.5

Свойства

5

5

10

2.6

Цифры 1 – 5

5

5

10

3.

Итоговые занятия

2

2

4

Итого                                                                                                            72

2 год обучения (5 – 6 лет)

№ раздела и темы

Название раздела, темы

  Количество часов

  теория

практика

  всего

1.

1.  1

1.2.

Диагностический

Экспресс – диагностика. Показатели, позволяющие охарактеризовать познавательную активность детей.

Анализ состояния уровня познавательного развития детей в конструктивной деятельности.  Прогноз дальнейшей работы.

 1

 0,5

 0,5

 1

 0,5

 0,5

 2

 1

 1

2.

Практическая деятельность

33

33

66

2.1

Многоугольники

4

4

8

2.2

Объемные геометрические фигуры

5

5

10

2.3

Пространственное ориентирование

4,5

4,5

9

2.4

Тематическое конструирование

7,5

7,5

15

2.5

Классификация по 2 признакам

4

4

8

2.6

Свойства

4

4

8

2,7

Цифры 1 - 10

8

8

16

3.

Итоговые занятия

2

2

4

Итого                                                                                                            72

3 год обучения (6 – 7 лет)

№ раздела и темы

Название раздела, темы

  Количество часов

  теория

практика

  всего

1.

1.  1

1.2.

Диагностический

Экспресс – диагностика. Показатели, позволяющие охарактеризовать познавательную активность детей.

Анализ состояния уровня познавательного развития детей в конструктивной деятельности.  Прогноз дальнейшей работы.

 1

 0,5

 0,5

 1

 0,5

 0,5

 2

 1

 1

2.

Практическая деятельность

33

33

66

2.1

Многоугольники

2

2

4

2.2

Объемные геометрические фигуры

5

5

10

2.3

Пространственное ориентирование

4

4

8

2.4

Тематическое конструирование

7

7

14

2.5

Классификация по 2- 3 признакам

4

4

8

2.6

Числа до 100

8

8

16

2,7

Периметр

4

4

8

2,8

Узоры и орнаменты

3

3

6

3.

Итоговые занятия

2

2

4

Итого                                                                                                            72

4.2.  Описание содержания тем разделов Программы

1 год обучения (4-5 лет)

Тема № 1: «Геометрические фигуры».

Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» – находим, вырезаем и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «вверх», «вниз», «в центре», «сбоку».

Практическое задание: скрепляем между собой ТИКО-детали, распределяем их по этажам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей), ножницы.

Тема № 2: «Пространственное ориентирование».

Теория: изучаем понятия ориентироваться в понятиях «около», «выше», «ниже», «между».

Практическое задание: соединение ТИКО-квадратов с буквами и цифрами в условной последовательности.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Эрудит», «Арифметика», «Фантазер»).

Тема № 3: «Тематическое конструирование».

Теория: учимся обобщать, понятие «Многоугольник».

Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО различные (3-х, 4-х, 5 и т.д.) многоугольники.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), образцы многоугольников.

Тема № 4: «Классификация по 1 - 2 признакам».

Теория: сопоставление формы ТИКО-деталей с предметами аналогичной формы.

Практическое задание: игра «Помоги Колобку» – поиск ТИКО-деталей заданной формы.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), муляжи предметов квадратной, треугольной и прямоугольной формы, игрушки-животные.

Тема № 5: «Свойства».

Теория: исследование «Найди клад» – сопоставляем дорожки разной толщины, самая тонкая дорожка – путь к сокровищам.

Практическое задание: собираем узкую и широкую дорогу.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»), кукла, ленты разной толщины.

Тема № 6: «Цифры 1 - 5».

Теория: считаем предметы, сопоставляем их по количеству.

Практическое задание: прикрепляем к цифре такое количество квадратов (треугольников), какое число она обозначает.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), животные-игрушки.

2 год обучения (5-6 лет)

Тема № 1: «Многоугольники».

Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» – находим, вырезаем и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «справа», «слева», «многоугольник», «четырехугольник», «пятиугольник».

Практическое задание: конструируем многоугольники, распределяем их по этажам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей), ножницы.

Тема № 2: «Объемные геометрические фигуры».

Теория: «Сказка о прекрасной принцессе и разрушенном замке» - строим замок для принцессы. Понятие: «куб».

Практическое задание: конструируем куб из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей).

Тема № 3: «Пространственное ориентирование».

Теория: изучаем понятия «направо», «налево».

Практическое задание: соединение ТИКО-квадратов с буквами и цифрами в условной последовательности.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Эрудит», «Арифметика», «Геометрия»).

Тема № 4: «Тематическое конструирование».

Теория: учимся обобщать, понятие «Море».

Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО предметы на морскую тематику – «рыбка», «водоросли», «морская звезда» и т.д.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), изображения морских животных, растений и т.д.

Тема № 5: «Классификация по двум признакам».

Теория: сопоставление цвета и формы ТИКО-деталей с аналогичными предметами.

