Краткосрочный проект во второй младшей группе " Лук- зеленый друг"
проект (младшая группа)

Гульнара Сабировна Алмаканова

результаты проведения данного проекта "Лук- зеленый друг"

- у родителей и детей появилась заинтересованость в совместной деятельност;

-также были созданы благоприятные условия для формированияу младших дошкольников целостного  представления об овощах, о зеленом луке его свойствах и полезных качествах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_v_sadik.doc555.96 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ ДС «Тополек» МО Ясненский городской округ

Познавательно - исследовательский проект

во второй младшей группе по теме:

«Лук - зелёный друг»

Подготовили и провели воспитатели:

                                                   Алмаканова Г.С                                

                                                 Макарова В.А.

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение

1.1 Проблема

1.2 Актуальность

2. Основная часть

     2.1 Цель и задачи проекта

     2.2 Гипотеза образовательного процесса

     2.3 Предполагаемые продукты проекта

     2.4 Ожидаемые результаты

     2.5 Этапы реализации проекта

     2.6 Ресурсное обеспечение проекта

     2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями

     2.8 Технологии - оборудование

     2.9 Аналитическая справка и сравнительная диаграмма диагностического обследования

 3. Заключения. Выводы

4. Литература

5. Приложение

  1. Введение

1.1 Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

1.2 Актуальность проекта: Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке дома). Дать начальное представление об отличии комнатных цветов от перьев лука. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье – сберегающий.

Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.

Вид проекта: групповой, средней продолжительности. 

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: 22.01.2024 – 16.02.2024г.

  1. Основная часть

2.1 Цель проекта: расширение знаний детей о пользе лука.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

1.Развивать познавательный интерес к выращиванию лука в комнатных условиях через: наблюдение за ростом растения; чтение художественной литературы; беседы о значении овощёй в жизни человека; сюжетно - ролевые игры; через изодеятельность (рисование, лепка, аппликация).

2.Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение, об увиденном и услышанном.

4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

Для работы с родителями:

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности.

2.Формировать у родителей мотивацию к совместной деятельности с детьми.

3.Дать представление родителям о значении совместной деятельности с детьми.

Для педагога:

1.Овладеть методом проекта, как технологией.

2.Сформировать предметно - развивающую среду для проекта, пополнить зоны играми, наглядным материалом на тему проекта.

2.2 Гипотеза образовательного проекта: 

Проект поможет детям более подробно познакомиться с овощем – лук, его пользой для организма человека. У детей будут сформированы начальные представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

2.3 Предполагаемые продукты проекта:

Для детей:

-огород на окне;

-алгоритм роста лука;

-приготовление салата из лука.

Для родителей:

-выставки детских работ;

-фотоальбом "Наш лучок"

Для педагога:

-реализованный проект

2.4 Ожидаемые результаты:  

Для детей: сформированы знания об условиях необходимых для роста растений, их строении и роли овощей в жизни человека; закреплены первоначальные навыки бережного отношения к растительному миру; у детей сформированы умения анализировать, сравнивать, делать выводы; активизирован словарный запас.

Для родителей: повышен уровень экологической культуры; укреплено сотрудничество родителей с детьми; повышение компетентности по данной теме.

Для педагога: продолжение освоения метода насыщенной практической детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

2.5 Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

- определение темы проекта;

- разработка перспективного плана проекта;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи;

- консультации для родителей «Зеленый лук от семи недуг»;

- предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки;

- домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»

2. Основной этап:

- рассматривание лука;

- посадка лука в землю, в воду;

- беседы, чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы);

- дидактические игры;

- художественное творчество.

3. Заключительный этап:

- Подведение итогов реализации проекта;

- Оформление выставки рисунков детей;

-Итоговое мероприятие: «Создание огорода на окне».

Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:

1.Работа воспитателя с детьми;

2.Работа воспитателя с родителями;

3.Совместная деятельность родителей и детей.

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

План реализации проекта:

Дата проведения

Виды деятельности

Образовательная деятельность

22.01.2024

Беседа «Полезная пища».

Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, пословиц и поговорок о луке и овощах.

Речевое развитие

23.01.2024

Подвижная игра «Посадим лук»

Физическое развитие.

