Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых.
презентация
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. «Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений.
1. Игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры); 2. Словесный (беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок); 3. Наглядный (рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, наблюдения) 4. Практический (экскурсии, создание макетов, организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста со взрослыми). Методы и приемы ознакомления детей с профессиями и трудом взрослых:
Сюжетно-ролевая игра Игровая деятельность как средство знакомства с трудом и профессиями взрослых.
Дидактическая игра
Практический метод ознакомления с трудом взрослых
Метод проектов в ознакомлении детей с трудом взрослых
Словесный метод в ознакомлении детей с трудом и профессиями взрослых
Предметно-развивающая среда
1. Список использованной литературы: - Барто , А.Л. Твои стихи. – СПб.:Речь,2017. - Нищева , Т.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение дошкольников рассказыванию по картинке с 5 до 7 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. - От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н.Е. Веракса , Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.:Мозаика-Синтез , 2015. - Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях: методическое пособие. – М.: Сфера, 2004. - Сальникова, Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей (6-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017. - Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие. – М.: Сфера, 2018. - Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? – М.: Гном, 2017. 1. Список использованной литературы:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых.
СЛАЙД 2
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, который определяет содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей и направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. «Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
СЛАЙД 3
Среди методов ознакомления детей с трудом и профессиями взрослых необходимо назвать: игровой, наглядный, практический, словесный методы. В воспитательной работе использование этих методов всегда должно применяться с учетом возрастных особенностей воспитанников. Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей . Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности:
- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников;
-организацию взаимодействия с учреждениями социума.
СЛАЙД 4
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, строителя, не смогут разыграть эту роль.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
- получения сведений о профессиях от родителей;
- воспитателей детского сада;
- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.
Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. Во II младшей группе дети в игре начинают лишь повторять действия людей разных специальностей. В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника. Дошкольники седьмого года жизни начинают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
СЛАЙД 5
Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Что кому нужно для работы".
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игры с предметами
2. Настольно – печатные игры
3. Словесные игры
1) Игры с предметами
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами как : "Набор строителя" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
2) Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.
3) Словесные игры
Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
СЛАЙД 6
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений.
Например: Экскурсия в процедурный кабинет. Дети узнают:
- в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.
Дети узнают:- чем она занимается: отмечает детей, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, приносит вакцины для прививок.
- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.
Наблюдения.
Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении школы ребята видят труд учителя. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
СЛАЙД 7
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т. д., бесед («Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т. д., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.
СЛАЙД 8
Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.
Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака - пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С.Михалкова - дяди Степы-милиционера. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся беседы.
СЛАЙД 9
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Заключение
Таким образом, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых «Сюрприз от кондитера»
Совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых «Сюрприз от кондитера»Цель: формирование положительного отношения детей к труду...
Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
«Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...
Перспективное планирование по ознакомлению детей подготовительной группы с трудом взрослых
Перспективный план в подготовительной группе по ознакомлению с трудом взрослых...
Конспект по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых
Формирование положительного отношения детей к труду....
«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...
Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, который определяет содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных ...