Презентация игрового пособия по формированию структурно семантического анализа предложения у детей с ОВЗ «Шифр»
материал

Политыко Мария Олеговна

Презентация игрового пособия по формированию структурно семантического анализа предложения у детей с ОВЗ «Шифр»

 Слайдовая к докладу -https://disk.yandex.ru/d/-Un2lW6bh6rduQ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Центр развития ребенка – детский сад №3 «Петушок»

 городского округа Стрежевой

636782, Томская область, г. Стрежевой,  3 мкр.,  д.326,     E-mail: petush@strj.tomsk.su,

тел/факс  (382-59)  5-44-60, те л. (382-59)  5-44-59, ИНН\КПП 7022010100\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

Презентация игрового пособия по формированию структурно семантического анализа предложения у детей с ОВЗ «Шифр»

Автор: Политыко Мария Олеговна

Воспитатель

г. Стрежевой

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Я, Сушенцова Ирина Николаевна, учитель-логопед, Структурного подразделения «Петушок» хочу сегодня вам продемонстрировать результат своей наставнической работы с начинающим педагогом  Политыко Марией Олеговной.

Это игровое пособие по формированию структурно-семантического анализа предложения у детей с ОВЗ.

Данная методическая разработка - это результат совместной деятельности меня в качестве наставника и моей наставляемой - …разрешите вам ее представить: Политико М.О. 

Здравствуйте, я Мария Олеговна, воспитатель компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Считаю, что мне очень повезло с наставником, ведь если работать в тесном сотрудничестве, то можно добиться высоких результатов. Несмотря на то, что данная разработка-это первая наша совместная работа, у нас уже есть повод ею гордиться.

Данную разработку мы представили на конкурс «Дидактических пособий, созданных молодыми педагогами совместно с наставниками МДОУ «Детский сад Стрежевой» и заняли первое место.

На экране представлена схема нашего взаимодействия с целью создания данного методического продукта.

Этапы работы над созданием методической разработки

Ответственный

Определение образовательных задач и разработка игр (методическое описание)

Наставник

Составление плана мероприятий

наставник, начинающий педагог

Подготовка раздаточного материала:

Тематические картинки

раздаточный материал для игры

начинающий педагог

Систематизация игр и оформление  пособия

наставник, начинающий педагог

Слайд 1. Дидактическое пособие «Шифр» -  это набор картинно-графических схем и комплекс игр для системного использования, собранный в наглядно-картинный материал

Игры разработаны по лексическим темам, в которых предлагается набор картинно-графических схем, имеющих разработанную систему знаков и символов, обозначающих каждую часть простого распространенного предложения.

Игры разработаны для детей среднего и старшего дошкольного возраста от 4-7 лет с ОВЗ.

Пособие могут использовать учителя-логопеды, психологи, воспитатели ДОУ, а также родители.

Использование на занятиях, в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – это ключ к успеху в обучении детей абстрактным понятиям.

Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики — принципу обходного пути. Знакомство с графическим представлением информации, формированием навыка дешифровки модели, самостоятельного моделирования, самостоятельности, коммуникабельности, умения оперирования языковыми символами помогут ребенку в дальнейшей учебе в школе, тем самым, связывая нить преемственности между школой и детским садом.

Внедряя метод моделирования и декодирования, обуславливает преемственность дошкольного учреждения и школы. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

(Слайд 8, 9, 10)

Игру «Шифр», возможно интегрировать в занятия по развитию связной речи и обучением грамоты дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.  

Интеграция в образовательную деятельность – логопедические пятиминутки. Вся работа делится на три этапа:

1 этап

Работа проводится индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием карточек символов.

В этом периоде решаются задачи:

  • Обучение детей составлению предложений по демонстрируемому действию и по следам демонстрируемого действия от простого к сложному.
  • Обучение детей использования схемы предложения.

2 этап

Работа проводится аналогично первому этапу.

Задачи этого этапа:

  • Учить составлять простые предложения с подключением схемы предложения для детей среднего возраста.  
  • Учить составлять распространённые однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом с подключением схемы предложения для детей старшего возраста.

3 этап

Выполняется подобный алгоритм действий: индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием карточек символов.

Задачи этого этапа:

  • Закрепление умения самостоятельно составлять различных типов сложных предложений с союзами с подключением графической схемы предложения для детей среднего возраста.
  • Закрепление умения самостоятельно составлять различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами с подключением графической схемы предложения для детей старшего возраста.

(Слайд 11)

В качестве моделей использовались:

  • геометрические фигура;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, символические контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки – символы.

Раздаточный материал пособия позволяет собирать предложения (Шифр) из отдельных кодов. Каждый код - одно слово.

Подлежащее - представлено в виде изображения реальных объектов, сформированных по лексическим темам. Также эти же изображения применяются в качестве дополнения и используются уже в падежной форме.

Сказуемое - представлено в виде символов абстрактного стилизованного силуэтного движения, что представляет собой глагольную форму слова.

Символично представлены дополнения и подлежащие.

Аналитическая работа над предложением представлена схемами-моделями в виде полосок, которые помогают детям наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в данном предложении.  

Предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).  

Данные схемы-модели используются не только в подготовительный период, но и на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение детьми умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Схемы дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

        Уважаемы коллеги, предлагаем вам перейти к практической части и на себе протестировать наш фразовый конструктор «Шифр».

Вам предлагается поиграть с двумя наборами карточек разных уровней сложности, рассчитанных на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предлагаю желающим поучаствовать.

Уважаемые коллеги, как только появился значок Шифр, как вы думаете, что мы сейчас будем с вами делать?

(Практическая часть)

Наши участники могут пройти на свои места.

В качестве подведения итогов хотелось бы отметить то, что мы слаженно работаем в тандеме, впереди много планов и идей по поиску путей совершенствования речи наших воспитанников.

Благодарим всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для формирования навыков языкового анализа

1. "Рыбка"- на самых начальных этапах обучения заменяет "звуковую" линейку, на ней удобней отрабатывать понятия:начало (голова)- середина (туловище)- конец (хвост) слова. Также на "рыбке" можно провод...

цифровое методическое пособие по формированию навыков звукового анализа "Улица звуков"

 Цифровое методическое пособие «Улица звуков» направлено на формирование навыков звукового анализа  у детей дошкольного возраста. Данная технология соответствует современным требовани...

Игровое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дощкольного возраста.

В презентации описываестя опыт работы педагога с детьми в средней группе дошкольного возраста,по формированию элементарных математических представлений....

Презентация игровых пособий по формированию лексико-грамматических категорий

Игровые пособия по формированию лексико-грамматических категорий...

Дидактическое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза "Волшебные крышечки"

Дидактическое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза "Волшебные крышечки"...

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...