"Основы финансовой грамотности для дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития
воспитателя МКДОУ Калинихинский детский сад № 6 Овчинниковой Т.Г. 2020-2021г
по теме:
«Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»
1.Актуальность темы:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
2.Цель:
Повышение уровня профессионального развития воспитателя по данной теме. Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
3.Задачи:
-Изучить и проанализировать понятие «финансовая грамотность» в психолого-педагогической литературе.
-Выявить уровень финансовой грамотности у детей.
- Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
- Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей 6-7 лет. Разработать план мероприятий по формированию финансовой грамотности у детей.
- Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации окружающего пространства.
- Провести анализ эффективности проделанной работы.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год.
4.Ожидаемые результаты:
Формирование педагогического мастерства. Овладение инновационными педагогическими технологиями как средством познавательного развития детей. Применение полученных знаний на практике.
В результате:
-воспитанники проявляют устойчивый интерес к труду взрослых, знают названия профессий; могут объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда;
- имеют элементарное представление о семейном бюджете;
- осознают назначение денег; понимают товар как продукт труда, имеющий цену;
-проявляют бережливость, аккуратность, начала рационального поведения;
- владеют обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность).
Формы и методы:
- Беседы;
- Чтение произведений художественной литературы;
- Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности;
- Просмотр презентаций;
- Дидактические игры;
- Викторины;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Игры- путешествия;
- Настольные игры;
- Игры-коллекции.
5.Этапы работы:
План работы по самообразованию
Этапы | Цель и содержание работы | Сроки |
Подготовительный | Цель: Изучение актуальности проблемы. Анализ затруднений у детей группы по данной теме. Составление плана работы по самообразованию; Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете. Знакомство с практическим опытом других педагогов. Курсы «Основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» | Сентябрь |
Исследовательский | Цель: Исследование уровня развития финансовой грамотности детей. Анкетирование родителей. | Сентябрь- |
Проектировочный | Цель: Разработка перспективного плана по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет. Определение целей и задач, разработка плана работы с детьми и родителями. Прогнозирование результатов. | Октябрь |
Исполнительский | Цель: Реализация плана по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет. Дополнение РППС. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Ноябрь-Март |
Рефлексивный | Цель: Оценка эффективности проведённой работы, обобщение, определение перспектив Подведение итогов, оформление результатов по теме. | Апрель |
Внедренческий | Использование опыта в дальнейшей работе. Распространение опыта. | Май |
6.План мероприятий по реализации программы саморазвития
План работы с детьми и родителями по теме
«Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»
2020-2021г.
Месяц | План работы с детьми | родителями |
Сентябрь | Презентация «История появления денег» Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Как мужик корову продавал», «Муха цокотуха» Изготовление бумажных денег и атрибутов для игры Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; | Анкетирование родителей |
Октябрь | Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» С-р игра «Супермаркет», «Салон красоты» Дидактическая игра «Кому что нужно?». .Развлечение «Ярмарка» | Совместный поход в супермаркет. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
Ноябрь | Презентация «Для чего нужны деньги» Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» Д.и «Безналичные деньги». Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
Декабрь | Презентация «Профессии» Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек; Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?» Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»; Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты» | Беседа «Знакомим детей с профессиями» «Выставка рисунков «Профессии моих родителей» Консультации: «Как научит ребёнка трудиться», |
Январь | Д игра «Бюджет семьи» С/р «Магазин», Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»; | Информация для родителей «Знакомим детей с семейным бюджетом» |
Февраль | Квест- игра «Путешествие в денежную страну» Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение. | Консультация для родителей: «Формируйте у детей разумные потребности» |
Март | Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»; Игровая ситуация «Бартер»; Беседа «Что такое бартер» | «Знакомим ребёнка с бюджетом |
Апрель | Занятие «Покупаем, продаём, обмениваем» Изготовление лепбука | Беседа «Карманные деньги для ребёнка» |
Май | Беседа «Что такое реклама» Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы; Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»; Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов. | Изготовление рекламных флаеров Беседа «Как не вырастить жадину» |
7.Основные условия реализации программы саморазвития
9.Виды отчётности
Тема | Способ трансляции |
Презентация «Основы финансовой грамотности» | Выступление на педсовете |
Занятие | Публикации на сайте «Социальная сеть работников образования» htt:// nsportal.ru |
Информация для родителей | «Для чего ребёнку нужна финансовая грамотность» |
9.Литература и электронные ресурсы
1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
5. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет
Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный интерес, закрепить понятия «монета», &laq...
Основы финансовой грамотности у дошкольников
Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...
игра по основам финансовой грамотности для дошкольников
игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...
Основы финансовой грамотности для дошкольников. Презентация: Потребности человека
Тема: Потребности человека...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Предложенные методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...