"Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Опыт работы воспитателя МБДОУ д/с № 1 г.Вязьмы Смоленской области Леоновой Елены Александровны
Приоритетное направление в работе: экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица.
Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Актуальность: На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях.
Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Цель: формировать познавательную активность, создавать условия для развития познавательных и психических процессов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями использую элементарные опыты. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире. Экспериментирование является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности и рассматривается как элемент развивающего обучения. В процессе экспериментирования дети учатся рассуждать, делать умозаключения – это развивает их мыслительные операции.
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности младших дошкольников: Формировать представления о воде, необходимости ее для жизни растений и животных; Развивать умственные операции, развивать мышление, сообразительность, воспитывать самостоятельность; Развивать умение самостоятельно выполнять действия в определенном порядке под руководством воспитателя; Способствовать развитию представлений об основных потребностях растений(свет, тепло, влага).
Задачи экспериментально- исследовательской деятельности старших дошкольников: Расширять представления о том как образуется ветер, свет, тень; Формировать у детей конкретные представления о объектах живой и неживой природы, о человеке, как живого существа; Способствовать развитию представлений об основных потребностях растений(свет, тепло, влага); Формировать представления о воде, как необходимости для жизни растений, животных, людей; Дать знания об особенностях и свойствах воздуха, воды, грунта различать их состояния; Активизировать умственные операции; развивать критичность мышления, инициативу, сообразительность; воспитывать самостоятельность; Создавать условия для овладения новой информации с активизацией всех органов чувств.
В моей группе создан уголок для экспериментирования. В этом уголке имеются различные коллекции, материалы необходимые для проведения элементарных опытов. Дети в свободной деятельности с удовольствием рассматривают экспонаты. В своей работе стараюсь использовать разные форме экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Принципы построения работы с детьми по экспериментированию: Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты. У детей сформированы умения и навыки приобретать знания об окружающем мире. Имеют представления о физических свойствах окружающего мира. Проявляют познавательную активность и ищут причинно –следственные связи. Совершают элементарные поисковые действия: видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Сформированы умения самостоятельно проводить экспериментально-поисковую деятельность. Имеют представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей. Радуются собственным открытиям, интересуются неизвестным, стремятся к самостоятельности. Мы знаем, что самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – мы продолжим ему помогать в этом. И самым эффективным методом, используемом нами в практике, будет проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Профессиональная деятельность с воспитанниками НОД в 1 младшей группе «Как нужно ухаживать за собой»; НОД в средней группе «Знакомимся с стеклом»; НОД в средней группе «Почему вода поменяла цвет после окрашивания»; НОД в средней группе «Почему плачет снег». Проект с детьми среднего возраста «Воздух, которым мы дышим»; НОД в старшей группе «Простые камни в природе»; НОД в старшей группе «Лед, вода, пар»; НОД в старшей группе «Невидимка- воздух»; Проект с детьми старшего возраста «Свойства веществ»; НОД в подготовительной группе «Мой родной город».
Профессиональная деятельность: Выступление на педсовете «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников». Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста». Выступление на педсовете «Создание уголка по экспериментированию в группе». Собрание для родителей в старшей группе с проведение мастер-класса «Детское экспериментирование».
Взаимодействие с родителями: Родительские уголки, консультации, беседы, совместные проекты. Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
К.А. Тимирязев писал: «Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Именно к этому мы стремимся на этапе завершения дошкольного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-166131-1612783764.jpg)
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-440265-1478188723.jpg)
Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд
Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/26/picture-94700-1537963539.jpg)
Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378112-1642314443.jpg)
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378112-1642314443.jpg)
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-215480-1381527256.jpg)
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...