Проект "Музыкальная лаборатория в мире Театра"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на приобщение детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно- исследовательской и музыкально- творческой деятельности ( музыкальной лаборатории)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzykalnaya_laboratoriya_v_mire_teatra.docx | 33.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Музыкальная лаборатория в мире Театра»
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
АКТУАЛЬНОСТЬ
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В период дошкольного детства ребёнок знакомится с окружающим миром, познаёт его красоту и законы. Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисковая деятельность, а именно экспериментирование.
Исследовательская работа в музыкально-художественной деятельности проходит через все виды детских занятий и неразрывно связана с игровым творческим процессом. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Исходя из вышеперечисленных наблюдений, возникла идея синтеза научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Каждый раз, делая шаг к чему-то новому, ребёнок проводит «эксперимент». Он пробует, принимает или не принимает результат. Но он делает своё «открытие». Этот приобретённый опыт влияет на его дальнейшие знания и способности. Синтез исследовательской и театральной деятельности превратит результаты этих «опытов» в положительные эмоции.
ЦЕЛЬ: Приобщению детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности (музыкальной лаборатории)
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и театральному искусству.
- Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности (музыкальной лаборатории)
- Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к театрализованной деятельности.
- Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
- Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов.
- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в театральных постановках.
- Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, театрально- артистические способности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений о театральном искусстве.
- Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать театральное искусство, развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с октября 2022г. по май 2023 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели групп,
- руководители проекта: музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
Основные принципы:
- развивающего образования;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: театральных игр и этюдов, музыкальных произведений и д.т;
- обновление центра по театрализованной деятельности в группах;
Данный проект предполагает активное участие родителей:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- встречи с родителями;
- совместное создание театральных уголков;
- участие в создании костюмов, декораций;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- совместную театрализованную деятельность взрослых и детей
2. Основной – практический:
В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкальной лаборатории 2 раза в месяц:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Тема | Форма реализации, задачи | Сроки |
Что такое театр? | «Приглашение в театр» Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный) Исследовательская видео экскурсия «Фиксики в театре» Игры: «Осенние листья» Игра-импровизация. Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. «Веселые обезьянки» «Дружные зверята» Развивать находчивость, воображение, фантазию «Что можно взять с собой в театр?» Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами. Театральные этюды: «Мыльные пузыри» Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. «Театральные волшебники» Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. «Забавные стихи» Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно). «В стране отгадай-ка» Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. «Веселая зарядка» Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Консультация для родителей «Театр на ложках» Изготовление родителями с детьми театра на ложках в групповой уголок. | Сентябрь |
Хочу всё знать о театре. | «Как вести себя в театре?» Знакомство с понятиями «этика» и «этикет». Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Театр марионеток, платковый театр. Рассказ о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре. Исследовательский эксперимент «Соединение видов театра» Игры: Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет) Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. «Придумай свой театр» Игра-импровизация. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. «Путешествие с театральным билетом». Выявить уровень знания театральных атрибутов. КВН «Правила поведения в театре». Воспитывать культуру поведения «Веселые сочинялки» Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Театральные этюды: «В стране Фантазии» Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом «Поиграем в сказку» Учить строить диалог, используя нужные интонации. «Фраза по кругу» Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. "Что мы делали, не скажем". Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми Консультация для родителей «Рекомендации к подбору стихов и костюма к осеннему Фестивалю Красоты» Изготовление родителями с детьми костюма и участие в осеннем фестивале. | октябрь |
Театральные профессии | «Театральные профессии. Режиссёр» Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Про маму». Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение «Театральные профессии. Художник- декоратор» «Мастерская актера» Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию. Игры: «Мы- режиссёры» Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ выбранных ролей. Работа над сказкой «Про маму». Развивать умение строить диалоги между героями музыкальной сказки в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность героев сказки. Показать образы животных через пластические возможности своего тела Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел «Сказка про маму» Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями. Помощь родителей в изготовлении декораций к сказке. | ноябрь |
Театральное закулисье | «Театральные профессии. Театральный осветитель» Теневой театр. Рассказ о театре. Исследовательский опыт «Свет вокруг нас» Знакомство с театральными терминами. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Игры: Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. «Игра со свечой» Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида дыхания. «Летает-не летает». Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками Театральные этюды: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» Развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев «В гостях у Снежной Королевы». Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. «Снежинки», «Снежный ком». Развивать пластическую выразительность и музыкальность Консультация для родителей «Рекомендации к подбору стихов и костюма к Новогоднему празднику» Изготовление родителями с детьми костюма и участие в новогоднем празднике. | декабрь |
