Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы.
картотека (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_rabote_s_detmi.docx | 698.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в работе
с детьми комбинированной группы.
Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ), я поставила перед собой задачи:
- Развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
- Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.
Для решения этих задач я применила мнемотехнику. Это уникальная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Актуальность мнемотехники для детей состоит в том, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.д.) Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению, умению находить взаимосвязи, надо учить его читать графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться заместителями.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап. Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап. Повторный пересказ или рассказывание стихотворения по мнемотаблице.
Приведу несколько примеров своей работы с мнемотаблицами.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.
Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что медведь тебе на ухо говорил?»
- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Разучивание стихотворения И. Демьянова «Летят дождинки»
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
У огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы.
Разучивание стихотворения М. Геллера «Осень»
Дарит осень чудеса
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Литература: Т. В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» Издательство «Детство-Пресс», СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?...
Конспект открытого занятия для родителей. Игровое упражнение с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности «Подарим маме посуду».
Конспект открытого занятия для родителей....
Конспект игрового упражнения с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности "Чайная посуда"
Конспект игрового упражнения с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности«Чайная посуда»...
Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности.
Перспективный план игровых упражнений с использованием Лего мозаики с детьми старшей группы комбинированной направленности....
Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы
Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ), я поставила перед собой задачи:· Развивать основные психические процессы: память, вним...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности....
Буклет «Использование мнемотехники работе с детьми»
Буклет «Использование мнемотехники работе с детьми»....