Проект "Музыкальная лаборатория в мире Театра"
проект (подготовительная группа)

Еноктаева Ольга Александровна

Проект направлен на приобщение детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно- исследовательской и музыкально- творческой деятельности ( музыкальной лаборатории)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnaya_laboratoriya_v_mire_teatra.docx33.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Проект «Музыкальная лаборатория в мире Театра»

                                                                          «Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

                                                                                                                                               а в игре он познаёт мир!»

                                                                                                                                                                    С.И.Мерзлякова

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

   В период дошкольного детства ребёнок знакомится с окружающим миром, познаёт его красоту и законы. Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисковая деятельность, а именно экспериментирование.

Исследовательская работа в музыкально-художественной деятельности проходит через все виды детских занятий и неразрывно связана с игровым творческим процессом. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

     Исходя из вышеперечисленных наблюдений, возникла идея синтеза научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности.

     Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Каждый раз, делая шаг к чему-то новому, ребёнок проводит «эксперимент». Он пробует, принимает или не принимает результат. Но он делает своё «открытие». Этот приобретённый опыт влияет на его дальнейшие знания и способности. Синтез исследовательской и театральной деятельности превратит результаты этих «опытов» в положительные эмоции.

ЦЕЛЬ: Приобщению детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности (музыкальной лаборатории)

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и театральному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности (музыкальной лаборатории)
  3. Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к театрализованной деятельности.
  4. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  5. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов.
  6. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в театральных постановках.
  7. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, театрально- артистические способности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений о театральном искусстве.
  8. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать театральное искусство, развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с октября 2022г. по май 2023 г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: 

- дети дошкольного возраста,

- родители воспитанников,

- воспитатели групп,

- руководители проекта: музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

Основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  •  содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1.  Подготовительный:

 - изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;  

 - подбор необходимых материалов: театральных игр и этюдов, музыкальных произведений и д.т;

 - обновление центра по театрализованной деятельности в группах;

 Данный проект предполагает активное участие родителей:

 - анкетирование родителей по теме проекта;

 - встречи с родителями;

- совместное создание театральных уголков;

 - участие в создании костюмов, декораций;

- участие в конкурсах, фестивалях;

 - совместную театрализованную деятельность взрослых и детей

2. Основной – практический:

     В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкальной лаборатории 2 раза в месяц:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема

Форма реализации, задачи

Сроки

Что такое театр?

«Приглашение в театр»

Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный)

Исследовательская видео экскурсия «Фиксики в театре»

Игры:

«Осенние листья» Игра-импровизация.

Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

«Веселые обезьянки» «Дружные зверята»

Развивать находчивость, воображение, фантазию

«Что можно взять с собой в театр?»

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами.

Театральные этюды:

«Мыльные пузыри»

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

«Театральные волшебники»

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

«Забавные стихи»

Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

«В стране отгадай-ка»

Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

«Веселая зарядка»

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Консультация для родителей «Театр на ложках»

Изготовление родителями с детьми театра на ложках в групповой уголок.

Сентябрь

Хочу всё знать о театре.

«Как вести себя в театре?»

Знакомство с понятиями «этика» и «этикет». Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

Театр марионеток, платковый театр. Рассказ о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре.

Исследовательский эксперимент «Соединение видов театра»

Игры:

Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)

Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.

«Придумай свой театр» Игра-импровизация.

Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.

«Путешествие с театральным билетом».

Выявить уровень знания театральных атрибутов.

КВН «Правила поведения в театре».

Воспитывать культуру поведения

«Веселые сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.

 Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Театральные этюды:

«В стране Фантазии»

Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом

«Поиграем в сказку»

Учить строить диалог, используя нужные интонации.

«Фраза по кругу»

Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

"Что мы делали, не скажем".

Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми

Консультация для родителей «Рекомендации к подбору стихов и костюма к осеннему Фестивалю Красоты»

Изготовление родителями с детьми костюма и участие в осеннем фестивале.

октябрь

Театральные профессии

«Театральные профессии. Режиссёр»

Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Про маму». Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение

«Театральные профессии. Художник- декоратор»

«Мастерская актера»

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

Развивать творчество и фантазию.

Игры:

 «Мы- режиссёры»

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ выбранных ролей.

Работа над сказкой «Про маму».

Развивать умение строить диалоги между героями музыкальной сказки в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность.

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа.

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность героев сказки. Показать образы животных через пластические возможности своего тела

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел

«Сказка про маму»

Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями.

Помощь родителей в изготовлении декораций к сказке.

ноябрь

Театральное закулисье

«Театральные профессии. Театральный осветитель»

Теневой театр. Рассказ о театре.

Исследовательский опыт «Свет вокруг нас»

Знакомство с   театральными терминами.

Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

Игры:

Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. 

«Игра со свечой»

Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида дыхания.

«Летает-не летает».

Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками 

Театральные этюды:

«Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот»

 Развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев

«В гостях у Снежной Королевы».

Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

«Снежинки», «Снежный ком».

Развивать пластическую выразительность и музыкальность

Консультация для родителей «Рекомендации к подбору стихов и костюма к Новогоднему празднику»

Изготовление родителями с детьми костюма и участие в новогоднем празднике.

декабрь

Кто есть кто в театре.

