"Основы финансовой грамотности для дошкольников"
материал

Овчинникова Татьяна Геннадьевна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_2021.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа саморазвития

 воспитателя МКДОУ Калинихинский детский сад № 6 Овчинниковой Т.Г. 2020-2021г

по теме:

«Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»

1.Актуальность темы:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. 

2.Цель: 

Повышение уровня профессионального развития воспитателя по данной теме. Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

3.Задачи:

-Изучить и проанализировать понятие «финансовая грамотность» в психолого-педагогической литературе.

-Выявить уровень финансовой грамотности у детей.

- Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.

- Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей 6-7 лет. Разработать план мероприятий по формированию финансовой грамотности у детей.

- Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации окружающего пространства.

- Провести анализ эффективности проделанной работы.

Срок реализации: 2020-2021 учебный год.

4.Ожидаемые результаты:

Формирование педагогического мастерства. Овладение инновационными педагогическими технологиями как средством познавательного развития детей. Применение полученных знаний на практике.

В результате:

-воспитанники проявляют устойчивый интерес к труду взрослых, знают названия профессий; могут объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда;

- имеют элементарное представление о семейном бюджете;

- осознают назначение денег; понимают товар как продукт труда, имеющий цену;

-проявляют бережливость, аккуратность, начала рационального поведения;

- владеют обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность).

Формы  и методы:

  • Беседы;
  • Чтение произведений художественной литературы;
  • Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности;
  • Просмотр презентаций;
  • Дидактические игры;
  • Викторины;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Игры- путешествия;
  • Настольные игры;
  • Игры-коллекции.


5.Этапы работы:

План работы по самообразованию

Этапы

Цель и содержание работы

Сроки

Подготовительный

Цель:

Изучение актуальности проблемы.

Анализ затруднений у детей группы по данной теме. Составление плана работы по самообразованию;

Изучение научно-методической

литературы; обзор информации

по исследуемой теме в Интернете.

Знакомство с практическим опытом других педагогов.

Курсы «Основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Исследовательский

Цель: Исследование уровня развития финансовой грамотности детей.

Анкетирование родителей.

Сентябрь-

 Проектировочный

Цель: Разработка перспективного плана по формированию основ финансовой грамотности  у детей 6-7 лет. Определение целей и задач, разработка плана работы с детьми и родителями.

Прогнозирование результатов.

Октябрь

Исполнительский

Цель: Реализация плана по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет. Дополнение РППС. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Ноябрь-Март

 Рефлексивный

Цель: Оценка эффективности проведённой работы, обобщение, определение перспектив

Подведение итогов, оформление результатов по теме.

Апрель

Внедренческий

Использование опыта в дальнейшей работе. Распространение опыта.

Май

6.План мероприятий по реализации программы саморазвития

План работы с детьми и родителями по теме

«Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»

 2020-2021г.

Месяц

План работы с детьми

родителями

Сентябрь

Презентация «История появления денег»

 Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Как мужик корову продавал», «Муха цокотуха»

Изготовление бумажных денег и атрибутов  для игры 

Чтение и обсуждение  сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Анкетирование родителей

Октябрь

 Формировать представление о  потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

С-р игра «Супермаркет», «Салон красоты»

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

.Развлечение «Ярмарка»

 Совместный поход в супермаркет. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Ноябрь

Презентация «Для чего нужны деньги»

 Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Д.и «Безналичные деньги». Чтение и обсуждение  сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

 Презентация «Профессии»

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»

Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;

Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»

 Беседа «Знакомим детей с профессиями»

«Выставка рисунков «Профессии моих родителей» Консультации: «Как научит ребёнка трудиться»,

Январь

Д игра «Бюджет семьи»

 С/р «Магазин»,

 Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 

Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;

Информация для родителей «Знакомим детей с семейным бюджетом»

Февраль

Квест- игра «Путешествие в денежную страну» Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение.

 Консультация для родителей: «Формируйте у детей разумные потребности»

Март

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

Игровая ситуация «Бартер»; Беседа «Что такое бартер»

 «Знакомим ребёнка с бюджетом

Апрель

Занятие «Покупаем, продаём, обмениваем»

Изготовление лепбука

Беседа «Карманные деньги для ребёнка»

Май

Беседа «Что такое реклама»

 Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;

Чтение и инсценирование  сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»;

Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Изготовление рекламных флаеров Беседа «Как не вырастить жадину»

7.Основные условия реализации программы саморазвития

9.Виды отчётности

Тема

Способ трансляции

Презентация «Основы финансовой грамотности»

Выступление на педсовете

Занятие

Публикации на сайте

«Социальная сеть работников

образования» htt:// nsportal.ru

Информация для родителей

«Для чего ребёнку нужна финансовая грамотность»

9.Литература и электронные ресурсы


1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

5. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками  5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный  интерес, закрепить  понятия «монета», &laq...

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...