Программа образования детей дошкольного возраста пол направлению " Развитие мелкой моторики"
рабочая программа (средняя группа)

Поверина Ольга Евгеньевна

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_palchikovoy_gimastik_razvitie_motoriki.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО:                                                                              

                                 

                                                                                                        Заведующей МКДОУ Савинский детский сад №2

Муниципальное  казённое  дошкольное учреждение

Ивановской области Савинского района П.Савино

Ул. Первомайская ,д.46.

ПРОГРАММА

Образования детей

дошкольного возраста

по направлению

развитие мелкой моторики

Воспитатель : Поверина О. Е.

п. Савино 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Актуальность:     

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Новизна программы:

  • обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
  • мелкая моторика;
  • речевое развитие.
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы: 

Обучающие:

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма.
  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
  3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Отличительные особенности данной программы:

Даная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся как индивидуально так и в группах (15 человек) по 30 минут и предполагают использование следующих форм: 

  • беседа
  • экскурсия
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • анкетирование
  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • конструирование
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами”  дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:        

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать: 

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»

должны уметь: 

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

К концу второго года обучения дети

должны знать: 

  •  виды мозаики (контурная, сплошная,магнитная);
  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь: 

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.
  • вырезать симметричные детали;

К концу третьего года обучения дети

должны знать:

  • виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;  "призма".

должны уметь :

  •  самостоятельно изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами”
  •  свободно пользоваться ножницами, вырезать более сложные  детали по контуру;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.
  • вырезать симметричные детали;

Формы подведения итогов реализации программы:

        В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • самостоятельные работы,
  • беседа, выступления
  • выставки графических работ
  • участие в конкурсах

Учебно-тематический план

1год обучения – 72  часа

Содержание

                     Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

10 ч

1 ч

9 ч

4

Конструирование

13 ч

3 ч

10 ч

5

Графические упражнения

24 ч

3 ч

21 ч

6

Игры и действия с предметами

20 ч

3 ч

17 ч

Итого:

72 ч

10 ч

62 ч

Учебно-тематический план

2 год обучения – 72   часа

Содержание

                 Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

8 ч

1 ч

7 ч

4

Конструирование

13 ч

2 ч

11 ч

5

Графические упражнения

27 ч

4 ч

23 ч

6

Игры и действия с предметами

19 ч

2

17 ч

Итого:

72 ч

9 ч

63 ч

Содержание курса

Первый год обучения

  • Диагностика  1ч.

Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.

  • Пальчиковая гимнастика  4    ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»

  • Оригами  10 ч.

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Фоторамка для папы».

  • Конструирование - 13   ч.

Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики).  Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».

  • Графические упражнения  24   ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.

Практика: «Маша и медведь», «Колобок», «В гостях у кота Матроскина».

  • Игры и действия с предметами   20     ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»

Второй  год обучения

  • Диагностика  1 ч

Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.

Практика: «Как я пишу и русую»

  • Пальчиковая гимнастика  4  ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».

  • Оригами  8  ч.

История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»

  • Конструирование  13  ч.

Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».

  • Графические упражнения   27   ч.

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);

Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Тридцать три богатыря», «У лукоморья…», «День и ночь».

  • Игры и действия с предметами   19 ч.

Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»

Третий  год обучения.

  • Диагностика  1 ч

Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.

Практика: «Как я пишу и русую»

  • Пальчиковая гимнастика  4  ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».

  • Оригами  8  ч.

История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Цветы небывалой красоты», «Кораблик для папы», «Птица»

  • Конструирование  13  ч.

Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практика: «Мой посёлок», «Правила ПДД», «Бумажные птицы и животные». Беседа о взаимопомощи ,доброжелательности: "Как понять и увидеть настроение человека".

  • Графические упражнения   27   ч.

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);

Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты.

Игры и действия с предметами   19 ч.

Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные шнурки», Кукольный спектакль»

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .

Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук

Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Дипломная работа:« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста как условия развития мелкой моторики »

Материал по развитии мелкой моторики у детей, с помошью изобразительной деятельности (лепка,рисование,аппликация)....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....