"Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ"
рабочая программа (средняя группа)

Окшина Валентина Александровна
В статье рассматриваются некоторые особенности реализации рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_rabochey_programmy.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области

«Реализация рабочей программы

воспитания в ДОУ»


В ходе реализации рабочей программы воспитания, воспитатель   стремится к следующим результатам в части воспитания воспитанников:

- безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее наивысшей ценностью;

 - осознание ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение человека;

- любовь к Отечеству, осознание себя гражданином России – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и вырос, осознание личной ответственности за Россию;

- признание ценности жизни и личности другого человека, его прав и свобод, признание за другим человеком права иметь свое мнение;

- готовность к рефлексии своих действий, высказываний и оценке их влияния на других людей; внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека;

- правовое самосознание, законопослушность; готовность в полной мере выполнять законы России; уважение к чужой собственности, месту постоянного проживания;

- принятие и сохранение традиционных семейных ценностей народов России;

- забота о природе, окружающей среде; экологическое самосознание и мышление; осознание себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии;

- проектное мышление; командность;  лидерство; готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству;

- интеллектуальная самостоятельность; критическое мышлении познавательная активность;

- творческая активность и готовность к творческому самовыражению;

- уважение к труду, осознание его ценности для жизни и самореализации; трудовая и экономическая активность.

Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте являются представления об особенностях данного

возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целью Программы является разностороннее развитие ребѐнка в период дошкольного детства с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  • обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
  • приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
  • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учѐта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учѐтом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребѐнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
  • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Содержание деятельности общностей в ДОО по направлениям воспитания

 

1. Патриотическое направление:

Детско-родительская общность:

  • воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и бережного отношения к природе;
  • поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на экскурсии, в парки, зоопарки, музеи; Детско-взрослая общность:
  • формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим соотечественникам.

Профессионально-родительская общность:

  • реализовывать культурно-образовательные проекты по направлению; – привлекать семьи воспитанников к созданию тематических уголков ДОО.

Детское сообщество:

  • создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в праздниках и проектах патриотической направленности.

2. Духовно-нравственное направление:

Детско-родительская общность:

  • формировать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Детско-взрослая общность:

  • обеспечить развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности.

Детское сообщество:

  • создавать условия для освоения социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.

3. Социальное направление:

Детско-родительская общность:

  • объяснять ребенку нормы и особенности поведения в семье; Детско-взрослая общность:
  • знакомить детей с правилами поведения в ДОО.

Детское сообщество:

  • создавать условия для приобретения детьми социального опыта в различных формах жизнедеятельности.

4. Познавательное направление:

Детско-родительская общность:

  • поддерживать и направлять познавательную активность ребенка.

Детско-взрослая общность:

  • организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации.

Детское сообщество:

  • создавать условия для демонстрации детьми результатов своей познавательной активности среди сверстников.

5. Физическое и оздоровительное направление:

Детско-родительская общность:

  • формировать основные навыки гигиены, закаливания, здорового питания;
  • организовывать совместное посещение детьми и родителями спортивных мероприятий.

Детско-взрослая общность:

  • обеспечивать достаточную двигательную активность детей.

Профессионально-родительская общность:

  • организовывать систематическую просветительскую и консультативную работу («Школа родителей») по вопросам безопасного детства, здорового образа жизни и пр.;

Детское сообщество:

  • создавать условия для приобретения детьми опыта безопасного поведения, саморегуляции и помощи.

6. Трудовое направление:

Детско-родительская общность:

  • приучать детей убирать игрушки, помогать по хозяйству;
  • рассказывать детям о трудовых традициях своей семьи, о различных профессиях.

Детско-взрослая общность:

  • знакомить детей с правилами организации быта, приучать к выполнению существующих правил;
  • показывать пример трудолюбия и ответственного отношения к порученному делу, формировать ответственное отношение к поручениям; – развивать навыки самообслуживания у детей.

Детское сообщество:

  • поощрять самоорганизацию детского коллектива и оказание помощи младшим детям со стороны старших.

7. Эстетическое направление:

Детско-родительская общность:

  • знакомить детей с художественными произведениями, обсуждать вопросы этического и эстетического характера.

Детско-взрослая общность:

  • показывать пример культурного поведения.

Профессионально-родительская общность:

  • совместно проектировать и создавать эстетическую среду ДОО.

Детское сообщество:

  • создавать условия для понимания и усвоения детьми этических и эстетических норм.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;          физическое развитие.

Требования         ФГОС         ДО         к         содержанию         программы         воспитания         в соответствии с образовательными областями

 

Образовательная область

Содержание воспитательной работы

Социальнокоммуникатиое развитие

Решение задач воспитания направленно на приобщение детей  к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь»,

«Милосердие», «Добро»,  

«Дружба», «Сотрудничество», «Труд».  

Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:  - воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;  

  • воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;  

воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;  

  • содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;  
  • воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.  
  • создание условий для возникновения у ребѐнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребѐнком опыта милосердия и заботы;  
  • поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;  
  • формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Познавательное развитие

Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:  

  • воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;  
  • приобщение к отечественным традициям праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;  - воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;  
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);  
  • воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы  

Речевое развитие

Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает:  

  • владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;  
  • воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).  

Художественно- эстетическое развитие

Решение задач воспитания направлено на приобщение детей  

к         ценностям         «Красота»,         «Культура»,         «Человек»,         «Природа»,         что предполагает:  

- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и

стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);  

  • приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей  

«Красота», «Природа», «Культура»;  

  • становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребѐнка;  
  • формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;  
  • создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребѐнка с учѐтом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).  

Физическое развитие

Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:  

  • формирование у ребѐнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре;  
  • становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;  - воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...