Программа дополнительного образования по легоконструированию "Чудо - кубики"
рабочая программа (старшая группа)

Казаринова Татьяна Юрьевна

Общеразвивающая программа  образования дошкольников от 4 до 6 лет по легоконструированию «Чудо - кубики»  актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

                                                                                                   

                                                                                                                                                   

Программа дополнительного образования разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой от 15 мая 2013 г. №792-р «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам от 29.08.2013 г. №1008 (Приказ Минобрнауки РФ), СанПин 2.4.4.1251 – 03 Требования к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27)

Разработчики:

Казаринова Татьяна Юрьевна, воспитатель детского сада «Ромашка»

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Программа включает: цели ее реализации, учебно-тематический план, содержание программы, учебно-методическое обеспечение программы.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

3.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

8

     4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

9

1.   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

   Современному обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка, когда он активно стремится к познанию окружающей действительности, испытывает интерес ко всему неизвестному, к прошлому и будущему, устройству мира. Он задаёт много вопросов, строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций.

   XXI век внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Одним из таких чудо - игр конечно же является уникальный ЛЕГО конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

   Конструирование во ФГОС ДО определяется одним из важных видов детской деятельности способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, пробуждает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости. Творческая, не рутинная деятельность всегда привлекательна для ребёнка и заставляет его думать, поскольку связана с созданием чего-либо нового, открытием нового знания или своих новых возможностей

Таким образом, целью применения ЛЕГО-конструирования в системе дошкольного образования является овладение дошкольниками навыками начального технического конструирования.

Задачи конструктивной деятельности детей

-развивать творческие способности, пространственное и логическое мышление детей;

-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

- развивать умения творчески подходить к решению поставленных задачи;

- развивать мелкую моторику, координацию «глаз-рука»;

- развивать активность в познании мира и ознакомлении с окружающим;

- развивать монологическую и диалогическую речь, активизировать активный и пассивный словарь;

- воспитывать коммуникативную активность в игровой деятельности;

- воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.

Актуальность программы:

Общеразвивающая программа  образования дошкольников от 4 до 6 лет по легоконструированию «Чудо - кубики»  актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Чудо - кубики» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для конструирования используется ЛЕГО конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей. Наборов должно иметься в достаточном количестве. Общая наполняемость группы не должна превышать 8-10 человек. Каждый ребенок должен иметь место для деятельности, соответствующее теме занятия. Для демонстрационного и дополнительного материала также должно быть отведено соответствующее место. Раздаточный материал (помимо необходимых индивидуальных наборов) должен быть в достаточном количестве и в соответствующем исполнении. Каждый ребенок должен получать своевременную и понятную консультацию в организации деятельности и помощь от педагога.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

   Программа рассчитана на 2 года обучения, каждый последующий из которых дополняет предыдущий и расширяет содействие на развитию способностей детей.

Первый и второй год обучения – 58 часа, 1 раз в неделю продолжительностью, соответствующей нормам определенного возраста детей. Количество часов может варьироваться в зависимости от степени усвоения основных знаний, умений и навыков и от уровня подготовленности детей каждой отдельной группы. Продолжительность занятий 20 и 30 минут соответственно.

Возрастные рамки соответствуют возрасту детей в дошкольных группах:

1 год – дети средней группы, 4 - 5 лет;

2 год – дети старшего возраста, 5-6 лет.

Формы и режим занятий 

     Форма занятий: фронтальная, коллективная, групповая и индивидуальная.

  • Фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);
  • Коллективная (организация проблемно-поискового взаимодействия);
  • Групповая - организация работы по малым группам (от 2 до 4 человек);
  • Индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Прогнозируемые результаты освоения программы

Личностными результатами  программы по легоконструированию «Чудо – кубики» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • Называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными  результатами  программы по легоконструированию «Чудо – кубики» является формирование следующих универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

  • Определять, различать и называть детали конструктора;
  • Конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

  • Уметь работать по предложенным инструкциям;
  • Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
  • Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами программы по легоконструированию «Чудо – кубики» является формирование следующих знаний и умений:

  • Знание простейших основ легоконструирования;
  • Виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • Технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • Умение анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • Самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • Реализовывать творческий замысел.