24.01.2024

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты»

Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла...»

Социально-коммуникативное развитие

25.01.2024

Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

Рассматривание и изучение посадочного материала.

Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое почва»

Познавательное развитие

26.01.2024

Д/и «Один- много»

Трудовая и исследовательская деятельность: «Посадка лука» и заполнение дневника наблюдения

Познавательное  развитие

29.01.2024

Беседа «Лук – лекарственное растение»

Чтение сказки «Репка»

Речевое развитие

30.01.2024

Физкультминутка «Лук делает зарядку»

Физическое развитие.

31.01.2024

Д/и «Вершки и корешки»

Социально-коммуникативное развитие

1.02.2024

Рисование «Наш лучок»

Художественно- эстетическое развитие

2.02.2024

Лепка «Сажаем лук»

Художественно-эстетическое развитие

5.02.2024

Беседа «Что мама готовит из лука»,

Загадывание загадок о луке.

Речевое развитие

6.02.2024

П/и «Кто больше соберёт овощей»

Физическое развитие.

7.04.2024

Д/и « Полезно – не полезно»

Социально-коммуникативное развитие

8.02.2024

Д/и «Угадай по описанию»

Опыт «Где быстрее растет лук?»

Наблюдение за появившимися всходами и заполнение дневника наблюдения.

Познавательное развитие

9.02.2024

Аппликация «Зелёный лучок»

Художественно-эстетическое развитие

12.02.2024

Беседа «Дачный огород у бабушки, мамы»

Проговаривание чистоговорки: «Ук-ук-ук посадили лук»

Чтение сказки «Вершки и корешки».

Речевое развитие

13.02.2024

Подвижная игра «Расти, расти, лучок»

Физическое развитие.

14.02.2024

Пальчиковые игра «Огород»

Социально-коммуникативное развитие

15.02.2024

Д/и «Разрезные картинки «Овощи»

Обследование луковицы (цвет, форма, запах): «Расскажи-ка»

Уход за посаженным луком: полив, рыхление почвы.

Познавательное развитие

16.02.2024

Итоговое мероприятие «Вырос наш зеленый лук»

Художественно-эстетическое развитие

Работа с родителями:

- пальчиковые игры: «Овощи», «Лук»;

- памятка для родителей: «Чеснок и лук – нам лучший друг», «Профилактика простудных заболеваний»;

- домашнее задание «Наш лук». Посадка лука дома на окне и наблюдение за ним.

2.6 Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий (картотека дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток; конспекты бесед, сценарий викторины и т.д.).
  • Подборка художественной литературы: загадки, стихи, сказки.

2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями

  Познавательные беседы.

  Наблюдения.

 Познавательное чтение.  

 Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

 Консультация, буклеты, папка-раскладушка.

 Подвижные, дидактические игры познавательной направленности.

2.8 Технологии – оборудование:

- фотоаппарат

- компьютер

- интернет

- проектор

2.9 Аналитическая справка

Диагностическое обследование детей происходило в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.

Для выявления уровня знаний о том, зачем нужно употреблять в пищу лук были составлены вопросы:

  1. Что такое лук?
  2. Где растет лук?
  3. Какого цвета бывает лук?
  4. Какого размера бывает лук?
  5. Какие блюда можно приготовить из лука?
  6. Что содержится в луке?
  7. Чем полезны витамины, содержащиеся в луке?

Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.

Входная диагностика

К проведению входной диагностики было привлечено 15 детей (из 23 по списку). По болезни отсутствовало 6 человека, не посещают детский сад 2 человека больше месяца.

Результаты заносились в таблицу «Уровни знаний детей о том, зачем нужно употреблять в пищу лук» №1 (входная диагностика)

Результаты диагностирования:

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

0 человек

0%

средний

10 человек

45,45%

ниже среднего

5 человек

31,82%

В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно. Особые затруднения в ответах детей вызвали вопросы «Что содержится в луке?», «Чем полезны витамины, содержащиеся в луке?».

По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей представлений о том, зачем нужно употреблять в пищу лук и формирование обобщенных способов умственной деятельности и средства построения познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, которая отражена в проекте.

Формирующая работа проходила в период 22.01.2024 – 16.02.2024г.

Таблица «Уровни знаний детей о том, зачем нужно употреблять в пищу лук» №2 (итоговая диагностика)

Результаты диагностирования:

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

3 человека

37,5%

средний

12 человек

62,5%

ниже среднего

0 человек

0%

Сравнительная диаграмма диагностики детского развития во второй младшей группе 3-4 лет на начало и конец проекта «Лук – зелёный друг».

Таким образом, после проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о том, зачем нужно употреблять в пищу, морковь, основным звеном которой являлись беседы и игры познавательного характера. Дети младшей группы показали положительную динамику по результатам итоговой диагностики, где показатель ниже среднего 0%. Они не только могли рассказать, что содержится в моркови, но и объяснили, чем полезны витамины, содержащиеся в моркови.  

Заключение

Рефлексия деятельности: Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились задавать вопросы,  наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей бережного отношения к своему здоровью, расширении знаний детей о моркови, ознакомление с «витаминами», значении их для здоровья человека.

Результатами проекта являются: 

Результаты проведения данного проекта «Лук - зеленый друг»:

- у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности;

- также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления об овощах, о зеленом луке его свойствах и полезных качествах;

- у детей сформировались определенные знания и умения при посадке лука, ухаживании за ним, его наблюдения;

- повысился познавательный интерес детей к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;

- произошло расширение кругозора, мыслительной деятельности;

- развития у детей творческих способностей;

- в ходе данного проекта была проведена выставка детского творчества «Зеленый лучок».

- воспитанники и их родители приняли активное участие в организации и выращивании огорода на окне. 

Вывод: в ходе реализации проекта  пришли к выводу, что подобные занятия, опыты, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект более подробно расширил представления детей об овоще – лук, его пользы для организма человека, о правильном питании и здоровом образе жизни. Игровые приемы позволили заинтересовать детей. Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.

Очень надееся, что проводимая  работа поможет в детях сформировать начальные представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

Используемая литература:

  1. Барто А., Маршак С., Михалков С. И др. «100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей» - Москва: Издательство АСТ, 2018.
  2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
  4. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
  5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. Использование ИКТ и интернет ресурсы.

Приложение

Беседа «Полезная пища»

Цель: закрепить знания детей об овощах, их значения для здоровья.

Материал: корзина для покупок, муляжи овощей.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня все вместе пойдем в магазин.

Дети встают около стульчиков и маршируют на месте.

Воспитатель: Маме было нужно

Хлеб купить на ужин.

Мы ходили в магазин.

Сколько было там витрин!

И на полках апельсины,

Молоко и мандарины,

Йогурт, масло и сметана,

Абрикосы и бананы,

И арбузы, баклажаны,

Помидоры, виноград…

Всё доступно, без преград.

Я хочу здесь всё купить

Маму мне б уговорить!

Воспитатель: Вот мы и пришли в магазин. Нас мама попросила купить полезную еду. Что же это такое? Что нам нужно купить?

Ответы детей. (Полезная еда – это овощи и фрукты).

Воспитатель: Правильно, ребята. Фрукты и овощи это очень полезные продукты, потому что в них много витаминов. Поэтому мы сегодня с вами будем покупать в магазине овощи. Вот и корзина для покупок. Ребята, а зачем нам нужно есть овощи?

Ответы детей. (Чтобы быть здоровыми. Чтобы не болел живот. Чтобы расти. Чтобы быть красивыми. Чтобы быть сильными).

Воспитатель: Правильно. А вот и первый овощ. Отгадайте, что это?

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошка).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это картошка. Она полезная?

Ответы детей.

Воспитатель: Кладем ее в корзину?

Ответы детей.

Воспитатель кладет картинку картофеля в корзину.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная и сладкая (Морковка).

Ответы детей.

Воспитатель: Кладем ее в корзину?

Ответы детей.

Воспитатель кладет картинку моркови в корзину.

Воспитатель: А вот еще один полезный овощ.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Лук очень полезный и вкусный.

Воспитатель кладет картинку лука в корзину.

Вот у нас в корзине уже есть картошка, морковка и лук. А какие еще полезные овощи мы можем купить в магазине?

Дети отвечают, воспитатель кладет названные овощи в корзину.

