Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
консультация (средняя группа) на тему
Методическая работа
Мелкая моторика у детей дошкольного возраста
Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развивать.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации рука-глаз», т.к развитие мелких движений происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать , одеваться и т.д.
2. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связанна с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью, ребенка (М.М. Кольцова, Н. Н Новикова ,Н. А. Бернштейн ,В.Н. Бехтерев , М.В Андропова, Н.А Рокотова, Е.К Брежная ).Формирование же двигательных функций ,в том числе и тонких движений рук , происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка, чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
3. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики ( пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д)
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности , к письму .
4.Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки ?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность, детям ориентироваться в понятих «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и др.
Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно «ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие и растяжение, расслабление кисти руки, а так же использовались изолированные движения каждого из пальца.
2.Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами , катать между большим и указательным пальцем , придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу , стараясь при этом делать вращательные движения
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, из мелких предметов: семян, пуговиц , веточек и т. д .Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых !
3.Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка , благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
4.Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания –навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные , круглые) .Получая симметричные формы при сгибании бумаги ,сложенное гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) ,дети должны усвоить , что они вырезают не целую форму а ее половину . Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует подумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа ,направить ножницы ,т.е. планировать предстоящее действие .
5. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.
Для начала удобней вырезать геометриечские формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги .
7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики . Оклеиваем баночки ,веточки , и т. д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками ,колбасками на фанере или листе картона.
8.Шнуровки – зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками .
Во-первых , шнуровки сюжетные. Второй вид шнуровок: пуговицы ,башмачки ,цилиндры или любые другие , сделанные из дерева или мягкогобезопасного материала , цельные предметы , в которых проделаны отверстия для шнурков . К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке – основе. Наконец, третий вид шнуровок :изготовленные из ткани детали домиков ,книжек и т. п.,Которые предлагается соеденить с помощью шнурков , чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая « картина».
9.Рисование ,раскрашивание.
Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности .Вместе с тем , оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки . Необходимо учитывать детей раскрашивать аккуратно , не выходя за контуры изображенных предметов , равномерно нанося нужный цвет . В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления ,творчеств , углубляется эмоциональное отношение к действительности , но формируется элементарные графические умения , столь необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма .
Рисование способствует развитию мелких мышц руки ,укрепляет ее. Но надо помнить , что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки ,карандаша , тетради (листа, бумаги ), приемов проведения линий .
Для начала хорошо использовать :
· Обводку,плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь , плоскую игрушку и т. д.
Особенно подходят для этой цели формочки для приготовения печений или кексов ;
· рисование по опорным точкам;
· дорисовывание второй половины рисунка
· рисунок по образцу , не открывая руки от бумаги;
10. Графические упражнения
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость .С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга , клубы дыма , чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов , обводка лекал , заштриховка и раскрашивание контурных изображений , картинок в альбомах для раскрашивания .
Опыт графических движений ребенок приобретает , выполняя различные виды штриховки ,рисуя , копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям , рисуя орнаменты по клеточкам.
Пр этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо ; штриховать ровно , без пробелов , не выезжая за контур .
11. Штриховка.
Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности , вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки , в обработке координации движения.
Виды штриховки :
· раскрашивание короткими частными штрихами;
· раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
· центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка);
· штриховка длинными параллельными отрезками .
Правила штриховки:
· Штриховать только в заданном направлении.
· Не выходить за контуры фигуры.
· Соблюдать параллельность линий.
· Не сближать штрихи , расстояние между ними должно быть 0 , 5 см
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа
Мелкая моторика у детей дошкольного возраста
Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развивать.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации рука-глаз», т.к развитие мелких движений происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать , одеваться и т.д.
2. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связанна с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью, ребенка (М.М. Кольцова, Н. Н Новикова ,Н. А. Бернштейн ,В.Н. Бехтерев , М.В Андропова, Н.А Рокотова, Е.К Брежная ).Формирование же двигательных функций ,в том числе и тонких движений рук , происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка, чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
3. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики ( пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д)
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности , к письму .
4.Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки ?
- Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность, детям ориентироваться в понятих «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и др.
Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно «ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие и растяжение, расслабление кисти руки, а так же использовались изолированные движения каждого из пальца.
2.Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами , катать между большим и указательным пальцем , придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу , стараясь при этом делать вращательные движения
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, из мелких предметов: семян, пуговиц , веточек и т. д .Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых !
3.Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка , благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
4.Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания –навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные , круглые) .Получая симметричные формы при сгибании бумаги ,сложенное гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) ,дети должны усвоить , что они вырезают не целую форму а ее половину . Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует подумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа ,направить ножницы ,т.е. планировать предстоящее действие .
5. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.
Для начала удобней вырезать геометриечские формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги .
7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики . Оклеиваем баночки ,веточки , и т. д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками ,колбасками на фанере или листе картона.
8.Шнуровки – зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками .
Во-первых , шнуровки сюжетные. Второй вид шнуровок: пуговицы ,башмачки ,цилиндры или любые другие , сделанные из дерева или мягкогобезопасного материала , цельные предметы , в которых проделаны отверстия для шнурков . К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке – основе. Наконец, третий вид шнуровок :изготовленные из ткани детали домиков ,книжек и т. п.,Которые предлагается соеденить с помощью шнурков , чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая « картина».
9.Рисование ,раскрашивание.
Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности .Вместе с тем , оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки . Необходимо учитывать детей раскрашивать аккуратно , не выходя за контуры изображенных предметов , равномерно нанося нужный цвет . В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления ,творчеств , углубляется эмоциональное отношение к действительности , но формируется элементарные графические умения , столь необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма .
Рисование способствует развитию мелких мышц руки ,укрепляет ее. Но надо помнить , что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки ,карандаша , тетради (листа, бумаги ), приемов проведения линий .
Для начала хорошо использовать :
- Обводку,плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь , плоскую игрушку и т. д.
Особенно подходят для этой цели формочки для приготовения печений или кексов ;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание второй половины рисунка
- рисунок по образцу , не открывая руки от бумаги;
10. Графические упражнения
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость .С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга , клубы дыма , чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов , обводка лекал , заштриховка и раскрашивание контурных изображений , картинок в альбомах для раскрашивания .
Опыт графических движений ребенок приобретает , выполняя различные виды штриховки ,рисуя , копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям , рисуя орнаменты по клеточкам.
Пр этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо ; штриховать ровно , без пробелов , не выезжая за контур .
11. Штриховка.
Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности , вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки , в обработке координации движения.
Виды штриховки :
- раскрашивание короткими частными штрихами;
- раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
- центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка);
- штриховка длинными параллельными отрезками .
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи , расстояние между ними должно быть 0 , 5 см
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108420.jpg)
Консультация для родителей "Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?"
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383124-1389859740.jpg)
Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста
Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-925613-1495037051.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук
Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-202760-1679480634.jpg)
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-918136-1517642424.jpg)
Консультация. Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР.
Консультация мелкая моторика....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1007234-1549365874.jpg)
Программа образования детей дошкольного возраста пол направлению " Развитие мелкой моторики"
Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координац...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-1296780-1607922207.jpg)
Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста. Для чего нужна дыхательная гимнастика.
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую ...