Специальная индивидуальная программа ребенка
рабочая программа

Специальная индивидуальная  программа  ребенка написана для индивидуализации коррекционной работы для ребенка с тяжелой умственной отсталостью, испытывающий трудности в освоении АООП ДОУ для обучающихся с УО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная индивидуальная программа  ребенка 

2019  –  2020  учебный год (с 30.09.19 г.   по 30.04.2020 г.)

Фамилия, имя ребенка             ХХХХХХХХХХХХ

Дата рождения      ХХХХХХХ     (6 лет)     дата составления  30.09.2019 г.

Состояние здоровья          хр. нарушение здоровья    

Заключения ПМПК   Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью и ИПР ребенка - инвалида

  • Образовательные технологии, программы: для   составления   специальной индивидуальной программы ребенка СИПР)   использовалась адаптированная основная образовательная программа   МАДОУ ЦРР д/с № 7,  специальная программа:  «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. , Программы  дошкольных  образовательных  учреждений компенсирующего  вида  для  детей  с  нарушением  интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание"(авт. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева);

  • Инновационные технологии, методы и средства: словесные, наглядные, практические  (чтение стишков-потешек, демонстрация тематических картинок, «Пальчиковый игротренинг», подвижные игры, упражнения, физкультминутки, артикуляционные упражнения).

  • Здоровьесберегающие технологии:  смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.

  • Формы контроля и учета достижений ребенка-инвалида с умственной отсталостью:  3- х ступенчатое диагностическое обследование

  • Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего   СИПР                                  учитель – дефектолог  Пучко С.В.

п/п

Направление, вид коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционной работы

Взаимодействие с  родителями

Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы

Прим.

1.

Формирование  умения сотрудничать с со взрослыми

Пробуждать интерес к эмоционально-личностному контакту, эмоционально-деловому контакту со  взрослым: устанавливать контакт глазами, реагировать на свое имя; развивать умение выполнять одноступенчатые инструкции: Дай, иди, сиди, покажи и тд.

формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садись на стульчик, сидеть на занятии, ждать;

Родителям: рекомендации по взаимодействию с ребенком имеющим интеллектуальные нарушения;

2.

Развитие  эмоционально -волевой сферы

учить управлять собой:

действовать по сигналу или по показу;

подчинять действие правилу;

движение по инструкции в едином темпе;

доводить дело до конца

Родителям: занимаясь с ребенка дома стараться выполнять задание до конца

3.

Формирование навыков общения и речи

Учить  подражать действиям: здороваться и прощаться, давать и требовать предметы, просить и отказываться от помощи;

развивать  понимание речи

а) Умение показывать части тела:

  • покажи, где глазки,
  • покажи, где носик,
  • покажи, где ушки,
  • покажи, где ротик,
  • покажи, где ручки,
  • покажи, где ножки.

б) Умение показывать действия:

  • покажи, как ребенок спит (ребенок закрывает глаза),
  • покажи, где спит (ребенок указывает на кроватку),
  • покажи, где зайка (мишка),
  • топни ножкой,
  • возьми игрушку.

Формирование активной речи:

а) выработка воздушной струи:

  • умение дуть в дудочку,
  • умение дуть на воздушный шарик,
  • умение дуть на лодочку, плавающую по воде.

б) Умение выполнять движения губами: слогов: па, ба, да, ша, ля,

в) Умение произносить лепетные слова:

  • ам-ам, би-би, пи-пи, топ-топ, ку-ку.

г) Умение произносить отдельные слова: мама, папа, кушать, спать, тетя, дай, на, пить, деда.

е) Умение произносить фразы:

Дай пить. Дай ам-ам. Дай лялю. Дай би-би. На лялю.

Родителям: рекомендации по способам общения  с ребенком имеющим нарушения интеллектуальной сферы

4.

Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности

Выполнение действий с красками:

а) руками,

б) кисточкой:

с помощью взрослого,

самостоятельно.

Выполнение действий с пластилином:

а) умение мять тесто,

б) умение отщипывать тесто,

в) умение вдавливать пальцем в тесто.

Выполнение действий с кубиками:

а) умение строить дорожку.

б) умение строить заборчик.

5.

Развитие игровой деятельности

Учить эмоционально положительно реагировать   и проявлять интерес к игрушкам и предметам и адекватным способам действия с ними; побуждать совершать отражательные действия  с игрушками за взрослым; учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным предназначением;

Учить совершать:

1. предметные действия с игрушкой;

2. процессуальные действия с игрушкой;

3. цепочку игровых действий;

4. игру с элементами сюжета («Девочка спит», «Девочка кушает», «Построим дом», Кукла поет и пляшет»)

Учить соотносить игрушку в соответствии с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова;  («Ляля топ-топ», «Машина би-би. Даать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослого (рука ребенка лежит на горле можно класть руку ребенка на губы взрослого)

Родителям:  рекомендации по использованию игрушек в домашних условиях  с целью побуждения ребенка совершать отражательные действия  с игрушкой за взрослым;

5.

Формирование навыков тонкой моторики и сенсорное развитие

Развитие зрительного восприятия: учить фиксировать взгляд на предмете; развивать умение изучать глазами картинку, переводить взгляд с одного изображения на другое;

развитие хватательных движений: согнув кисть и пальцы  грабельками.

 Захватывать мелкие предметы: пользоваться большим пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет;

учить доставать предмет из коробки, снимать кольца со стержня  пирамидки, захватывать мелкий предмет щепоткой;

умение ставить и класть предметы в нужное место: научить перекладывать предметы из одной коробки в другую; класть палочки в баночку; строить башню из двух кубиков; вкладывать шары в круглые отверстия;

учить манипулировать предметами: вставлять маленькие стаканчики в большой по размеру; снимать крышку с коробки; подражая действиям психолога, переворачивать предмет;

учить подбирать предметы к картинкам (выбор из двух-трех) разные по величине, большой, (маленький) по инструкции взрослого.

Родителям: развивать основные движения, мелкую моторику рук.

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

6.

Познавательное развитие.

Развитие ориентировки на величину, форму.

а) Умение брать большие предметы двумя руками,

б) Умение брать маленькие предметы:

- правой рукой,

- левой рукой.

в) Умение закрывать крышками:

- маленькие коробки,

- большие коробки.

г) Умение опускать в коробки предметы в соответствии:  с их размерами, с их формой.

д) Умение закрывать крышками:

круглые коробки, квадратные коробки.

е) Умение доставать предметы из коробки.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

а) Умение реагировать на появившийся звук:

громкий, тихий, звук, издающийся игрушкой.

б) Умение реагировать на появившийся предмет:

игрушки, мерцающий свет, изменений освещения по цвету, выключение освещения,

включение освещения.

ВЫВОД:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Особенности взаимодействия специального психолога с родителями

1. Особенности взаимодействия специального психолога с родителями в ходе консультирования; диагностическое и коррекционное поле в структуре консультативной встречи; особенности профилактической работы...

Специальные творческие способности

способности к изображению и способность к художественно-творческому  выражению...

«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....

Методические рекомендации при проведении обследования связной монологической речи, до начала специального

Методические рекомендации при проведении обследования связной монологической речи, до начала специального обучения детей. Обследование состояния связной монологической речи проводится при по...