МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
материал по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Сибагатуллина Минигуль Давлятгареевна

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа по обучению детей финансовой грамотности дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что можно заинтересовать детей данной проблемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Подготовила Сибагатуллина Минигуль Давлятгареевна, воспитатель МДОАУ №17.

Введение

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Для усвоения детьми основ  финансовой грамотности, нужно использовать самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение   основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь  финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей - финансовую.

Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:

Какую нужду испытывали котята?

Какие возможности были у тети Кошки?

     Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

     Процесс воспитания финансовой грамотности  можно реализовать через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

     Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому я предпочтение отдаю таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

     Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». На занятии «Значение воды на земле» дети учились решать противоречия, научились бережному отношению к воде. Теперь у нас в группе ни один кран не течет. Дети за этим следят. В своих беседах с детьми, я внушаю им, что профессия, работа – это достойная жизнь. Учу детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Именно игра позволяет ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

Цель методической разработки: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности:
В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа). Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Примерные темы бесед по формированию финансовой грамотности у дошкольников:

  • «Азбука финансов» (вводное занятие)
  • «Откуда пришли деньги?»
  • «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
  • «Сколько стоит папина машина?» (понятие цены, стоимости)
  • «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»
  • «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»
  • «Магазин или супермаркет: где выгодно?»
  • «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)
  • «Дом, где живут деньги» (поговорим о банке)
  • «Услуги и товары»
  • «Карманные деньги у детей»
  • «Наука Экономика»
  • «Большой или маленький? Проблема выбора»
  • «Моя копилка»
  • «Выбираем подарок другу»
  • «Сохранить и приумножить»
  • «Производители и ресурсы»
  • «Как сберечь ресурсы Планеты?»
  • «Какая бывает валюта?»
  • «Копейка рубль бережет», «Учимся экономить»
  • «Долг платежом красен»
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
  • «Ты – мне, я - тебе!»
  • «Сколько нужно человеку?» (потребности человека)
  • «Веселая реклама»
  • «Не все покупается и продается»

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет:

Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.

Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».

Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:

- продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям;

- овощи, фрукты, ягоды;

- игрушки;

- одежда, обувь;

- непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).

На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость: для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).

Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками.

Карточки «Список покупок» - это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).

Карточки – игровые поля «Корзинки для продуктов», «Прилавки»

На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

ТСО: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры: предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для Вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

ТСО: монеты и купюры разных номиналов.

Суть игры: выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Суть игры: перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1: Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2: Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

Игра «Не ошибитесь»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Суть игры: ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1: разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2: составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

Игра «Чей труд важнее?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью.

Суть игры: ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1: сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2: сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.

Игра «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Суть игры: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Суть игры: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Суть игры: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Суть игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Игра «Мы-художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Суть игры: каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

Игра «Потребность – возможность»

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Суть игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.

Задание 1. Ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки».

Задание 2. Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Что продается в магазине?»

Цель – формирование у детей представления о товаре и о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Суть игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Игра «Давай положим в корзинку…»

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Суть игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

Игра «Что забыли положить в корзинку?»

Цель – формирование представления у детей о «категории товара», умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Суть игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

Игра  «Все по полочкам»

Цель – закрепление понятия «категория товара», формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Суть игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

Игра «Путаница»

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Суть игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

«Что угодно для души».

Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи:

Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

«Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи:

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

«Давай поменяемся».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи:

Закрепить представление о цене товара.

Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.

Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Деньги»

Цель – познакомить с понятием «деньги».

Задачи:

Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

«Нужные покупки»

Цель – закрепить представление детей о деньгах.

Задачи:

Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

Закрепить представления детей о категориях товаров.

Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

«Много - мало».

Цель – познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи:

Дать представление детям о том, что такое «спрос».

Закрепить представление о «потребности».

Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.

Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

- семья, состоящая из мамы, папы и сына;

- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

- семья, живущая на Крайнем Севере;

- семья, живущая на юге и т.п.

«Дорого – дешево».

Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.

Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).

Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.

Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.

Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

«Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи:

Учить детей следовать запланированному «списку покупок».

Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

 

«Запланированная покупка - 2».

Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи:

Учить детей составлять «Список покупок».

Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».

Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

- день рождения;

- поездка на пикник;

- приготовление завтрака (обеда, ужина);

- отправляемся в путешествие;

- ждем гостей и т.п.

«Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.

Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

«Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

Сформировать представление о том, что такое «бюджет».

Сформировать представление о том, что такое «доход».

Сформировать представление о том, что такое «расход».

Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

«Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи:

Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

покупки.

2. Формировать умение давать сдачу.

Закреплять умение классифицировать товар по категориям.

Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

чек.

«Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.

Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.

Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

 

«Осознанный выбор».

Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Задачи:

Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).

Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?

Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.

Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.

«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»        

Рекомендуемые настольно-печатные и дидактические игры по экономике:

 «Что продается в магазине?»

«Конфетки-монетки»

«Всё по полочкам»

«Денежное дерево».

 «Кому что нужно для работы»

 «Угадай, где продается»

Важная роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок. 

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

1. Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении

товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

(Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как

коза избушку построила», «Петушок и бобовое зернышко»);

2. Сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка», «Морозко», А.С. Пушкин

«Сказка о попе и работнике его Балде»);

3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения

народного хозяйства (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»);

4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы»,

«расходы», труд, распределение, обмен, производство; (С.Михалков «Как

старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво»);

5. Сказки, помогающие понять значение экономичность,

предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность,

бережливость. ( К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о

рыбаке и рыбке»).

В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Заключение

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа по обучению детей финансовой грамотности дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что можно заинтересовать детей данной проблемой. В ходе составления методической разработки учитывались целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно, то, что ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по обучению основам финансовой грамотности для воспитанников 5-7 лет дошкольных образовательных организаций

Методическая разрабока может использоваться  для работы воспитеталей и музыкальных руководителей ДО. Представлена в форме путешествия на самолете. В разных городах дети встречаются со своими люби...

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками  5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный  интерес, закрепить  понятия «монета», &laq...

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...

Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"

Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...