Кто есть кто в театре. | «Театральные профессии. Звукорежиссёр» Исследовательский опыт «Звук - волшебник» «В мире музыки». Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Игры: «Угадай мелодию». Развивать музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость. «В стране цветов». Уметь передавать в свободных музыкальнопластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Театральные этюды: «Самолет». Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков. «Заколдованный лес». Уметь передавать в свободных музыкальнопластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр» | январь |
Всё тот же театр. | «Театральные профессии. Гримёр» Исследовательское практическое занятие «Мы- гримёры!» Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Для чего актёру костюм? Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Игры: Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?» «Отгадай сказочного героя по его вещам» Формировать умение вспомнить предметы из сказок. «Подбери костюм» Совершенствовать умение соотношения образа героя и его костюма «Маски» Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства «Пойми меня» Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства Театральные этюды: Имитационное упражнение «Кто как ходит». Развивать умение переключаться с одного образа на другой. «Кто приехал в зоопарк». Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста «Муха - Цокотуха». Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка» | февраль |
Мы- будущие артисты. | «Мы – актеры. Знакомство с главными театральными профессиями». Музыкальная сказка «Муха- Цокотуха на новый лад» Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение Игры: «Испорченный телефон». Развивать умение пользоваться различными интонациями, улучшать дикцию Импровизация «Прибегали Тараканы». Учить снимать зажатость и скованность движений. Развивать воображение и фантазию. Театральные этюды: «Карнавал животных» Развивать способность создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений «Танец бабочек». Воспитывать готовность к творчеству. Учить действовать на сценической площадке естественно Работа над музыкальной сказкой «Муха- Цокотуха» Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за выразительностью образа. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей. Показать образы героев через пластические возможности своего тела. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. Премьера музыкальной сказки «Муха- Цокотуха» Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. Помощь родителей в изготовлении костюмов и декораций к сказке. | март |
Играем в театр. | «Мы – артисты!» Сказка «Красная Шапочка» Познакомить детей со сценарием сказки. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение Игры: «Буратино и Пьеро» Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. «Волшебная палочка и мячик» Развивать навыки действия с воображаемыми предметами Театральные этюды: Скороговорки. Совершенствовать навык четкого произношения. «Кинопробы». Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей Работа над сказкой «Красная Шапочка» Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки Способствовать формированию творческого самовыражения детей. Премьера сказки «Красная Шапочка» Развитие творческой активности детей в музыкально-театральной деятельности, свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакль детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектакле). Консультация для родителей «Театр- наш друг!» | апрель |
В мире сказок. | «Сказка- это здорово!» Рассказать детям, что такое сказка, познакомить с видами (народная, о животных, волшебная и т.д.) Исследовательский эксперимент «Изменение сказок» Игры: «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей); Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. «Путешествие в театральное зазеркалье» Пополнять словарный запас лексикой связанной с искусством театра «В магазине зеркал». Развивать умение оценивать действия других детей, сравнивать их со своими собственными Театральные этюды: «Баба - Яга». Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. «Превращение предмета». Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. «Азбука общения». Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами. «Этюды-пантомимы» Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики Работа над сценкой «Лентяй и Подушка» Способствовать формированию творческого самовыражения детей. Премьера сценки на выпускном «Лентяй и Подушка» Показ родителями сценки «Наши дети повзрослели…» | май |
Принципы организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:
- содружество искусств;
- многообразие художественно-информационного пространства;
- познание через переживание, творчество;
- совместная деятельность взрослых и детей;
- успех, достижения, открытия детей;
- индивидуальность ребенка как ценность.
3. Итоговый:
- Проведение итоговых мероприятий.
- Анализ проделанной работы.
Методы и приёмы:
- Исследовательские методы: музыкальные опыты, эксперименты.
- Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, викторины, вопросы и т.д.
- Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в театральный образ», приём точных установок, приём мысленного создания собственной театральной импровизации образа.
- Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Подбери музыку театральному герою"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки», музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.
- Наглядные методы: просмотр спектаклей, показ слайдов, презентаций и т.д.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
- дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
- сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
- умение свободно держаться на сцене;
- дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
- пополнение театрального уголка.
- повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральный досуг в рамках проекта "Знакомство с миром театра"
Тема: «Жили у бабуси два веселых гуся...».Цель:продолжать знакомить детей с настольным театром, самостоятельно участвовать в театрализованной деятельности, сопровождать свои действия с бумажными фигур...
Театральная страничка для родителей "В мире театра"
Презентация этапов работы по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.. Папка для родителей в рамках проектной деятельности....
Методическая разработка "В мире театра"
Методическая разработка "В мире театра"...
"В мире театра"
Проектная деятельность...
Проект на тему: «Ребенок в мире театра. Теневой театр»
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и ...
Мини - лаборатория "В мире удивительного"
Мини - лаборатория для опытов...
Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа
Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...