Результативность:

  • Первый уровень результатов - обучающиеся приобретут представление о свойствах деталей строительного материала; о технике моделирования механизмов, узнают способы крепления и будут учиться выполнять их; об основных принципах моделирования, конструирования;
  • Второй уровень результатов - обучающиеся получат опыт работы с деталями, освоят способы крепления деталей; получат возможность развития способности логически мыслить;
  • Третий уровень результатов – обучающиеся приобретут опыт анализа конструкций и генерирования идей; научатся работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи по моделированию; излагать, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.


Практическая ценность программы по легоконструированию «Чудо – кубики»  выражается в:

  • Умение детей работать в паре;
  • Овладение леготерминологией;
  • Желание открывать новое в мире науки и техники;
  • Изучение основ программирования;
  • Нестандартность и неоднозначность в решении поставленных задач;
  • Желание детей помочь друг другу – развитие коммуникативных умений;
  • Выявление детей с конструкторскими способностями.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  • Организация выставки лучших работ;
  • Представлений собственных моделей;
  • Защита проектных работ.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Образовательные задачи:

  • совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
  • закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструкторов;
  • научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций;
  • научить создавать сюжетные конструктивные образы;
  • помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;
  • научить выделять образ в различных геометрических телах;
  • совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
  • формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
  • научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
  • закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;
  • выработать способность осознанно заменять одни детали другими.

Развивающие задачи:

  • продолжить формирование чувства формы и пластики при создании конструкций;
  • закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования;
  • продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти;
  • совершенствовать умение планирования своей деятельности;
  • включить в словарь ребенка специальные понятия: «заменитель», «структура», «тектоника».

Воспитательные задачи:

  • закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
  • развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
  • привить навык коллективной работы.

Перспективное тематическое планирование в старшей группе

Месяц

Тема

Цели

Кол-во занятий

Сентябрь

Моя планета

Задания:

1.Творческое конструирование по замыслу.

2. Строим дом, в котором мы живем.

3. Детский сад.

4. Стоянка для машин.

5. Автозаправочная станция.

6. Коллективная работа «Город, в котором

мы живем»

Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструкторов

Октябрь

Животный мир

Задания:

1. Зоопарк.

2. Вольеры для животных.

3. Крокодил.

4. Жираф.

5 Дельфин.

6. Творческое конструирование по замыслу

Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать

Ноябрь

Транспорт-помощник

Задания:

1. Трактор.

2. Экскаватор.

3. Тягач.

4. Катер.

5. Подъемный кран.

6. Коллективная работа «Автопарк»

Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость

Декабрь

Новогодний калейдоскоп

Задания:

1. «Новогодние игрушки».

2. «Елка».

3. «Подарок своими руками».

4. «Дом Деда Мороза».

5. «Снегокат»

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству

Январь

В гостях у сказки

Задания:

1. «Избушка Бабы Яги».

2. «Паровозик из Ромашково».

3. «Замок принцессы».

4. «Герои сказок».

5. Творческое конструирование по замыслу детей.

Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других

Февраль

Азбука безопасности

Задания:

1. Пожарная машина.

2. Скорая помощь.

3. Полицейская машина.

4. Светофор.

5. Военная техника -по выбору детей.

6. Коллективная работа «Автопарк»

Привить навык коллективной работы.

Выработать способность осознанно заменять одни детали другими.

Формировать навык в создании

конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам

Март

Весна шагает по планете

Задания:

1. «Скворечник для птиц»

2. «Цветок для мамы»

3. «Ледокол»

4. «Катер»

5. «Корабль»

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Научить использовать различные типы композиций создания объемных конструкций. Научить создавать сюжетные конструктивные образы

Апрель

Космос

Задания:

1. Самолет.

2. Ракета.

3. Космонавт.

4. Космический корабль.

5. Звездолет.

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Учить создавать 3D-модель ракеты в соответствии с алгоритмом чередования деталей Lego 9689; 9222 в соответствии с фотографической схемой. Развивать умение анализировать фотографическую схемe и конструировать в соответствии с ней. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании 3D -модели

Май

Праздник весны и труда

Задания:

1. Робот.

2. Лабиринт.

3. Поезд и шпалы.

4. Работа в парах.

5. Транспорт.

