Родительское собрание в форме Мастер-класса Роль игры в речевом развитии
материал (старшая группа)
Роль игры в речевом развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_forme_master-klassa_rol_igry_v_rechevom_razvitii.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме «Мастер-класс»
Тема: «Играем, развивая» - роль игры в речевом развитии ребенка»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с задачами речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: мастер-класс
Участники: Воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.
План проведения.
1. Вступительная часть: «Задачи речевого развития старших дошкольников»
2. Мастер-класс «Играем, развивая»
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка.
Игротренинг с родителями.
Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, детей со слабо развитой связной речью, однообразной речью, не богатым словарным запасом.
Детский сад работает в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития детей дошкольного возраста.
- Овладение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим;
- Обогащение активного словаря за счет основного словарного фонда дошкольника, которое зависит от нашего с вами словаря, словаря родителей и воспитателей;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения;
- Развитие речевого творчества. Эта работа предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки.
- Знакомство с детской литературой, разными её жанрами. Книга обязательно должна стать спутником детей и не только в детском саду.
- Формирование звуко-буквенного анализа, как предпосылки обучения грамоте.
Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения – разговор и рассказ, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и артикуляционные гимнастики для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры. Развитие речи дошкольников в игре — это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Я вам сегодня предлагаю побыть в роли детей 3-4 лет и поиграть.
2. Мастер-класс.
Воспитатель: Уважаемые родители! У педагога-новатора, детского писателя В. А Сухомлинского есть высказывание «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой и разучить с вами:
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Беда!!!
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Пальчиковая игра «Медведь»).
(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй речи. Развивают внимание, память, сообразительность.
Я предлагаю Вам разучить некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
«Подберите эпитеты к словам» (на вопрос «Какой?»)
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-мяч(резиновый, круглый, большой, красный)
«Назови предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
(Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.)
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
4. Что бывает квадратным?
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде
и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов
разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной
форме (род, число), а ребенок находит предметы данного цвета, которые
подходят к этой форме прилагательного.
Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.
Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме мастер - класса "Игровые задания - как средство развития умственных способностей"
Сценарный план совместной деятельности с родителями...
Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»
Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников. В подготовительно...
Родительское собрание в форме мастер- класса "Развитие мелкой моторики у дошкольников"
Родительское собрание в форме мастер- класса....
Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
Родительское собрание в форме мастер-класса. Занятия по логоритмике как средство речевого и музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.
В нашем Реабилитационном центре с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по логоритмике. Это очень увлекательные, веселые, познавательные занятия. С использованием интерактивной доски...
Родительское собрание в форме мастер - класса "Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка"
Совместная деятельность с родителями включает: игры "Ваше настроение", "Как нельзя говорить с ребёнком"; выделение факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе; памятку...
Родительское собрание в форме Мастер-класса Играем, речь развиваем
Родительское собрание в форме Мастер-класса Играем, речь развиваем...