Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы.
картотека (старшая группа)

Гришкова (Акимова) Елена Викторовна
Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_v_rabote_s_detmi.docx698.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в работе

 с детьми комбинированной группы.

   Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ), я поставила перед собой задачи:

  • Развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
  • Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.

Для решения этих задач я применила мнемотехнику. Это уникальная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Актуальность мнемотехники для детей состоит в том, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память.

    Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.д.) Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению, умению находить взаимосвязи, надо учить его читать графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться заместителями.

   Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

4 этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап. Повторный пересказ или рассказывание стихотворения по мнемотаблице.

 Приведу несколько примеров своей работы с мнемотаблицами.

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»

   Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

   Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.

   Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

   Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел.

   Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что  медведь тебе на ухо говорил?»

   - А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Разучивание стихотворения И. Демьянова «Летят дождинки»

C:\Users\Робинзон\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211014_130657.jpg

   Летят, летят дождинки,

   Не выйдешь из ворот.

   По вымокшей тропинке

   Сырой туман ползет.

   У погрустневших сосен

   У огненных рябин

   Идет и сеет осень

   Душистые грибы.

Разучивание стихотворения М. Геллера «Осень»

C:\Users\Робинзон\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211014_131104.jpg

   Дарит осень чудеса

   Да еще какие!

   Разнаряжены леса

   В шапки золотые.

   На пеньке сидят гурьбой

   Рыжие опята,

   И паук – ловкач какой! –

   Тянет сеть куда-то.

   Дождь и жухлая трава

   В сонной чаще ночью

   Непонятные слова

   До утра бормочут.

Литература: Т. В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» Издательство «Детство-Пресс», СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового упражнения с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности "Чайная посуда"

Конспект игрового упражнения с использованием Лего  мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности«Чайная посуда»...

Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности.

Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности....

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы

 Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ), я поставила перед собой задачи:·       Развивать основные психические процессы: память, вним...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности....

Буклет «Использование мнемотехники работе с детьми»

Буклет «Использование мнемотехники работе с детьми»....