Закономерности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике на тему
Понятие нормы, общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_razvitiya_doshkolnikov_s_ovz.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звездочка» г.Зернограда
Закономерности развития дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: воспитатель
Т.А.Лысенко
2017год
Понятие нормы
- Термин, используемый для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).
- Некое идеальное образование, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием
- общие направления развития процессы
- общие этапы и периоды развития
- наличие сензитивных периодов в развитии
- роль речи в развитии высших психических процессов
- роль деятельности в развитии личности
- роль опережающей направленности обучения
Специфические особенности детей с ОВЗ
- недоразвитие речи
- нарушение аналитико-синтетической деятельности)
- отставание в развитии моторики
- физическая ослабленность
- дисбаланс в развитии эмоционально-волевой сферы
- низкий уровень понятийных обобщений
- меньший объем поступающей информации извне, снижена скорость ее переработки, снижение объема запоминаемого материла и слабость следов памяти
- снижение активности, в том числе познавательной
- низкая работоспоосбноть
- несформированность произвольного поведения
- нарушение общения
- затруднения в социализации
- задержка в накоплении личного жизненного опыта
Типичные образовательные затруднения дошкольников с ОВЗ
- ограниченны представления об окружающем мире
- темп выполнения заданий очень низкий
- нуждаются в постоянной помощи взрослого
- низкий уровень сформированности свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение)
- низкий уровень речемыслительной деятельности
- трудности в понимании инструкций
- нарушение координации движений
- низкая самооценка
- повышенная тревожность
- высокий уровень психомышечного напряжения -повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство - повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству или тормозимость, пассивность, безволие.
Дети с нарушением слуха
Нарушение слуха влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Особенности личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Дети с нарушением зрения
Дети существенно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по параметрам работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Фрагментарность восприятия, поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют. Слабо развиты неречевые формы общения. Характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры стереотипны и неразвернуты
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития влияют на формирование личности ребенка, всех психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Существенно нарушена саморегуляция. Не формируется в достаточной степени знаково-символическая функция
Дети с соматическими заболеваниями
Недостаточно развита познавательная сфера, проблемы в развитии самосознания, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к деятельности
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Грубая задержка в физическом развитии, общая психическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, существенная задержка в развитии речи, стойкие нарушения произношения и фонематического слуха. Снижение коммуникативной (социальной) функции речи, преобладание наглядно-действенного мышления. Нарушения в освоении бытовых навыков
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность Недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, трудности в процессе всех видов восприятия, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации, в наибольшей степени страдает вербальная память. Трудности в формировании сферы образов-представлений: сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят, прогрессирует с возрастом, склонность к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Общение основывается на предметно-практических операциях, сниженная потребность в общении, снижение потребность в игре.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Задержка психического развития по типу психического инфантилизма, незрелость эмоционально-волевой сферы, в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию. Эмоциональная нестабильность, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения, неравномерный характер нарушений отдельных психических функций, выраженная астения, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, прежде всего, недостаточность пространственных и временных представлений
Дети с расстройствами аутистического спектра
Полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них; обособленность от окружающего мира . Слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада), чувствительность к слабым раздражителям, однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.); наблюдается мутизм, эхолалии. Непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Стереотипии и аутостимуляция, своеобразие моторики.
Общие психолого-педагогические рекомендации
- Принимать ребенка таким, какой он есть, отмечать его сильные стороны
- Как можно чаще общаться с ребенком
- Избегать переутомления
- Использовать упражнения на релаксацию
- Не сравнивать ребенка с окружающими
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация данного проекта способствует гармонизации детско...
Проект социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Моя мама лучше всех".
Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка....
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...
Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...
МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Педагогическая статья о роли применения инновационных методов в работе с детьми с ОВЗ, в частности применение мультипликации....
МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (составлена с учетом ФГОС ДО)
МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(составлена с учетом ФГОС ДО)...
Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)
Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...