Практическое задание: игра «Магазин» – рассматриваем предметы и выкладываем ТИКО-детали с аналогичными свойствами.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), муляжи предметов разных по цвету и форме.

Тема № 6: «Свойства».

Теория: исследование «Объем»; понятия: «один литр», «половина литра»

Практическое задание: сравниваем объемы куба и прямоугольного параллелепипеда.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель.

Тема № 7: «Цифры 1 - 10».

Теория: считаем предметы, сопоставляем их по количеству.

Практическое задание: прикрепляем к цифре такое количество квадратов (треугольников), какое число она обозначает.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), муляжи овощей, фруктов.

3 год обучения (6-7 лет)

Тема № 1: «Многоугольники».

Теория: сказка-экспромт «Город Геометрика!» - рисуем, вырезаем и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «справа», «слева», «многоугольник», «четырехугольник», «пятиугольник», «шестиугольник» и т.д.

Практическое задание: конструируем многоугольники, распределяем их по этажам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей), ножницы.

Тема № 2: «Объемные геометрические фигуры».

Теория: понятия – «пирамида», «грани», «ребра», «вершины».

Практическое задание: конструируем разные виды пирамид из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 3: «Пространственное ориентирование».

Теория: изучаем понятия «направо вверх», «налево вверх», «направо вниз», «налево вниз», «по диагонали».

Практическое задание: соединение ТИКО-квадратов в условной последовательности.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Эрудит», «Арифметика», «Геометрия»).

Тема № 4: «Тематическое конструирование»

Теория: учимся обобщать, понятие «Техника».

Практическое задание: собрать из конструктора ТИКО предметы по теме – «лодка», «корабль», «ракета», «батискаф» и т.д.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), изображения предметов техники.

Тема № 5: «Классификация по двум-трем признакам».

Теория: сопоставление цвета и формы ТИКО-деталей с аналогичными предметами.

Практическое задание: игра «Магазин» – рассматриваем предметы и выкладываем ТИКО-детали с аналогичными свойствами.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), муляжи предметов разных по цвету и форме.

Тема № 6: «Свойства».

Теория: исследование «Объем»; понятия: «один литр», «половина литра», «четверть литра», «восьмая литра».

Практическое задание: сравниваем объемы куба и прямоугольного параллелепипеда.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 7: «Числа до 100».

Теория: понятия – «десятки», «единицы».

Практическое задание: составляем двузначные числа.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), таблица чисел до 100.

5. Планируемые результаты освоения Программы

5.1. Уровни достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

1 уровень (высокий)

Дети этого уровня активно включаются в проблемные ситуации, их активность высока. Они проявляют инициативу и самостоятельность в выборе способа действия, могут выдвигать гипотезу и обосновать ее, стремятся к самостоятельным действиям.

Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить конструирование.

2уровень (средний)

Дети не всегда включаются в проблемную ситуацию, их активность быстро затухает, они затрудняются в проявлении самостоятельности и инициативы способа действия. Дети среднего уровня не всегда могут выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Самостоятельные действия проявляются эпизодически, нужна помощь педагога.

У дошкольников отсутствует нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца.

3 уровень (низкий)

Дети не включаются в проблемную ситуацию без помощи педагога, не проявляют активности. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

По своей инициативе не стремятся к самостоятельным деятельности.

Детей характеризует овладение элементарными операциями анализа-синтеза, которые позволяют вскрыть лишь внешние признаки, связи объекта конструирования.

Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования, самоконтроля и регулирования.

6. Диагностический инструментарий

Результативность деятельности воспитанников оценивается с помощью следующих методов диагностики:

       - систематическое наблюдение;

      -  практическое задание;

      - просмотр работ;

Формы подведения итогов реализации Программы:

- организация и проведение тематических выставок;

- открытые занятия;

- коллективные работы для оформления интерьера группы, МАДОУ.

6.1. Критерии оценки

Методика № 1.  Систематическое наблюдение

Цель: получение общего представления о содержании детского конструирования.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к конструированию; какие виды конструирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для конструирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов конструирования.

Оценивается каждый ребенок с позиции характера его конструктивной активности:

- предпочитаемые объекты для конструирования,

- проявление настойчивости в конструктивном поиске,

- умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы,

- эмоциональное отношение к процессу конструирования,

- способность самостоятельно вернуться к незаконченному конструированию, продолжить конструктивный поиск,

- разнообразие конструктивной деятельности.

Конструктивно-активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в конструировании, осуществляет настойчивый конструктивный поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели.

Результаты наблюдений уточняются в беседе с детьми.

Методика №2. Практическое задание

Цель: приобретение умений и навыков практической деятельности, упражнение детей в выполнении наглядно-действенных задач, то есть практическая манипуляция ТИКО-конструкторами.

Задачи практических заданий:

- закрепление, углубление, расширение и детализация знаний детей;

- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности

- приобретения практических умений и навыков, опыта.

Это создает условия для дифференциации и индивидуализации работы с отдельными детьми, а также для отработки и закрепления разнообразных умений и навыков.

