Проект "Хоровод городов России"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_horovod_gorodov_rossii.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «ХОРОВОД ГОРОДОВ РОССИИ»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,
жаворонков в бездонном синем небе, шорох снежинок,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -
услышал и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет
чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку,
умей наслаждаться ее красотой»
В. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
- Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности (музыкально-творческой гостиной)
- Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
- Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
- Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, экскурсиях.
- Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
- Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с октября 2021г. по май 2022 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели групп,
- руководители проекта: музыкальный руководитель – Еноктаева О.А., воспитатель – Муравьева М.А.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
Основные принципы:
- развивающего образования;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;
- обновление центра по изобразительной деятельности в группах;
Данный проект предполагает активное участие родителей:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- встречи с родителями;
- совместное создание фонотеки, видеотеки;
- участие в создании «мини-галереи» (картин, портретов великих композиторов, художников);
- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
- участие в конкурсах, выставках фотогазет;
- совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.
2. Основной – практический:
В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Тема | Восприятие музыки | Ритмопластика | Художественная литература | Художественно-творческая деятельность | Мультимедийные презентации | Наглядные пособия | Игры | Срок |
Москва | М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» | Сл.М.Лисянкого муз.И.Дунаевкого песня «Моя Москва» | Абрамов А.В. «Рассказы о Москве», С. Михалков «Кремлевские звезды», Л. Олифирова «Главные слова», В. Степанов «Что мы Родиной зовем» | «Стены и башни московского Кремля» (бумагопластика, пластилинография живопись, аппликация) | «Гора Самоцветов» Глинька (Русская сказка), Про Василия Блаженного (Московская легенда), Собачий барин (Русская сказка), видеофильмы, презентации о Москве. | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города Репродукции картин о Москве | Сюжетно-ролевые игры «В Московском цирке», «Путешествие по Москве», «Москва в будущем», «Экскурсия по Москве-реке» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Сентябрь октябрь |
Екатеринбург | Е.П.Родыгин «Уральская рябинушка» «Песня о Свердловс ке» | Е.П.Роды гин «Уральская рябинушка» | С. Бажов «Сказы» Мамин - Сибиряк «Рассказы» | «Вознесенский собор» (пластилинография,) | «Гора самоцветов» Жихарка (Уральская сказка) | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города | Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Ноябрь декабрь |
Санкт- Петербург | С.Прокофьев «Ленинград ская» | «Петербургская кадриль» | Будогоская Л., Владимиров Ю. «Этот город Ленинград», А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы), А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи» | «Лебедь» (живопись, аппликация) | «Гора Самоцветов» Пётр и Петруша (Русская, г.Санкт-Петербург) | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города И.К.Айвазовский «Вид Петербурга», «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» | Подвижная игра «Львы из камня» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | январь |
Севастополь | К.Листов, Г.Рублёв «Севасто польский вальс» | Танец «Морской» | «Наш город» О. Мамонт-Завьялов, «Приход кораблей» Н. Кириллов | «Море», «Кораблик» (бумагопластика, живопись, мозаика, аппликация) | «Гора Самоцветов» Матрос Пётр Кошка (военная быль), Потёмкинские деревни (крымская сказка), презентация о городе-герое | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города-героя | Сюжетно – ролевые игры «Путешествие на корабле», «Автобус» | февраль |
Казань | Р.н.п «Вдоль да по речке. Вдоль да по Казанке» | Танец «Татарский» | С. Хаким «Мы с Волги, из Казани» | «Чаепитие» (бумагопластика, пластилинография, живопись, мозаика, аппликация) | «Гора Самоцветов» Толкование сновидений (Татарская сказка), Соловей (Татарская сказка), Заяц-слуга (Татарская сказка) | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города | Игра с пальчиками Подвижная игра «Селезень и уточка» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | март |
Самара | А.Ф.Костин «Ах, Самара городок» | Р.н.п. «Пошла млада за водой» | Н. Красиков «Самарские сказки», «Самароведение» | «Рассвет» (живопись) | Мультфильм о Самарской губернии, «Гора Самоцветов» | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города | Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | апрель |
Волгоград | М.Мусорг- ский «Богатырс кие ворота» | М.Мусорг- ский «Богатырс кие ворота» | И. Мордвиной «Раскинулся вдоль Волги Волгоград», М. Агашиной «Город славы солдатской» | «Победа», «Вечный огонь», «Мирное небо» (бумагопластика, живопись, мозаика, аппликация) | «Гора Самоцветов» «Волгоград» Лего -мультфильм «Сталинград» | Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города | Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | май |
Принципы организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:
- содружество искусств;
- многообразие художественно-информационного пространства;
- познание через переживание, творчество;
- совместная деятельность взрослых и детей;
- успех, достижения, открытия детей;
- индивидуальность ребенка как ценность.
3. Итоговый:
- Проведение итоговых мероприятий.
- Анализ проделанной работы.
Методы и приёмы:
- Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы.
- Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
- Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
- Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
- Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с произведениями классической музыки в музыкально-творческой гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- развитие вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создание наиболее благоприятного климата в детском коллективе;
- обеспечение условий для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку, слушаем живопись» продолжит свою деятельность через:
- организацию музыкально-творческой гостиной;
- распространение педагогического опыта на различных уровнях;
- расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т.п.) – совместные творческие проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"
Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной ...
Москва и Санкт-Петербург главные города России
Конспек фронтального занятия в подготовительной группе...
Путешествие по городам России
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по городам России" для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с многообразием городов России, воспитывает патриотические ч...
НОД в подготовительной группе "Знакомство С городами России
НОД в подготовительной группе "Знакомство С городами России...
Презентация по теме:города России "Мой город Курган"
В презентации отражены интересные и памятные объекты города....
«Неделя добрых дел», проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа конкурса городов России «Семья и город – растем вместе»
laquo;Неделя добрых дел»,проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа конкурса городов России «Семья ...
Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...