Воспитатель: Смотрите, мы купили целую корзину полезных продуктов! Давайте понесем наши покупки домой.

Дети встают со стульев и маршируют.

Воспитатель: Вот и принесли мы овощи домой. А что же будет с ними делать мама?

Ответы детей. (Суп, салат, жареную картошку, рагу.)

Воспитатель: А я знаю стихотворение про овощи. Давайте вместе его послушаем:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свёклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох,

Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох!

(«Овощи» Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

И наша мама тоже сварит нас суп и сделает салат. А мы с вами съедим все до последней ложки, потому что овощи полезные, а мы с вами хотим быть здоровыми и сильными.

Лепка «Лучок»

Задачи: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы.

Материалы: картинка лука, пластилин желтого, зеленого цвета, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку

Сарафан не сарафан

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать

Досыта наплачешься.

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям картинку с изображение лука. Затем определяет вместе с детьми основные характеристики части лука (сам лук, стрелки лука). Поясняет и показывает, что у лука основание круглое, а потом от него идут стрелочки (зеленый лучок). Предлагает слепить сначала круглое основание, а затем стрелочки.

Демонстрирует способ лепки луковицы.

Воспитатель: Отщипываем кусочек желтого пластилина и раскатываем, формируя шар, это и есть луковица. Затем отщипываем еще один кусочек от зеленого пластилина, раскатываем как колбаску прямыми движениями ладошек, потом сжимаем один кончик, чтобы он стал остренький.

Воспитатель уточняет положение рук и характер движения ладоней. Следить, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.

В конце занятия дети устраивают выставку своих работ.

Воспитатель уточняет у детей, сложно им было слепить лук, как они лепили, что сначала лепили, что потом, понравилось им занятие или нет. Хвалит детей.

Затем воспитатель читает детям стихотворение:

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Опытно-экспериментальная деятельность

«Что такое почва».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. 

Материалы: почва,  ведерко; лист белой бумаги, лейка с водой.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с тем, что всем вам хорошо известно. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

Воспитатель предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).

Воспитатель: С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?

Дети высказывают свои версии.

Воспитатель: А давайте мы это проверим.

Воспитатель предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть. Затем воспитатель вместе с детьми определяет, из чего состоит почва (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, песка и глины).

Воспитатель: Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей.

Почва хорошо впитывает воду. Сейчас мы с вами это проверим.

Педагог предлагает детям положить немного почвы в ведерко и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.

Воспитатель: Куда девалась вода в ведерке с почвой? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Человек с давних пор использует в своих потребностях почву. Кто из вас знает, как мы используем почву?

Ответы детей (Выращивать урожай).

Подвижная игра «Посадим лук».

Цель: обучение детей запоминать слова и движения к игре, соблюдение правил игры.

Ход игры:

Дети образуют круг, в центре которого один из них. Все вместе поют и делают то, что «баба» в песне:

Баба сеяла лучок. Прыг-скок, прыг-скок.                                                      

Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.                                                                

Баба стала на носок, а потом на пятку,                                                                            

Стала русского плясать, а потом вприсядку.

Рисование «Наш лучок».

Задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.

2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.

3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть и осушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, гуашь, лук, который дети посадили в горшочки.

Ход:

Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем за луком, который мы посадили в ящик на нашем подоконнике.

Дети рассматривают лук, посаженный в ящик.

Воспитатель обращает внимание детей: Какой формы лук? Какого он цвета? Какого цвета перышки у лука? На что они похожи? Во что мы посадили лук? Какого цвета земля? Для чего нам нужен лук?

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать лук.

Воспитатель:  Беру кисточку в правую руку, чуть выше железного наконечника. Обмакиваю ворс кисти в воду. Лишнюю воду убираю о край баночки. Сначала рисую луковицу. Набираю желтую краску и рисую круг, закрашиваю его прямыми линиями сверху вниз, не выходя за контуры круга. Промываю ворс кисти в воде, набираю зеленую краску и рисую перья от круга снизу вверх. Получился лук?

Ответы детей.

Физкультминутка: "Вырастай, лучок, на грядке" (На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Дети рисуют лук самостоятельно. Воспитатель контролирует процесс.