По характеру выполняемых детьми заданий практические задания подразделяются на:

− ознакомительные, проводимые с целью закрепления и конкретизации изученного материала;

− аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

− творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов к решению задач.

Методика №3. Просмотр работ

Просмотр и анализ детских работ является очень важной частью занятия по конструированию.

В ходе конструктивной деятельности педагог ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но, главным образом, проявлять самостоятельность при выполнении работы.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Прежде чем приступать к анализу, педагог должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же детей. педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы. 

В зависимости от типа конструктивной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку деятельности детей.
  2. Среди отобранных работ выделить две - три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Предложить рассказать о любой понравившейся работе (но не своей)
  4. Рассказать о работе, указанной педагогом.
  5. Предложить найти работу, похожую на образец.
  6. Сравнить работу с образцом.
  7. Найти две разные работы.
  8. Найти похожие работы.
  9. Найти работу с ошибкой.
  10. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  11. Найти незаконченную работу.
  12. Рассказать о своей работе (самоанализ).

7.  Информационно – методическое обеспечение Программы

7.1 Методические рекомендации по реализации Программы

Организуя занятия по ТИКО-конструированию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы.

Занятия кружка по ТИКО-конструированию включаются в педагогический процесс дошкольного учреждения со средней группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к конструктивной деятельности, развить творчество. Руководя конструктивной деятельностью, педагог должен помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию конструктора в изделие.

В Программе указано количество часов на изучение каждого раздела. Программа вариативна – она предусматривает возможность перестановки тем, увеличение часов освоения какой-либо темы или даже частичного исключения темы, в зависимости от уровня общего развития группы обучающихся.    

7.2.  Методическое   обеспечение Программы

Центр конструирования и моделирования служит:

  - проведению специально организованных занятий с детьми дошкольного возраста по развитию конструкторских навыков;

  -  развитию творческих способностей детей дошкольного возраста;

  -  организации дополнительного образования детей через групповую и индивидуальную работу;

  -  оказанию методической помощи педагогам в освоении новых подходов и технологий в работе    с детьми по научно-технической направления деятельности;

  -  педагогическому просвещению родителей воспитанников в вопросах детского конструирования и его значимости.

Оборудование

Наименование

Столы детские.

Стол большой для подготовки материала.

Стулья детские.

Материалы:

ТИКО-конструктор. Набор «Фантазеры», (для детей 3-4 лет, 4-5 лет)

ТИКО-конструктор. Набор «Арифметика», (для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)

ТИКО-конструктор. Набор «Эрудит», (для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)

ТИКО-конструктор. Набор «Геометрия», (для детей 5-6 лет, 6-7 лет)

Раздаточный материал:

Карандаши простые

Карандаши цветные

Фломастеры

Ножницы

Геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник)

Образцы многоугольников

Муляжи предметов определенного цвета

Муляжи предметов разных по цвету и форме

Муляжи предметов квадратной, треугольной и прямоугольной формы

Муляжи овощей и фруктов

Игрушки-животные

Шнурки разной длины

Ленты разной толщины

Демонстрационный материал:

Куклы

Детские ботинки

Изображения морских животных и растений

Изображения предметов техники

Таблица чисел до 100

Папка по ТИКО-моделированию. «Технологические карты №1 для создания объемных конструкций для детей младшего и среднего дошкольного возраста». И,В, Логинова.

Папка по ТИКО-моделированию. «Технологические карты №2 для создания объемных конструкций для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». И, В, Логинова.

Папка для плоскостного ТИКО-моделирования для детей дошкольного возраста. И, В, Логинова.

Рабочие тетради:

Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций по контурным схемам. И.В. Логинова

Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. И.В. Логинова

Средства ИКТ:

музыкальный центр,

телевизор,

компьютер.

Методические пособия:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006.
  3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
  4. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
  5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.  Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
  7. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.);
  8. ТИКО – конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста/коллектив авторов: Н.М. Карпова, И.В. Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н. Кириллова, С.А. Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева.
  9. Папка по ТИКО – моделированию. Технологические карты№ 1.И.В. Логинова, НПО Рантис, 2017;
  10. Папка по ТИКО – моделированию. Технологические карты№ 2.И.В. Логинова, НПО Рантис, 2017;
  11. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. И.В. Логинова, НПО Рантис, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ТИКО-конструированию «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 лет

Знакомство детей с ТИКО-конструктором, со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста

Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...

Конспект занятия по Тико конструированию "Новая мебель для домика зайчонка Тико"

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием «ТИКО-конструктора». Задачи:- развитие конструкторских способностей, ...

ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТИКО-моделированию (НОД) для детей средней группы (4-5 лет) ТИКО - конструирование на тему: «Космическая ракета»

Раз, два, три — сложи детали,Чтоб они машиной стали.Собери гараж. ПотомНе забудь построить дом.Можно к самому порогуПроложить еще дорогу,Выбрать место для моста —То-то будет крас...