«Театральные профессии. Звукорежиссёр»

Исследовательский опыт «Звук - волшебник»

«В мире музыки».

Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

Игры:

«Угадай мелодию».

Развивать музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость.

«В стране цветов».

Уметь передавать в свободных музыкальнопластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

Театральные этюды:

«Самолет».

Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков.

«Заколдованный лес».

Уметь передавать в свободных музыкальнопластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр»

январь

Всё тот же театр.

«Театральные профессии. Гримёр»

Исследовательское практическое занятие «Мы- гримёры!»

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

Для чего актёру костюм?

Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. 

Игры:

Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?» «Отгадай сказочного героя по его вещам»

Формировать умение вспомнить предметы из сказок. 

«Подбери костюм»

Совершенствовать умение соотношения образа героя и его костюма

«Маски»

Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства

«Пойми меня»

Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства

Театральные этюды:

Имитационное упражнение «Кто как ходит».

Развивать умение переключаться с одного образа на другой.

«Кто приехал в зоопарк».

Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста

«Муха - Цокотуха».

Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»

февраль

Мы- будущие артисты.

«Мы – актеры. Знакомство с главными театральными профессиями».

Музыкальная сказка «Муха- Цокотуха на новый лад»

 Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение

Игры:

«Испорченный телефон».

Развивать умение пользоваться различными интонациями, улучшать дикцию

Импровизация «Прибегали Тараканы».

Учить снимать зажатость и скованность движений. Развивать воображение и фантазию.

Театральные этюды:

«Карнавал животных»

Развивать способность создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений

«Танец бабочек».

Воспитывать готовность к творчеству. Учить действовать на сценической площадке естественно

Работа над музыкальной сказкой «Муха- Цокотуха»

Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за выразительностью образа.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах

Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей.

Показать образы героев через пластические возможности своего тела.

Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа.

Премьера музыкальной сказки «Муха- Цокотуха» 

Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу.

Развивать эстетические чувства.

Помощь родителей в изготовлении костюмов и декораций к сказке.

март

Играем в театр.

«Мы – артисты!»

Сказка «Красная Шапочка»

 Познакомить детей со сценарием сказки. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение

Игры:

«Буратино и Пьеро»

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

«Волшебная палочка и мячик»

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами

Театральные этюды:

Скороговорки.

Совершенствовать навык четкого произношения.

«Кинопробы».

Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей 

Работа над сказкой «Красная Шапочка»

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки

Способствовать формированию творческого самовыражения детей.
Развивать творческую фантазию и воображение, внимание и память, музыкальный слух, пластику движений.
Воспитывать партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию.

Премьера сказки «Красная Шапочка»

Развитие творческой активности детей в музыкально-театральной деятельности, свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакль детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектакле).

Консультация для родителей «Театр- наш друг!»

апрель

В мире сказок.

«Сказка- это здорово!»

Рассказать детям, что такое сказка, познакомить с видами (народная, о животных, волшебная и т.д.)

Исследовательский эксперимент «Изменение сказок»

Игры:

 «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);

Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.

Развивать умение переключаться с одного образа на другой.

Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

«Путешествие в театральное зазеркалье»

Пополнять словарный запас лексикой связанной с искусством театра

«В магазине зеркал».

Развивать умение оценивать действия других детей, сравнивать их со своими собственными

Театральные этюды:

«Баба - Яга».

Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

«Превращение предмета».

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

«Азбука общения».

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами.

«Этюды-пантомимы»

Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики

Работа над сценкой «Лентяй и Подушка»

Способствовать формированию творческого самовыражения детей.
Развивать творческую фантазию и воображение, внимание и память, музыкальный слух, пластику движений

Премьера сценки на выпускном «Лентяй и Подушка» 

Показ родителями сценки «Наши дети повзрослели…»

май

Принципы организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству: 

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3. Итоговый:

  1. Проведение итоговых мероприятий.
  2. Анализ проделанной работы.

Методы и приёмы:

  1. Исследовательские методы: музыкальные опыты, эксперименты.
  2. Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, викторины, вопросы и т.д.
  3. Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в театральный образ», приём точных установок, приём мысленного создания собственной театральной импровизации образа.
  4. Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"),  игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Подбери музыку театральному герою"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки», музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.
  5. Наглядные методы: просмотр спектаклей, показ слайдов, презентаций и т.д.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;  
  • дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;  
  • сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;  
  • умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;  
  • умение свободно держаться на сцене;  
  • дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.  
  • пополнение театрального уголка.  
  • повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный досуг в рамках проекта "Знакомство с миром театра"

Тема: «Жили у бабуси два веселых гуся...».Цель:продолжать знакомить детей с настольным театром, самостоятельно участвовать в театрализованной деятельности, сопровождать свои действия с бумажными фигур...

Театральная страничка для родителей "В мире театра"

Презентация этапов работы по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.. Папка для родителей в рамках проектной деятельности....

Методическая разработка "В мире театра"

Методическая разработка "В мире театра"...

"В мире театра"

Проектная деятельность...

Проект на тему: «Ребенок в мире театра. Теневой театр»

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и ...

Мини - лаборатория "В мире удивительного"

Мини - лаборатория для опытов...

Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа

Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...