Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной совместной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_potanina1.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Обобщить и конкретизировать представления детей о родной стране и городах России в процессе интегрированной совместной деятельности.
Задачи:
- Расширить представления детей о городах России, расположенных в разных климатических зонах ( центральная часть России, Заполярье, юг России).
- Познакомить детей с «Олимпийским» городом Сочи. Формировать у дошкольников понимание важности Олимпиады, как средства укрепления мира и дружбы между народами.
- Развивать диалогическую речь, умение высказываться, рассуждать, отвечать на вопросы.
- Совершенствовать понимание детьми обобщенно-метафорического образа и многозначности пословиц, активизировать их использование в речи.
- Воспитывать у детей любовь к родной стране, гордость за неё, способствовать, формированию гражданской принадлежности к своей Родине.
Использованные технологии.
1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
2. Информационно – коммуникативные технологии.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. Игровые технологии.
Предварительная работа.
- чтение художественных произведений, пословиц, поговорок.
- рассматривание географической карты, глобуса, атласов.
- игровая деятельность (настольно-печатная игра «Гербы», игра с элементами мнемотехники «Я знаю город…».
- рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях «История России», «Мои географические открытия».
- рассматривание фотографий Санкт-Петербурга, карты Санкт-Петербурга.
- рассматривание флага России, беседа о государственных символах, слушанье гимна.
-рассказ об истории олимпийских игр, рассматривание символов Олимпиады её талисманов.
- беседа о зимних видах спорта, рассматривание иллюстраций в альбоме «Зимние виды спорта и спортивные дисциплины».
Оборудование и материалы.
- Проектор
- Ноутбук
- Слайды
- Карточки
- Карточки с заданиями для детей
- Ребус
- Гербы городов
- Музыкальное сопровождение физминутки.
В. Дети мы живем с вами в самой большой, самой красивой стране.
Как она называется?
Д. Россия.
А какая она Россия?
Д. Большая, красивая, любимая, богатая, сильная.
В. Россия - наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина?
Д. Родина - место, где мы родились, страна, где мы живем, наш город, наша улица.
В. Послушайте стихотворение М. Пляцковского "Родина»
Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это - Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это - Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это - Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождя и шум ветвей,
И в лесу смородина -
Это тоже Родина.
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине. А вы их помните?
Д. Человек без Родины - что соловей без песни.
Жить - Родине служить.
Кто за Родину горой - тот истинный герой
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
В. Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать ее от врагов.
Дети садятся на стулья.
У каждой страны есть свои государственные символы, которые имеют для ее народа особое, важное значение. Есть они и у России.
Назовите, пожалуйста, государственные символы России.
Д. Флаг, герб и гимн.
В. Посмотрите на экран
(Слайд №1 флаги славянских государств)
Здесь изображены флаги разных государств.
Найдите флаг России.
Слайд №2 (Флаг России)
В. У нашего флага три цвета, это значит, что флаг?
Д. Трехцветный.
В. Расскажите, что означают цвета российского флага.
Д. Белый цвет - символ мира, чистоты, благородства, он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет - символ верности и честности.
Красный цвет – любовь к Родине, кровь пролитая за Родину.
В. А теперь, что вы видите на экране. (Слайд №3 гербы разных государств)
Это гербы разных стран. Найдите герб России.
Слайд №4 (Герб России)
В. Расскажите о гербе России.
Д. Герб России - это двуглавый орел, в правой лапе он держит скипетр, а в левой - державу это символ власти. На груди – щит, на нем всадник, с серебряным копьем поражающий змея - символ зла.
В. А почему орел необычный двуглавый?
Д. Наше государство большое, но единое поэтому одна голова орла смотрит на восток, а другая на запад.
В. Где можно увидеть герб России?
Д. На документах, монетах, денежных купюрах, на некоторых зданиях.
В. И еще одним государственным символом России является гимн.
Что такое гимн?
Д. Это торжественная песня, которая прославляет нашу Родину.
В. Исполняется гимн в особо торжественных случаях. При исполнение гимна все обязательно встают. Такое поведение считается достойным.
Посмотрите на экран (Слайд №5 Карта России)
В. Это карта России. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце России может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться из одного конца России на другой надо ехать семь дней - целую неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по городам России.
Какие города вы, знаете?
Конечно, мы не сможем побывать во всех городах, которые вы назвали, в России много и других городов, где вы еще обязательно побываете. А сегодня мы отправимся в несколько городов, расположенных в разных частях России. Каждый из этих российских городов особенный, неповторимый.
А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если выполните задание. Посмотрите на экран.
Слайд №6
У вас на столах лежат карточки, на которых проставлены точки, обозначенные цифрами. Нужно последовательно соединить все точки, начиная с цифры 1, и в конце соединить точки, обозначенные цифрами 13 и 1. Если задание выполнено правильно, то получится изображение нужного нам вида транспорта. Подойдите к столам и выполняйте задание.
В. Что у вас на карточке?
Д. Самолет. Слайд №7
В. Наш самолет отправляется в полет из аэропорта Пулково. В каком городе есть такой аэропорт?
Правильно, в нашем городе, Санкт - Петербурге. Итак, мы отправляемся в путешествие.
Физминутка под музыку. (Дети садятся на стулья)
Слайд №8 (Москва - фото)
В. Мы с вами прилетели в столицу нашей Родины.
Как называется этот город?
Посмотрите, какие достопримечательности вы узнали?
Д. Кремль, Красная площадь, Царь - колокол, Царь – пушка, Вечный огонь.
В. В центре города, на Красной площади, находится Московский Кремль. Современный Кремль насчитывает 20 башен, каждая башня имеет свое название. Одну из них вы хорошо знаете – это Спасская башня, на ней расположены главные часы – куранты, которые показывают самое точное время. На территории Кремля установлен Царь - колокол и Царь - пушка. Царь – колокол – самый большой колокол в мире, Царь – пушка тоже очень большая, и на ней есть изображение одного из русских царей. На Красной площади проходят парады и демонстрации, а к Вечному огню люди приходят поклониться воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.
В Кремле работает правительство и наш президент. Как зовут нашего президента?
Слайд №9 (портрет В.В. Путина)
Д. Да, это В.В. Путин.
В. У Москвы, также как и других городов, есть свой герб.
Слайд №10 (Герб Москвы)
Где вы видели похожий герб?
Д. На Российском гербе.
В. Герб Москвы похож на часть России Москва - это сердце России, ее столица.
В. Люди в нашей стране любят свою столицу и гордятся ею. Недаром о Москве сложено столько пословиц. Какие вы знаете пословицы?
Д. Видна из Кремля вся российская земля.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Слайд №11 (карта России)
В. А теперь наш путь лежит на север, за полярный круг, в город Мурманск.
Физминутка под музыку.
Посмотрите на экран.
Слайд №12 (виды Мурманска)
Мурманск - это большой промышленный город, крупный морской порт. В Мурманске полярная ночь длится 40 дней. В этот период солнце перестает показывать даже свой краешек из-за горизонта. В полярную ночь можно наблюдать северное сияние.
Северное сияние - это свечение, которое возникает при взаимодействии атмосферы с солнечным ветром. Да, оказывается, существует не только солнечный свет, но и солнечный ветер - невидимые заряженные частицы. Северное сияние можно наблюдать только ночью, потому что солнце является помехой.
Посмотрите на герб города Мурманск.
Слайд №13 (Герб Мурманска)
Что вы можете рассказать о символах, изображенных на гербе?
Д. Здесь мы видим лучи северного сияния, корабль и рыбу с золотыми глазами и жабрами.
В. Да, и это говорит о том, что город Мурманск – это город за полярным кругом, город рыбаков и моряков.
А почему фон герба разный?
Д. Серебристый и голубой цвет - это длинная, полярная ночь и короткий полярный день.
Слайд №14 (карта России)
В. А дальше мы отправимся на юг России - в город Сочи.
Музыкальная разминка.
Что вы знаете об этом городе?
Д. В Сочи проходит зимняя Олимпиада.
В. Что такое Олимпиада?
Д. Это спортивные соревнования на которые съехались спортсмены из разных стран мира. Это международные соревнования.
