Семинар - практикум для воспитателей Развитие цифровой среды в ДОО
консультация
Семинар - практикум для воспитателей Развитие цифровой среды в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tsifrovoy_sredy_v_doo.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие цифровой среды в ДОО
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства. Организация современной цифровой среды в ДОО способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОО. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения.Таким образом, актуальность цифровой среды в ДОО обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Цели цифровой среды:
Для дошкольников:
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителей:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для воспитателя:
- снижение работы за счет ее автоматизации;
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий воспитанниками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации дошкольников при выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории дошкольника.
Задачи цифровой среды:
- разработать новые регламенты и принципы обработки данных с учетом требований по защите персональной информации в условиях переноса документооборота в цифровой формат;
- составить список необходимых для обмена данных, используемых в сфере образования;
- разработать архитектуру цифровой образовательной среды, позволяющую гибко заменять системы в ее составе и расширять их состав;
- разработать протоколы обмена данными и утвердить их в качестве отраслевого стандарта;
- разработать регламент работы комиссий по протоколам, чтобы они могли своевременно вносить изменения в ранее утвержденные протоколы/стандарты;
- пересмотреть нормативную базу документооборота и организации образовательного процесса для исключения конфликтов старых норм бумажной эпохи с современным электронным документооборотом;
- создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий.
Условия внедрения информационно-коммуникационных технологий
Профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа “образование на всю жизнь” к “образованию через всю жизнь”) сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в учреждении современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности. Особое место при проектировании, конструировании и внедрении инноваций в учебное заведение отводится условиям. Условия как философская категория выражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, в которой возникает, существует и развивается то или иное явление или процесс, без которых они не могут существовать.
Главные условия внедрения инновационной деятельности:
1) системность в методической работе с педагогическими кадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;
2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;
3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;
5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов;
6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Обновление предметно-развивающей среды в группах в соответствии с внедрением в образовательный процесс ФГОС
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, одной из важных задач является - задача индивидуализац...
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ в соответствии ФГОС»
Выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
Семинар-практикум "Поликультурная предметно-пространственная среда, как фактор социализации дошкольника"
семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
Семинар-практикум«Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.Подготовка к семинару-практикуму...
Семинар-практикум "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"
Семинар-практикум в форме деловой игры с целью выявления и обобщения знаний педагогов по данной теме. Педагоги показали презентации своих групп, обменялись опытом в оформление и пополнении ПРС....
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС"
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут реально ос...
Семинар-практикум для педагогов "Цифровой микроскоп"
quot;Цифровой микроскоп"...