Индивидуальная коррекция двигательных нарушений детей с ОВЗ средствами плавания
методическая разработка по физкультуре
Нахождение человека в воде дает многочисленные изменения, которые определяются ее физическими, химическими и биологическими свойствами. Использование водной среды как определяющего, мощного и доступного фактора воздействия на двигательный режим ребенка с детским церебральным параличом, как можно раньше, с постановки диагноза, обеспечивает коррекцию неоптимального двигательного стереотипа, помогает избежать и в дальнейшем проблем с контрактурами его суставов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная коррекция двигательных нарушений детей с ОВЗ средствами плавания
Вид совместной деятельности инструктора по плаванию и детей, с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с детским церебральным параличом, требует особого подхода в работе. «Помоги себе подобным» древний принцип - лечение движением при нарушении функций движений - основное средство развития физических качеств ребенка с отклонениями двигательной сферы.
Моделирование индивидуальной программы двигательного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья для компенсации ведущего нарушения и предупреждения его последствий с последующим восстановлением нарушенных произвольных функций и развитием других, относительно сохраненных движений при помощи корригирующих упражнений и создающих в дошкольном возрасте предпосылки к успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к обществу сверстников является основной целью коррекционного воздействия в условиях ДОУ.
Дать знания о том, как нужно заботиться о своем организме, сформировать представление, как поддерживать здоровье, показать, что во многом здоровье зависит от поведения самого человека, научить плавательным навыкам с последующим восстановлением нарушенных произвольных функций и развитием других, относительно сохраненных движений является основными задачами коррекционного воздействия в воде.
Плавание, как вид двигательной активности, уже по своей сути является уникальным корригирующим средством по воздействию на организм человека. Движения, применяемые в любой форме, пока они адекватны физиологическим возможностям детского организма, всегда будут являться оздоровительным, лечебным фактором.
Нахождение человека в воде дает многочисленные изменения, которые определяются ее физическими, химическими и биологическими свойствами. Использование водной среды как определяющего, мощного и доступного фактора воздействия на двигательный режим ребенка с детским церебральным параличом, как можно раньше, с постановки диагноза, обеспечивает коррекцию неоптимального двигательного стереотипа, помогает избежать и в дальнейшем проблем с контрактурами его суставов.
Существенное воздействие на организм занимающегося оказывает тёплая вода от t 34-36°С до t 32-34°С впоследствии, уменьшает тонус мускулатуры, при этом происходит растягивание тканей, особенно с рубцовыми контрактурами, в результате этого улучшается подвижность в суставах, притупляются болевые ощущения. При такой температуре воды улучшается кровообращение (особенно периферическое), трофика тканей и уменьшаются отеки, происходит расслабление всей мускулатуры организма, в том числе мышц связанных с актом дыхания. В этом случае происходит повышение обмена веществ, тренировка сердечно-сосудистой системы, закаливание организма, стимуляция нервной системы. В тоже время, при интенсивных двигательных действиях в условиях водной среды, приводящих к значительному усилению сердечной деятельности, высокая температура неблагоприятна. На этапе совершенствования плавательных навыков температура воды понижается до 32°С.
Индивидуальные занятия продолжительностью 15-30 минут проводится с детьми всех возрастных групп 2-3 раза в неделю и имеет трехчастную структуру:
задача вводной части – настроить детей на совместную работу, вызвать у них интерес к предстоящей деятельности с различными сюрпризными моментам;
задача основной части состоит в использовании корригирующих упражнений, способствующих устранению деформаций опорно-двигательного аппарата и создающих прочный мышечный корсет;
задача заключительной части – закрепить знания и умения через игровые и практические действия.
Первоочередными задачами диагностики физического состояния в коррекционном процессе являются:
определение нарушений физической деятельности ребенка;
направленность на восстановление наиболее «страдающих» двигательных функций, ограничивающих возможность самостоятельного передвижения;
направленность на развитие «сохранных» двигательных функций и физических качеств ребенка;
направленность на достижение главной цели коррекции: не столько восстановление отдельной функции, сколько достижение возможности самореализации ребенка в различных условиях; определение возможных механизмов компенсации физических нарушений и способов коррекции;
определение адекватности объема и характера средств, которые целесообразно использовать в качестве механизма коррекции;
определение объема и характера консультативной и практической помощи, которая должна оказываться семье для обеспечения эффективной коррекции.
В основу построения коррекционных занятий положен мотивационный принцип - удовлетворение ребенка предлагаемой деятельностью.
Систематическое применение физических упражнений адаптированных к воде оказывает корригирующее воздействие на организм ребенка, понижает гипертонус мышц, приводит к оптимизации и нормализации двигательного стереотипа детей с поражением центральной нервной системы, и может использоваться на всех этапах физического развития ребенка, начиная, с раннего возраста.
Для данной категории детей особенно важно, чтобы предъявляемые к ним требования соответствовали бы их возможностям, в противном случае у них могут возникать сложные психические состояния, проявляющиеся в виде беспокойства, ощущения беспомощности, пассивности и отказа от выполнения задания, эти дети особенно подвержены страхам, которые могут возникать в связи с резким изменением положения тела, различными незнакомыми тактильными раздражителями, новыми впечатлениями. Проявление страха усиливает спастическую напряженность мышц и затрудняет выполнение произвольных движений.
В зависимости от клинических форм основного заболевания и сопутствующих отклонений в здоровье ребенка с тяжелым заболеванием центральной нервной системы процесс оздоровительно-коррекционной должен обеспечивать необходимый уровень адаптации и устойчивости детского организма к воздействию экстремальных факторов внешней среды, благодаря своевременной коррекции его психофизического здоровья. Само наличие факта инвалидности подразумевает длительное течение заболевания со стабильно сниженным состоянием здоровья. Эффективное использование комплексной реабилитации в условиях дошкольного учреждения приводит к позитивным результатам, которые в конечном итоге позволяют ребенка с ДЦП перевести в группу со здоровыми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветотерапия,как средство коррекции психоэмоциональных нарушений детей
В данном материале раскрывается использование в ДОУ здоровьесберегающей технологии - цветотерапии в различных формах работы....
Семинар - практикум "«Моторное (развитие основных движений, коррекция двигательных нарушений)"
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь...
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...
Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...
коррекция двигательных нарушений детей с нарушением зрения дошкольного возраста, посредством музыкально-ритмических движений.
Современный опыт нашей страны, а так же всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегод...