Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя ДОУ.
статья
Теоретические и прикладные аспекты
методической работы воспитателя ДОУ.
Основы методической работы воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 96.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические и прикладные аспекты
методической работы воспитателя ДОУ.
Основы методической работы воспитателей ДОУ
Брянская М.П
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2024г
Теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
1. Основные задачи службы
1.Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.
2.Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
3.Организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах.
4.Проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
2. Основные направления деятельности
Методическая работа осуществляется по четырём ведущим направлениям: 1. Научно-методическая работа.
2. Информационно-методическая работа.
3. Организационно-методическая работа.
4. Диагностическая работа.
3. Функции органа самоуправления
1. Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива.
2. Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности.
3. Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач.
4. Установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом.
5. Анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах.
6. Анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций.
7. Поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований.
8. Изучение передового педагогического опыта.
Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование. Прогностическая функция предусматривает:
1. Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ.
2. Определение вариантов моделей выпускника.
3. Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников.
4. Моделирование новых форм существования ДОУ.
5. Проектирование процессов развития дошкольного учреждения.
6. Проектирование последствий запланированных инновационных процессов. 7. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок последовательность и сроки выполнения работ.
8. Знание уровня, на котором находится работа ДОУ.
9. Четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода.
10. Выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
4.Содержание деятельности методической службы ДОУ
1. Взаимодействие со структурными подразделениями, координация деятельности служб: медицинской, психологической, социально-педагогической.
2. Определение содержания, форм и методов повышения квалификации педагогических кадров.
3. Планирование, организация и регулирование учебы по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров, анализ о оценка его результатов.
4. Решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением воспитательно-образовательного процесса.
5.Разработка системы мер (тактики) по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.
6. Анализ и утверждение образовательной программы и годового плана учреждения, рекомендации по планированию деятельности структурных подразделений.
7. Анализ воспитательно-образовательного процесса с отслеживанием хода эксперимента: рекомендации по использованию эффективных форм воспитательно-образовательного процесса и внедрению новых технологий.
8. Анализ результатов тестирования, итоговых и контрольных занятий и прогнозирование (проектирование) путей восполнения пробелов (недостатков) в знаниях детей.
9. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для оказания помощи воспитателям, педагогам-экспериментаторам в научном обосновании исследовательской работы.
10.Утверждение тематики научно-практических конференций, участие в их подготовке и проведении.
11.Проведение на базе ДОУ семинаров, практикумов, мастер-классов для работников образования различных категорий.
12.Подготовка материалов для изданий пособий и статей.
13.Подготовка материалов для изданий конспектов занятий, сценариев
праздников и развлечений в ДОУ.
5. Структура методической службы ДОУ
Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи.
Рабочая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
Временные исследовательские, проектные или творческие микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.). Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогический консилиум.
6. Осуществление контроля
Определение: Контроль — это проверка, наблюдение с целью проверки;
Виды внутреннего контроля в ДОУ
1. Тематический контроль: тематическая проверка; итоговый контроль (за квартал, полугодие, учебный год), персональный контроль.
2. Фронтальный контроль: предварительный контроль; текущий; итоговый.
3. Оперативный контроль: предупредительный; экспресс-диагностика; выборочный (эпизодический) контроль.
4. Сравнительный контроль: контроль работы воспитателей двух параллельных групп; контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы; взаимоконтроль (взаимопосещение).
5. Самоконтроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533990","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Теоретические и прикладные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС" от 25.04.2016
Публикация в сборнике статей ЛОИРО. Текст статьи, удобный для чтения, предоставлен в разделе Логопедия "Волшебные дорожки"...
Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».
Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль...
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...
Самостоятельная работа №10 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада».
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов об...
ДОКЛАД Теоретические аспекты работы воспитателя в группе младенческого возраста по приучению детей к режиму дня в условиях дома ребёнка.
Основные принципы и требования к организации режима дня в группах младенческого и раннего возраста....