В конце занятия воспитатель предлагает сравнить получившиеся рисунки с луком, который растет в ящике, и выясняет, как дети рисовали лук, что  для них было самым трудным в рисовании, и что понравилось.  Дети устраивают выставку свои работ.

Дидактическая игра «Вершки – корешки».

Цель: упражнять детей в составлении целого растения из его частей; закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки.

Атрибуты: картинки с изображениями частей овощей.

Ход игры:

Воспитатель: У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Вам нужно найти пару своему овощу: к своему вершку - корешок. Мы сейчас разделимся на две группы.

Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга. Дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку.

Воспитатель: А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

«Сказка о луке».

Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг? 
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.

Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик.

Беседа «Лук – лекарственное растение».

Цель: показать значимость лука для здоровья человека.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет».

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, вы догадались, что это лук. Именно о луке мы сегодня с вами поговорим. Я предлагаю каждому взять по луковице, рассмотреть его и рассказать, как он выглядит и все, что вы знаете о луке.

Дети рассматривают лук и говорят какой он.

Воспитатель: Ребята, лук человек выращивает уже 8 тыс. лет. И нет такой в мире страны, где бы лук не выращивали. Как вы думаете, почему лук так широко распространен в мире?

Ответы детей.

Воспитатель: Лук человек использует в пищу, он вкусный и полезный. В какие блюда добавляют лук?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в супы, салаты, мясо. А чем полезен лук?

Ответы детей.

Воспитатель: В луке много витаминов. Он укрепляет наш организм и помогает бороться с различными вирусными заболеваниями (грипп, простуда, ангина), им смазывают раны т.к. он обладает бактерицидными свойствами.   Очень давно, когда еще не продавали в аптеке готовых витаминов, моряки, отправляясь в дальнее плавание по морям, обязательно брали с собой на борт корабля много лука. Существует такая болезнь, когда организму не хватает витаминов, у человека начинают выпадать зубы, ломаться ногти. Именно лук помогал бороться с такой болезнью. На севере, где полгода полярная ночь от недостатка солнечного света организму не хватает витаминов. А лук, особенно зеленый, восполняет эти витамины. Поэтому человеку без лука никак нельзя. А у вас дома мама выращивает лук?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог беседы: Что нового вы узнали? Чем же полезен лук?

Подвижная игра «Овощи — фрукты».

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов, либо муляжи фруктов и овощей.

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и затем им надо разделиться на группы «Овощи», «Фрукты».

Загадки о луке.

Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук).

***

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает, то слезы проливает (лук).

***

Прежде чем его мы съели

Все наплакаться успели (лук)

***

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь (лук)

***

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а просто ... (Лук)

***

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,

А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин: овощи и фрукты».

Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Материал: муляжи овощей, вывеска со словом «Овощной магазин», деньги, чеки, табличка со словом «Касса», кошельки для покупателей.

Ход игры.

Воспитатель вносит картину «Магазин овощей». Предлагает рассмотреть картину.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Что вы видите на картине и кого вы видите на картине?

Ответы детей (овощи, продавца, покупателей).

Воспитатель: А, что делает продавец?

Ответы детей (продает овощи).

Воспитатель: А, что делают покупатели?

Ответы детей (покупают товар).

Воспитатель: А, что можно купить в этом магазине?

Ответы детей (овощи)

В групповой комнате имитируется прилавок. Дети с воспитателем сдвигают столы, раскладывают муляжи овощей. По считалке распределяются роли продавца, кассира. Остальные дети играют роль «покупателей». Дети берут корзинки, «кошельки», «деньги» и идут в магазин.

В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец, в кассе — опытный кассир. Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, говорит, сколько он стоит.

Ребенок-«покупатель» обращается к «продавцу»: Здравствуйте! Я хочу купить килограмм моркови ( лука, капусты, и т.д.), чтобы приготовить ужин для своей семьи.

Ребенок «продавец» взвешивает на весах покупку и отдает ее «покупателю»: Пожалуйста, оплатите стоимость покупки в кассе, и получите товар.

Воспитатель должен приучать детей к правилам общения в магазине и побуждать внимательно, следить друг за другом, чтобы кто - нибудь не забыл поблагодарить.

Игра повторяется несколько раз, при этом роль «продавца» и «кассира» играют разные дети.

В конце игры воспитатель интересуется: Ребята во что мы сегодня с вами играли? Что вам понравилось больше всего в нашей игре?

Аппликация «Зеленый лук».

Цель: закрепить представления об луке, его лечебных свойств. Упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании лука и его перышек. Воспитывать интерес к аппликации.

Материал: листы бумаги на каждого ребенка, пророщенный лук,клей, салфетки, детали лука зеленого и желтого цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это собака по кличке Дружок. Он заболел, простудился. Он хочет выздороветь но не знает, что ему делать. Ребята, а как вы думаете, что надо сделать Дружку, чтобы выздороветь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно пить таблетки, но ведь у нас сейчас свами нет таблеток, а как мы можем помочь Дружку? Давайте вспомним, что можно и нужно кушать, когда болеешь, чтобы быстрее выздороветь?

Ответы детей

Воспитатель берет в руки луковицу и обращает внимание детей на нее.

Воспитатель: Как вы думаете, лук поможет Дружку быстрее поправиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили, конечно, лук поможет Дружку. Но у меня только одна луковичка, а Дружку надо много лука, чтобы поправиться. И я предлагаю сделать много много луковичек для Дружка, чтобы он выздоровел. Смотрите перед вами на столе лежат детали лука желтого и зеленого цвета, мы с вами будем приклеивать их и у нас получится много луковиц для Дружка, которые мы ему подарим. А прежде чем приступить к нашей аппликации разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединить соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик где ты был?

(сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы)

С этим братом в лес ходил!

(соединить указательные пальцы)

С этим братом суп варил!

(соединить средние пальцы)

С этим братом кашку ел!

(соединить безымянные пальцы)

С этим братом песню пел!

(соединить мизинцы)

Воспитатель: И так приступим к нашей аппликации. На столе перед вами лежит клей, берём его, намазываем детали лука. Сначала приклеим сам лук, и пока клей не высох, приклеиваем его на лист, прижимаем пальчиками. А теперь приклеиваем перья лука, также промазываем их клеем и приклеиваем на лист, прижимая пальчиками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой лук у нас получился. Вам понравилось клеить лук?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас давайте подарим наши луковички Дружку, чтобы он быстрее выздоровел.

Дети дарят собачке свои работы и желают скорейшего выздоровления.

Стихотворения о луке.

Порожденье горьких мук,

Это что? Конечно лук!

От микробов защищает,

Хоть и за язык щипает

Наш зеленый Айболит,

Когда горлышко болит

***

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг

Потому что это - лук!

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелѐный лук,

Он здоровью верный друг!

***

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

***

Лук растёт на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одёжек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Дидактическая игра «Разрезные картинки «Овощи».

Цель: учить собирать целое из частей; развивать мышление детей; систематизировать знания.

Материалы: разрезные картинки «Овощи».

Ход игры: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением овощей. Детям – участникам предлагается собрать картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.

Пальчиковая гимнастика «Купите лук...»

Купите лук, зеленый лук, Загибают по одному

Петрушку и морковку! пальчику на обеих руках,

Купите нашу девочку, начиная с мизинца.

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук, Разгибают по одному пальчику

Петрушка и морковка, а обеих руках, начиная с мизинца

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

Итоговое мероприятие «Вырос наш зеленый лук»

Цель: учить детей видеть результат своего труда.

В луке много витаминов, дети с удовольствием попробовали выращенный лук, который теперь станет ежедневным добавлением к первому блюду на обед.

Раздача зеленого лука

Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению поручений: дежурство по столовой, помогать накрывать стол к обеду.

Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла»

Координация речи с движением.

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, (Загибают по одному пальчику

Капусту, на строчку на обеих руках.)

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе – (Попеременные удары кулачками

Кто лучше, вкусней и нужней на земле. и ладонями.)

Картошка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Капуста?

Морковка?

Горох,

Петрушка иль свекла?

Ох! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, (Загибают пальчики.)

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест-накрест на столе.)

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, (Загибают пальчики.)

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Физкультминутка: «Лук делает зарядку»

Координация речи с движением.

Чипполино потянулся -

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И вперёд шагнул!

Дидактическая игра «Один - много»

Цель игры: способствует развитию умения детей согласовывать имена существительные в единственном и множественном числе. Способствует развитию и обогащению речи детей, внимания, воображения, логического мышления.

Описание игры: Ребёнку предлагается картинка, на которой изображены один предмет и много таких же предметов. Ребёнок называет их.

Варианты:

1. Взрослый называет предметы в единственном числе, а ребенок называет множественное число этих предметов.

2. Взрослый называет предметы во множественном числе, а ребёнок называет в единственном числе.

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»

Цель игры: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.

Материал: Большие пластинки с изображением веселого и грустного зубика; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры: На столе лежат 2 большие пластинки с лицами веселого и грустного зубика. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их на пластинку с веселым зубиком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить на пластинку с грустным зубиком.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм.

Оборудование: карточки с изображёнными на них овощами.

Ход игры: При ознакомлении с игрой, первые несколько раз, ведущим является взрослый – логопед или воспитатель. Педагог даёт детям образец составления описательных загадок. Затем ведущим может быть один из детей.

Играющие садятся за столы. Ведущий, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек игры, составляет описательную загадку о предмете, изображённом на картинке, не показывая и не называя его. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт загаданный предмет. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.

Обследование луковицы (цвет, форма, запах): «Расскажи-ка»

Цель: Обучение составлению описательных рассказов, совершенствование речи и мышления, облегчить процесс обмена информацией.

Оборудование: лук, тарелка, нож, мнемотаблица «Овощи-фрукты»

Ход игры: Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.

Воспитатель показывает детям овощ – лук, задаёт вопросы, о цвете, форме лука.

Далее даёт детям ощупать и понять, какой овощь на ощупь.

Затем разрезаем лук, и даём детям понюхать. Какой у лука запах?

Воспитатель отрезает небольшой кусочек и даёт попробовать лук детям. Какой лук на вкус? А так же задаёт вопросы: где растёт лук и что можно из него приготовить.

Закрепить изученный материал можно с использованием мнемотаблицы «Овощи-фрукты».

Трудовая и исследовательская деятельность: «Посадка лука»

Цель: организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми.

Задачи:

- познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста растения;

- учить детей разным способам посадки луковиц;

- закрепить знания цвета, формы предмета и уметь определить по его признакам;

- воспитывать умения трудиться в коллективе;

- Прививать любовь к труду.

Оборудование: луковицы, контейнер с землей, лейка, бумажные салфетки для рук, бумага, корзинка.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

2. Беседа о растениях;

3. Заучивание пословиц и поговорок о труде;

4. Загадывание загадок про овощи и фрукты, витамины;

5. Вид игры «Что где растет»

Ход занятия


- Дети, я расскажу вам сказку:

«Далеко-далеко, в сказочной стране Витаминии жили добрые витамины, самым веселым и жизнерадостным из них был витамин «С». Он был румяным, жизнерадостным и никакая болезнь ему была не страшна.

У этого витамина было много разных домиков. Он жил в апельсине, лимоне, черной смородине, малине и других ягодах и фруктах, а так же в овощах – капусте, луке, томате.

В один из вечеров сгустились над страной Витаминией тучи, завыл грозный ветер, все вокруг закружилось в серой мгле. Ураган бушевал всю ночь. Утром витамин «С» проснулся в незнакомом месте, посмотрел по сторонам и горько заплакал. Все кругом было незнакомым. Витамин «С» даже не знал, как ему теперь отыскать свои домики (показываю пиктограмму настроения - грусть)»

- Я вам, ребята, предлагаю помочь витамину «С» найти один из его домиков, вырастить овощ на подоконнике. А какой?

Отгадайте загадку:

Прежде, чем его мы съели -

Все наплакаться успели

Дети«Лук»

Воспитатель достает из корзинки луковицы и раздает всем детям.

Рассматривание лука

Воспитатель«Скажите, какого он цвета?»

«Какой он формы?»

«Потрогайте его пальцем и скажите лук твердый или мягкий?»

«А теперь я разрежу луковицу. Какой у нее запах?» (Резкий,

неприятный)

«Кто смелый и может попробовать его на вкус? Какой вкус у лука

(горький)

-Да, ребята, лук горький, но он очень полезный. В нем много витаминов. Один из

них витамин «С». А если луковицу посадить, то из него вырастут зеленые листики – зеленый лук.

