Консультация для воспитателей «Формирование нравственно –патриотических чувств у дошкольников через дидактическую игру».
консультация
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_zavarzina.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛОХОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
Муниципальное образование КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА:
«Формирование нравственно –патриотических чувств у дошкольников через дидактическую игру».
Подготовила воспитатель
Второй младшей группы:
Заварзина Л.А.
-2023-
Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошёл спад в деятельности воспитания нового поколения. Большую тревогу вызывает одно из основных направлений данной деятельности, которое связанно с созданием условий для воспитания и развития личности не просто гражданина, но и патриота России. Поэтому важной и актуальной становиться проблема патриотического воспитания детей.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошёл спад в деятельности воспитания нового поколения. Большую тревогу вызывает одно из основных направлений данной деятельности, которое связанно с созданием условий для воспитания и развития личности не просто гражданина, но и патриота России. Поэтому важной и актуальной становиться проблема патриотического воспитания детей.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются: создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в игровую деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.
В условиях ломки нравственных идеалов российского общества, где ценными являются материальные интересы, а не духовные и нравственные, резко снижается воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен
здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети». Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.
ИГРЫ С МАТРЕШКАМИ.
Д/и «Восстанови порядок».
Задача: дать понятия детям о народной игрушке - матрешке и умение отличать фигурки по их величине.
Д/и «Найди пару».
Задача: формировать умения находить пару из предложенных матрешек по их определенным признакам.
Д/и «Составь матрешку».
Задача: развивать умение составлять матрешку из двух и более частей.
Д/и «Укрась платье матрешки».
Задача: развивать умения детей подбирать элементы узора к наряду матрешки.
Д/и «Найди лишнее».
Задача: развивать умение детей самостоятельно находить лишнюю игрушку по определенным признакам.
СИМВОЛЫ РОССИИ.
Д/и «Найди тень».
Задача: формировать умения узнавать символ России находить его тень.
Д/и «Узнай символ».
Задача: формировать знания детей о символах России (матрешка, береза, медведь и т. п.).
Д/и «Дерево- символ России».
Задача: способствовать умению детей выбирать из знакомых деревьев символ России.
Д/и «Игрушка-символ России».
Задача: способствовать умению детей находить из игрушек (предметов) символ России (матрешку).
Д/и «Найди символ России среди животных».
Задача: расширять знания детей о роли животного – медведя, как о могучем символе России.
Д/и «Музыкальные инструменты».
Задача: формировать знания о русских музыкальных инструментах и роли балалайки, как символа России.
ГЕРБ И ФЛАГ.
Д/и «Найди флаг»
Задача: формировать представления детей о государственных символах России (флаг, герб).
Д/и «Составь флаг».
Задача: формировать умения детей отличать и составлять флаг своей страны и дружественных с ней стран (из частей).
Д/и «Составь картинку».
Задача: способствовать умению составлять картинку флага своей страны, города, области; закреплять знания основных цветов данных флагов.
Д/и «Найди герб».
Задача: формировать знания о гербе своей страны (города, области, закреплять знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Д/и «Составь картинку герба».
Задача: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Д/и «Герб России».
Задача: закрепить умения собирать герб из мозаики.
Д/и «Флаг и герб».
Задача: способствовать умению соединять герб и флаг страны, города, области.
Д/и «Русский костюм».
Задача: познакомить детей с русским национальным костюмом, его особенностями.
Д/и «Флаг, герб, костюм».
Задача: формировать умение детей подбирать флаг, герб и костюм определенной страны.
Д/и «Подбери семейку».
Задача: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора флага, герба, костюма, президента определенной страны.
Д/и «Народы России».
Задача: формировать понятие «народы России», воспитывать уважение ко всем нациям.
Д/и «Главные люди страны».
Задача: знакомить детей со знаменитыми людьми города, области, страны.
Д/и «Флаги и народы».
Цель: расширять представление детей о разных странах и их флагах, прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ.
Д/и Составь узор».
Задача: знакомить детей с народными промыслами, закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, называть элемент росписей, прививать интерес к русским традициям.
Д/и «Укрась пирог к празднику».
Задача: формировать понятие о русских обычаях и традициях.
Д/и «Укрась яйцо».
Задача: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Д/и «Назови праздник».
Задача: закреплять знания детей о праздниках России, используя картинки.
Д/и «Капитаны».
Задача: формировать представления о российских воинах.
Д/и «Русские богатыри».
Задача: знакомить с героями былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Д/и «Я имею право».
Цель: расширить область правовых знаний детей.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, загадках (см. Приложение2), в играх «Ладушки», «Сорока - белобока», в играх с пальчиками (См. Приложение3) мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.
Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?
В своей практике использую игры по знакомству с гербом Екатеринбурга.
Игра 1. «Разрезная картинка»
Собери герб нашего города из разрезной картинки.
Игра 2. «Раскрась герб города»
Раскрась герб Е(Задание можно усложнить и предложить ребёнку самому нарисовать герб нашего города.)
Игра 3. «Третий лишний»
Что здесь лишнее?
- Щит, герб, флаг.
- Скипетр, корона, якорь.
- Герб, скипетр, царь.
- Морской якорь, трап, речной якорь.
- Исеть, герб, Екатеринбург.
При знакомстве с символикой – можно использовать книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.
Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.
Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что - то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Вместе с родителями мы сделали подборку гербов других городов России и теперь дети могут не только их рассматривать, но и сравнивать.
В подготовительной группе можно попробовать предложить детям придумать герб своей семьи или детского сада.
Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России.
На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как “московский герб – Георгий Победоносец” и “двуглавый орел – символ России”.
После знакомства с нелегкой, трагичной и героической историей русских городов детям легче понять символ св. Георгия как носителя всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе змия (именно змия, а не змеи).
дидактические игры и упражнения как:
«Узнай по силуэту», «Транспорт Екатеринбурга», «Парные картинки», «Лото», «Дорисуй ограду моста», «Придумай сказку о городе»…
Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Литература:
1. Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2005.
2. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – №8–2006.
3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...
Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»
laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через социально-коммуникативное развитие»
Из опыта работы...
Консультация для воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников"
Консультация для воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников"...
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе
laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....
План по самообразованию воспитателя (Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников)
Актуальность темы:Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, добро...