6. Коллективная работа «Огород»

Познакомить с плоскостным конструированием, совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам

Старшая группа (5 - 6 лет)

Задачи обучения остаются те же самые, что и в старшей группе, добавляются только:

  • развивать творческую фантазию (конструировать согласно заданной теме, но по собственному замыслу, иногда обращаясь к фотографии, чертежу);
  • учить планировать свою работу (представлять будущую постройку, обдумать и выбрать материал для постройки), как отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения постройки и отдельных ее частей;
  • обучать коллективному труду (совместное обдумывание замысла, подбор материала, правильное распределение работы, ответственное отношение к общему делу);
  • воспитывать трудолюбие и организованность (соблюдать порядок в организации своей деятельности и после ее окончания, самостоятельная подготовка материалов к занятию).

Перспективное планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Цели

Кол-во занятий

Сентябрь

Урожай

Задания:

1. Творческое конструирование по замыслу.

2. Трактор.

3. Комбайн.

4. Мельница.

5. Дом фермера.

6. Коллективная работа «Фермерское
хозяйство»

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.

Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Продолжать учить работать вместе

Октябрь

Животный мир

Задания:

1. Муха.

2. Стрекоза.

3. Пингвин.

4. Петух.

5. Страус.

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Совершенствовать умение планировать свою деятельность

Ноябрь

Кто и как готовится к зиме

Задания:

1. Кормушка для птиц.

2. Берлога медведя.

3. Сельскохозяйственная техника.

4. Грузовые машины.

5. Ферма.

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Продолжить развивать наглядно-действенное

и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память

Декабрь

Город мастеров

Задания:

1. Строительство двухэтажного дома.

2. Мебель.

3. Забор.

4. Гараж для нескольких машин.

5. Коляска для малыша.

6. Коллективная работа «Город маленьких
человечков»

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования

Январь

Зимние забавы

Задания:

1. Снегокат.

2. Сани Деда Мороза.

3. Детский городок.

4. Творческое конструирование по замыслу

Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования

Февраль

Маленькие исследователи

Задания:

1. Маяк.

2. Подводная лодка.

3. Космический аппарат.

4. Микроскоп.

5. Ледоход.

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию

Март

Быть здоровыми хотим

Задания:

1. Ворота для футбола.

2. Вратарь.

3. Тренажер.

4. Турники для гимнастики.

5. Стадион

6. Коллективная работа «Спортплощадка»

Развивать способность видеть оследовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Закреплять навыки строить по схемам.

Продолжать учить работать в коллективе

Апрель

Космос

Задания:

1. Ракета.

2. Космический корабль.

3. Космонавт.

4. Луноход.

5. Космическая станция.

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Учить использовать базовые формы Lego-конструктора 9580; 9222 для создания 3D -конструкций космодрома на основе мультимедийного сопровождения. Развивать конструктивное творчество с целью формирования пространственной системы познания окружающего мира. Воспитывать у детей творческую инициативу в создании вариативных 3D -модолей

Май

День Победы

Задания:

1. Обелиск.

2. Танк.

3. Самолет.

4. Корабль.

5. Подводная лодка.

6. Творческое конструирование по замыслу детей

Развивать способность видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование:

  • Посадочные места по количеству детей;
  • Комплект учебно-наглядных пособий, таблицы, схемы.

Технические средства обучения:

  • компьютер.

Оборудование:

  • Креативный строитель DUPLO;
  • Детская площадка DUPLO;
  • Строительный кирпичи DUPLO;
  • Дом DUPLO;
  • Общественный и муниципальный транспорт DUPLO;
  • Службы спасения DUPLO;
  • Дочки-матери DUPLO;
  • Ферма DUPLO;
  • Дикие животные DUPLO;
  • Люди мира DUPLO;
  • Городские жители DUPLO;
  • Город DUPLO;
  • Общественный и муниципальный транспорт LEGO;
  • Рабочие и служащие LEGO;
  • Маленькие строительные платы LEGO;
  • Городская жизнь;
  • Лего – конструктор. Построй свою историю. Базовый набор;

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности:учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2012.
  2. Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2011.

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2013.

  1. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина.– М.: ТЦ Сфера, 2014.

  1. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие /О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2013.

  1. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: пособие для воспитателей детского сада и родителей /Н.Ф Тарловская, Л.А. Топоркова. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Федеральные   государственные   требования   дошкольного обучения.

  1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов.– Спб.: Наука, 2012.

  1.  Халамов  В.Н.  Образовательная  робототехника  в  начальной школе: учебно методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2014.

  1.  Халамов В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2015.

  1.  Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...