Презентация игрового пособия по формированию структурно семантического анализа предложения у детей с ОВЗ «Шифр»
материал
Презентация игрового пособия по формированию структурно семантического анализа предложения у детей с ОВЗ «Шифр» |
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Центр развития ребенка – детский сад №3 «Петушок»
городского округа Стрежевой
636782, Томская область, г. Стрежевой, 3 мкр., д.326, E-mail: petush@strj.tomsk.su,
тел/факс (382-59) 5-44-60, те л. (382-59) 5-44-59, ИНН\КПП 7022010100\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1
Презентация игрового пособия по формированию структурно семантического анализа предложения у детей с ОВЗ «Шифр»
Автор: Политыко Мария Олеговна
Воспитатель
г. Стрежевой
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я, Сушенцова Ирина Николаевна, учитель-логопед, Структурного подразделения «Петушок» хочу сегодня вам продемонстрировать результат своей наставнической работы с начинающим педагогом Политыко Марией Олеговной.
Это игровое пособие по формированию структурно-семантического анализа предложения у детей с ОВЗ.
Данная методическая разработка - это результат совместной деятельности меня в качестве наставника и моей наставляемой - …разрешите вам ее представить: Политико М.О.
Здравствуйте, я Мария Олеговна, воспитатель компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Считаю, что мне очень повезло с наставником, ведь если работать в тесном сотрудничестве, то можно добиться высоких результатов. Несмотря на то, что данная разработка-это первая наша совместная работа, у нас уже есть повод ею гордиться.
Данную разработку мы представили на конкурс «Дидактических пособий, созданных молодыми педагогами совместно с наставниками МДОУ «Детский сад Стрежевой» и заняли первое место.
На экране представлена схема нашего взаимодействия с целью создания данного методического продукта.
Этапы работы над созданием методической разработки | Ответственный |
Определение образовательных задач и разработка игр (методическое описание) | Наставник |
Составление плана мероприятий | наставник, начинающий педагог |
Подготовка раздаточного материала: Тематические картинки раздаточный материал для игры | начинающий педагог |
Систематизация игр и оформление пособия | наставник, начинающий педагог |
Слайд 1. Дидактическое пособие «Шифр» - это набор картинно-графических схем и комплекс игр для системного использования, собранный в наглядно-картинный материал
Игры разработаны по лексическим темам, в которых предлагается набор картинно-графических схем, имеющих разработанную систему знаков и символов, обозначающих каждую часть простого распространенного предложения.
Игры разработаны для детей среднего и старшего дошкольного возраста от 4-7 лет с ОВЗ.
Пособие могут использовать учителя-логопеды, психологи, воспитатели ДОУ, а также родители.
Использование на занятиях, в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – это ключ к успеху в обучении детей абстрактным понятиям.
Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики — принципу обходного пути. Знакомство с графическим представлением информации, формированием навыка дешифровки модели, самостоятельного моделирования, самостоятельности, коммуникабельности, умения оперирования языковыми символами помогут ребенку в дальнейшей учебе в школе, тем самым, связывая нить преемственности между школой и детским садом.
Внедряя метод моделирования и декодирования, обуславливает преемственность дошкольного учреждения и школы. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
(Слайд 8, 9, 10)
Игру «Шифр», возможно интегрировать в занятия по развитию связной речи и обучением грамоты дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Интеграция в образовательную деятельность – логопедические пятиминутки. Вся работа делится на три этапа:
1 этап
Работа проводится индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием карточек символов.
В этом периоде решаются задачи:
- Обучение детей составлению предложений по демонстрируемому действию и по следам демонстрируемого действия от простого к сложному.
- Обучение детей использования схемы предложения.
2 этап
Работа проводится аналогично первому этапу.
Задачи этого этапа:
- Учить составлять простые предложения с подключением схемы предложения для детей среднего возраста.
- Учить составлять распространённые однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом с подключением схемы предложения для детей старшего возраста.
3 этап
Выполняется подобный алгоритм действий: индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием карточек символов.
Задачи этого этапа:
- Закрепление умения самостоятельно составлять различных типов сложных предложений с союзами с подключением графической схемы предложения для детей среднего возраста.
- Закрепление умения самостоятельно составлять различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами с подключением графической схемы предложения для детей старшего возраста.
(Слайд 11)
В качестве моделей использовались:
- геометрические фигура;
- символические изображения предметов (условные обозначения, символические контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
- опорные схемы;
- карточки – символы.
Раздаточный материал пособия позволяет собирать предложения (Шифр) из отдельных кодов. Каждый код - одно слово.
Подлежащее - представлено в виде изображения реальных объектов, сформированных по лексическим темам. Также эти же изображения применяются в качестве дополнения и используются уже в падежной форме.
Сказуемое - представлено в виде символов абстрактного стилизованного силуэтного движения, что представляет собой глагольную форму слова.
Символично представлены дополнения и подлежащие.
Аналитическая работа над предложением представлена схемами-моделями в виде полосок, которые помогают детям наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в данном предложении.
Предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).
Данные схемы-модели используются не только в подготовительный период, но и на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение детьми умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Схемы дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.
Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
Уважаемы коллеги, предлагаем вам перейти к практической части и на себе протестировать наш фразовый конструктор «Шифр».
Вам предлагается поиграть с двумя наборами карточек разных уровней сложности, рассчитанных на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предлагаю желающим поучаствовать.
Уважаемые коллеги, как только появился значок Шифр, как вы думаете, что мы сейчас будем с вами делать?
(Практическая часть)
Наши участники могут пройти на свои места.
В качестве подведения итогов хотелось бы отметить то, что мы слаженно работаем в тандеме, впереди много планов и идей по поиску путей совершенствования речи наших воспитанников.
Благодарим всех за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие для формирования навыков языкового анализа
1. "Рыбка"- на самых начальных этапах обучения заменяет "звуковую" линейку, на ней удобней отрабатывать понятия:начало (голова)- середина (туловище)- конец (хвост) слова. Также на "рыбке" можно провод...
цифровое методическое пособие по формированию навыков звукового анализа "Улица звуков"
Цифровое методическое пособие «Улица звуков» направлено на формирование навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста. Данная технология соответствует современным требовани...
Игровое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дощкольного возраста.
В презентации описываестя опыт работы педагога с детьми в средней группе дошкольного возраста,по формированию элементарных математических представлений....
Дидактические игры и пособия для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР
Игры и пособия...
Презентация игровых пособий по формированию лексико-грамматических категорий
Игровые пособия по формированию лексико-грамматических категорий...
Дидактическое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза "Волшебные крышечки"
Дидактическое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза "Волшебные крышечки"...
Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста
Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...