Но сначала мы с вами поиграем.

Хороводная игра.

- Вот идет в огород- развеселый народ,

Надо лучок посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)

-Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем

Дружно все копаем, лучок мы сажаем (копают землю лопатой

- Не успели посадить, надо нам лучок полить (поливают)

В руки лейку взяли, лучок поливали (поливают)

-Солнышко припекай, наш лучок согревай

(дети поднимают руки вверх и качаются)

-Лучок вырастет большой,

(показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)

Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что нам понадобится для посадки лука(Дети с помощью воспитателя насыпают землю в контейнер). Ребята, у лука есть верх и низ, как выдумаете, откуда у луковицы будут расти зеленые листики?

- А вот низ луковицы называется донце, из него будут пробиваться корни. Покажите мне на ваших луковицах – донце. Молодцы. Теперь подходите к столу.

Мы веселые ребята

Любим бегать и играть,

Но сейчас мы всем покажем

Как умеем мы сажать.

Фартуки мы одеваем

И лучок мы все сажаем.

Дети делают углубление и сажают лук

Воспитатель:

- Ребята, а что еще надо сделать?

Дети: Полить

Воспитатель:

-А зачем поливать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Возьмите ребята лейки и полейте лук.

Воспитатель:

-Ребята, вы посадили свои луковицы в землю. А как вы думаете можно вырастить лук без земли? В домашних условиях лук можно посадить в воду и получаются зеленые побеги. Для быстрого выращивания необходимы какие условия? (Свет и тепло). В нашей группе есть такое место, где оно? (На подоконнике). Вот мы и помогли витамину «С» найти свой домик. Конечно, посмотрите, как он повеселел. Давайте назовем фрукты, овощи, ягоды, где еще живет витамин «С».

Теперь мы каждый день будем наблюдать за ростом лука, поливать его.

Пальчиковая гимнастика:

Говорят, я горький, говорят, несладкий  (пальцы зажаты в кулачки)

Стрелочкой зелёной я расту на грядке  (поочередно пальцы показываются из кулачков)

Я полезный самый, в том даю вам слово. (поочередно пальцы зажимаются в кулачки)

Лук зелёный ешьте, будете здоровы. (сжимают и разжимают пальцы много раз)

Физкультминутки.

1.Дружно мы вскопаем грядку.    (выполняют движения в соответствии со словами)
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!
Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.

2.В огороде поутру погляди на грядку:       наклоны вперед - назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку.     потягивание вверх;

На зарядку встали вряд репа и редиска,   ходьба на месте;

Там листочки вверх глядят,                      поднять руки вверх, помахать

Здесь – пригнулись низко.                        присесть

(На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай.

«Что растет на грядке».

Произносятся предложения и если  согласны с ними - хлопайте в ладоши, а если нет -  топайте ногами.

- Угадайте–ка, ребятки, что растет у нас на грядке?
- Зеленый огуречик («хлопают»)
- Веселый человечек («топают»)
- Красный помидор
- Ядовитый мухомор
- Репчатый лук
- А может утюг
- Пузатый кабачок
- Дождевой червячок
- Круглая редиска
- Вкусная сосиска

Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»

(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2))

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос. Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

Сказка про лук "ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ"

«Мальчик Илюша был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой.  Вдруг к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.

— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:

— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.

— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.

— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.

— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.

— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!

— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.

— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.

— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.

— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.

— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.

— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.

— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный, практико-ориентированный, проект во второй младшей группе «Елочка зеленая в гости к нам пришла»

Детский сад – это первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители . Дальнейшее развитие зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продум...

Проект во второй младшей группе "Лук-зеленый друг"

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...

Краткосрочный проект во второй младшей группе "Лук - мой друг"

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Лук – мой друг»Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.Участники проекта: дети, воспит...

Среднесрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг».

Среднесрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг»....

Среднесрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг».

Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, заботиться и бережно относиться к нему.Грядка на подоконнике — отличный с...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг».

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях...

Проект во второй младшей группе «Лук – зеленый друг»

Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.      ...