Слайд №15 (символы и талисманы)
В. Кто может назвать олимпийские символы?
Д. Флаг, кольца, факел с олимпийским огнем.
В. Кроме официальных символов олимпиады, есть еще символы – талисманы.
Найдите их.
Правильно, это белый медведь, леопард, и зайка. А еще посмотрите это лучик и льдинка. После Олимпийских игр начинаются Паралимпийские игры, в которых принимают участие спортсмены с ограниченными возможностями. Лучик и льдинка – это особые талисманы для особых людей.
Давайте вспомним, по каким видам спорта проводятся соревнования, назовите их.
Слайд №16 (зимние виды спорта)
В. Ребята, как вы думаете, каждый ли спортсмен может попасть на Олимпиаду?
Спортсмены очень серьезно готовятся к Олимпийским играм, много тренируются, и на олимпийские игры отправляют самых лучших и достойных.
В. Я предлагаю вам игру на внимание. Посмотрите у вас на карточках леопард, зайка и мишка. Узнайте, кто из них на чем любит кататься.
Слайд №17 (Виды города Сочи)
Сочи – город – курорт на берегу Черного моря, но удивительно, что в горах круглый год лежит снег. Люди, ездят сюда, чтобы отдыхать и лечиться, заниматься спортом и пить целебную воду природных источников.
К Олимпиаде в Сочи построены новые гостиницы, стадионы, проложены и оборудованы современные лыжные трассы.
А это - герб Сочи. Слайд №18 (Герб Сочи)
Посмотрите, в центре щита - чаша с огненной водой - это говорит о том, что в Сочи много целебных источников. Справа в низу - море, вверху слева - горы, а еще восходящие солнце и золотая пальма это говорит о том, что город Сочи расположен на юге, на ленте внизу щита написано "Здоровье - народу".
Слайд №19 (карта России)
Ну, а нам пора возвращаться в свой родной город в наш детский сад, который мы очень любим, и в котором вы уже многому научились.
Музыкальная разминка.
В. Дети вы любите свой город?
Д. Да, потому что мы здесь родились, здесь наш дом. А еще потому, что наш город очень красивый, в нем много дворцов, мостов, музеев, садов и парков.
В. А еще у нас есть белые ночи. Конечно, не так долго они длятся, как в Мурманске, но в это время, в период белых ночей, наш город выглядит еще красивее, еще величественнее.
Слайд №20 (виды Санкт-Петербурга)
Давайте поговорим о нашем городе. Кто основал Санкт-Петербург?
Д. Петр Первый.
В. А в честь кого он назван?
Д. В честь Святого Петра.
В. Как называется главная площадь города?
Д. Дворцовая.
В. В центре Дворцовой площади высится....
Д. Александровская колонна, наверху ангел держит крест.
В. Что еще вы узнаете на фотографиях?
Д. Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Арка главного штаба, Дворцовая площадь.
В. В нашем городе много дворцов, музеев, театров. А где вы были с родителями?
В. Я вам предлагаю разгадать ребус. Вы помните, что такое ребус? Это загадка, в которой при помощи букв и знаков зашифрованы слова.
Слайд №21
В. Нева не только красивая, наша река Нева - большая труженица. Вспомните стихотворение о Неве (читает ребенок). Слайд №22
Слайд №23 (Герб Санкт-Петербурга)
В. На гербе Санкт - Петербурга изображены два серебристых якоря, морской и речной. Якоря говоря о том, что город стоит на реке Неве, впадающий в Финский залив Балтийского моря. Санкт-Петербург - это и морской, и речной порт. А скипетр посередине герба напоминает о том, что Санкт-Петербург раньше был столицей Российской империи.
В. Наше путешествие закончено. В каких городах мы побывали?
Давайте поиграем в игру "Собери герб города". У меня в коробке части гербов городов, вам нужно разделиться на четыре команды, что бы сложить четыре герба.
В. Вам понравилось наше путешествие по городам России? Что вам запомнилось, и о чем бы вы рассказали своим друзьям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
методическая разработка...
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"
В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....
"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни"
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной...
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни»
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной...