Семинар-практикум "Обновление предметно-развивающей среды в группах в соответствии с внедрением в образовательный процесс ФГОС
методическая разработка
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, одной из важных задач является - задача индивидуализации образования.
Выполняя федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, воспитатель должен создать условия для развития у воспитанников интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы.
При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, педагогу необходимо учитывать, что будет способствовать формированию базовых характеристик личности каждого воспитанника (любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, физически развитый, владеющий необходимыми умениями и навыками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).
Развивающее пространство должно быть организованно на основе следующих принципов:
1.Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении, в развитии его положительного самоощущения, эмоционального благополучия воспитанника. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке предрасположен для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого воспитанника, создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, чем нравиться.
2.Принцип эстетической организации среды, сочетает в себе привычные и неординарные элементы интерьера, развивает вкус, побуждает воспитанника к активной творческой деятельности.
3.Принцип доступности и единства, продиктован особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме «вижу-действую».
4.Принцип активности творчества, реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды: создание временных игровых зон с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских.
5.Принцип комплексирования и зонирования, реализует построения непересекающихся сфер активности и дает возможность воспитаннику заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создается игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
6.Предоставления девочкам и мальчикам возможности проявлять свои наклонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип «половых и возрастных различий».
7.Принцип безопасности реализуются в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкцией по охране жизни и здоровья воспитанников.
8.Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость, эстетичность.
Особенности построения предметно-развивающей среды
В соответствии с рассмотренными принципами, рекомендуется создание предметно-развивающей среды с учетом планирования тематической недели. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы, отобрать содержание образовательного материала, продумать какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы. Содержание тематической недели должна находить в центрах и уголках группы.
*Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке будут уместны дет. Поделки и природного материала, экспонаты природы, икебаны.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и познавательную деятельность природоведческого характера. Уголок природы может служить местом уединения и индивидуальной деятельности воспитанников.
*Центр искусства - самое светлое, хорошо освещенное место в группе. Здесь воспитанники могут рисовать, лепить, выполнять аппликационные работы. На полках размещены различные изобразительные материалы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, тушь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, ножницы, трафареты, штампы и многое другое располагают к активной творческой деятельности. Детские рисунки должны выставлятся на всеобщее обозрение, к которому имеется свободный доступ. Здесь же рекомендуется организовывать персональные выставки работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешивается иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
*Строительный центр должен быть сосредоточен в одном месте, содержимое строительного уголка включает в себя конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек. Строительный центр позволяет организовывать конструктивную деятельность с большой подгруппой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в С/Р играх, играх-драматизациях, ручном труде).
*Неизменной популярностью у дошкольников пользуются центр науки или исследовательский центр. В центре для детского исследования размещены самые разнообразные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь. Оборудование: микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает детскую литературу, операционные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок и отчетов.
*Зона сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольника желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры драматизации по знакомым сказкам.
*Физкультурный уголок лаконично и гармонично должен вписываться в пространство групповой комнаты. Он, как правило, пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь дошкольники могут закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением вперед, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и другие движения. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный уголок (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют и домашняя обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Здесь воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а так же организовать в литературном уголке выставку произведений того или иного автора, провести литературные викторины, конкурсы.
*Уголок безопасного дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он должен быть оснащен необходимыми атрибутами к с/р играм, деятельности для закрепления знаний ПДД. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Для обогащения предметно-развивающей среды дошкольного учреждения предлагается использовать следующие компоненты в приемной:
Компонент | Процесс | Участник |
| Приемная |
|
«Здравствуйте, я пришел» | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. | Ребенок-личность, член коллектива |
«Уголок именинника» | Постоянное функционирование или уголка с фото детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). «Паровозик желаний», персональная именинная посуда, чудесный мешок для подарков и т.д. | Ребенок –центральное лицо в детском коллективе; воспитатель-оформитель; родители-консультанты |
«Мое настроение» | Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние | Ребенок и воспитатель - аналитики; родитель-информируемый |
«Звезда дня» | На самом видном месте вывешивается плакат с фото дошкольника, избранного «звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я - концепции», развитие самосознания и самооценки | Ребенок - центральное лицо в детском коллективе; воспитатель-оформитель; родители-консультанты |
Рубрика «Я умею, я люблю, хочу научиться» | Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности | Ребенок-автор; воспитатель-помощник; родитель-читатель |
«СМС-почта»; «Я молодец, я научился» | Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в д/с | Ребенок-созерцатель; воспитатель-инициатор; родитель - активный читатель |
«Ладошки успеха» | Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения | Ребенок-герой дня; воспитатель-аналитик |
«Панорама добрых дел» | Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями | Ребенок-созерцатель, аналитик; воспитатель-аналитик, оформитель; родитель-информируемый |
Портфолио ребенка | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни | Ребенок - активный участник; воспитатель-издатель; родитель-помощник |
Рубрика «Ждем на индивидуальную работу» | Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом доп. образования | Воспитатель-организатор; родитель - активный помощник |
«Новости дня» | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6-7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение | Ребенок-соавтор; воспитатель-автор; родитель-информируемый |
«Чудо-носочки» (варежки и т.п.) | Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок-дошкольника» с кар точкой заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома | Ребенок-участник; Воспитатель-организатор; родитель-помощник |
Игровая и спальная комнаты
Компонент | Процесс | Участник |
Творческие мастерские | Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов | Ребенок-создатель; воспитатель-создатель |
Карта-путеводитель | Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.) | Ребенок-инициатор; воспитатель-помощник |
«Деловые хлопоты» | Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др. | Ребенок - активный участник |
«Островок сокровищ», «Полянка драгоценностей» | Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение накопленного | Ребенок-коллекционер; воспитатель-помощник; родитель - активный участник |
Газеты, листовки и знаки | Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими правильно или совместно со взрослыми | Ребенок-автор |
Макеты | Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического)- элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками | Ребенок-дизайнер; воспитатель-консультант |
Мини-музеи | Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта | Ребенок-создатель; воспитатель-организатор; родитель-сотрудник |
«Мое творчество» | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов - глины, бумаги, природного и бросового материалов) | Ребенок-творец; воспитатель-координатор; родитель-соучастник |
Детский дизайн-клуб | Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («Огород на окне», «Ангелы сна», «Обереги») | Ребенок-дизайнер |
«Ангелы сна», «Обереги» | В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем. У дошкольников также может быть свой ангел сна | Ребенок-создатель, выдумщик; воспитатель-соучастник |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.pptx | 83.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, одной из важных задач является задача индивидуализации образования. 2.Выполняя федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитатель должен создать условия для развития у воспитанников интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы. 3.При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении педагогу необходимо учитывать, что будет способствовать формированию базовых характеристик личности воспитанника (любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, физически развитый, способный решать интеллектуальные задачи, владеющий необходимыми умениями и навыками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Принципы предметно-развивающей среды. Комплексирования и зонирования Половых и возрастных различий Безопасности Рациональности и целесообразности Индивидуальной комфортности среды Эстетической организации среды Доступности и единства Активности, творчества
Особенности построения предметно-развивающей среды *Природный уголок служит местом саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке будут уместны дет. Поделки и природного материала, экспонаты природы, икебаны. * Центр искусства . На полках размещены различные изобразительные материалы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, тушь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, ножницы, трафареты, штампы и многое другое располагают к активной творческой деятельности. Детские рисунки должны выставлятся на всеобщее обозрение, к которому имеется свободный доступ. Наряду с детскими работами вывешивается иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению. *Строительный центр должен быть сосредоточен в одном месте, содержимое строительного уголка включает в себя конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек. Дети , особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в С/Р играх, играх-драматизациях, ручном труде). Ц ентр науки или исследовательский центр . В центре для детского исследования размещены самые разнообразные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь. Оборудование: микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает детскую литературу, операционные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок и отчетов.
*Зона сюжетно-ролевых игр . Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольника желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры драматизации по знакомым сказкам. *Физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь дошкольники могут закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением вперед, игры с мячом, метание в цель и другие движения. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. * Литературный уголок (уголок уединения) - располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют и домашняя обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Здесь воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а так же организовать в литературном уголке выставку произведений того или иного автора, провести литературные викторины, конкурсы. *Уголок безопасного дорожного движения . Он должен быть оснащен необходимыми атрибутами к с/р играм, деятельности для закрепления знаний ПДД. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Использование отдельных компонентов предметно-развивающей среды приемной комнаты дошкольного учреждения
Компонент Процесс Участник Приемная «Здравствуйте, я пришел» Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. Ребенок-личность, член коллектива «Уголок именинника» Постоянное функционирование или уголка с фото детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). «Паровозик желаний», персональная именинная посуда, чудесный мешок для подарков и т.д. Ребенок –центральное лицо в детском коллективе; воспитатель-оформитель; родители-консультанты «Мое настроение» Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок и воспитатель - аналитики; родитель-информируемый «Звезда дня» На самом видном месте вывешивается плакат с фото дошкольника, избранного «звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я - концепции», развитие самосознания и самооценки Ребенок - центральное лицо в детском коллективе; воспитатель-оформитель; родители-консультанты Рубрика «Я умею, я люблю, хочу научиться» Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности Ребенок-автор; воспитатель-помощник; родитель-читатель «СМС-почта»; «Я молодец, я научился» Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в д/с Ребенок-созерцатель; воспитатель-инициатор; родитель - активный читатель «Ладошки успеха» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения Ребенок-герой дня; воспитатель-аналитик «Панорама добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями Ребенок-созерцатель, аналитик; воспитатель-аналитик, оформитель; родитель-информируемый Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни Ребенок - активный участник; воспитатель-издатель; родитель-помощник Рубрика «Ждем на индивидуальную работу» Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом доп. образования Воспитатель-организатор; родитель - активный помощник «Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6-7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение Ребенок-соавтор; воспитатель-автор; родитель-информируемый «Чудо-носочки» (варежки и т.п.) Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок-дошкольника» с кар точкой заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома Ребенок-участник; Воспитатель-организатор; родитель-помощник
Использование отдельных компонентов предметно-развивающей среды игровой и спальной комнаты дошкольного учреждения
Компонент Процесс Участник Творческие мастерские Проектирование и изготовление игрушек и игр, атрибутов Ребенок-создатель; Воспитатель-организатор Карта-путеводитель Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.) Ребенок-инициатор; воспитатель-помощник «Деловые хлопоты» Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др. Ребенок - активный участник «Островок сокровищ», «Полянка драгоценностей» Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение накопленного Ребенок-коллекционер; воспитатель-помощник; родитель - активный участник Газеты, листовки и знаки Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими правильно или совместно со взрослыми Ребенок-автор Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического)- элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками Ребенок-дизайнер; воспитатель-консультант Мини-музеи Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок-создатель; воспитатель-организатор; родитель-сотрудник «Мое творчество» Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов - глины, бумаги, природного и бросового материалов) Ребенок-творец; воспитатель-координатор; родитель-соучастник Детский дизайн-клуб Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («Огород на окне», «Ангелы сна», «Обереги») Ребенок-дизайнер «Ангелы сна», «Обереги» В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем. У дошкольников также может быть свой ангел сна Ребенок-создатель, выдумщик; воспитатель-соучастник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Консультация для родителей...
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"
Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...