Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста плюс картотека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических игр.
Нейрогимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.
Нейропсихологические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.
Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.
Регулярное выполнение нейропсихологических игр приносит ребенку пользу:
- улучшает функции долгосрочной памяти;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- повышает физическую и умственную работоспособность;
-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.
Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.
Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.
Задачи:
-способствовать развитию речи, памяти и внимания;
- стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;
- повышать физическую и умственную работоспособность.
В своей работе мы используем нейропсихологические игры, в индивидуальной и в групповой работе с детьми старшей группы. Начинаем знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. На втором этапе идёт усложнение дети выполняют движения проговаривая скороговорки, чистоговорки.
Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Автоматизируем звуки изолировано, выкладываем букву по контуру, проходя по звуковым дорожкам, автоматизируем звуки в слогах с одновременным показом поз руками. Согласовываем числительные с существительными, автоматизируем в словах и чистоговорках. Все речевые задания проводятся с выполнением заданной позы руками.
1."Кулак – ребро – ладонь"
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
2."Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
3.«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
4. «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
5.«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
6.«Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.
7.«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».
8. Упражнение " Двойной рисунок "- направлен для осознавания движения и ориентации тела в пространстве, активизирует мозг для координации "руки - глаза", в разных зрительных полях.
Это одновременное рисование обеими руками сразу, развивает межполушарное взаимодействие.
9. Игра с передачей мяча.
Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук «м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное по значению).
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейропсихологических упражнений позволило добиться положительных результатов:
- Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.
– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.
– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
Таким образом использование нейропсихологических игр педагогами дают возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.
Литература:
Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
Картотека нейропсихологических игр и упражнений
Для детей 5-7 лет
Игра «Веселые мячики»
Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение
работать с группой, снятие напряжения.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По
команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за
спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо-влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом.
Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.
Игра « Hос — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,
затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,
увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, что называет взрослый, игнорируя
его показывание.
Игра «Волшебные обводилки»
Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и
тонко моторного взаимодействия.
Инструкция: Обведи рисунок сначала только правой рукой, потом только левой. Затем обведи рисунок двумя руками одновременно.
Игра «Класс – заяц»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.
Материал: не требуется.
Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой –
«зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать
скорость.
Игра «Колено – локоть»
Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-
обусловленный уровень мышления.
Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть
левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги,
затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Игра «Грибы да ягоды»
Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: - ладонь одной руки лежит на
кулаке другой.
Дождь грибочек поливал, - пальцы ласково глядят по щекам.
И грибочек подрастал - руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая
круг, называем грибы.
Ягодка росла в лесу, я домой ее несу - кулак одной руки лежит на ладони
другой (меняем).
Солнце ягодку согрело - пальцы ласково гладят по щекам.
Наша ягодка поспела - делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с
большим, одновременно на двух руках, называем ягоды.
Упражнение «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с
большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Замок».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем,
который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних
пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Упражнение «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.
Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Упражнение «Симметричные рисунки».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др.
«Серия упражнений на развитие межполушарного взаимодействия»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия; снятие синкинезий
мышечных зажимов; улучшение возможности приема и переработки информации(движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого мозга, активизируют вестибулярный аппарат).
«Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).
«Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.
«Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом
кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку
меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз.
«Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. На поляне большой Стоит печка с трубой.
«Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони.
Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий,
восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях)
Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком
гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Игра «Поймай ладошки»
Возраст от 3 лет
Задачи:
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры:
Ребенок и педагог располагаются лицом друг к другу. Педагог меняет положение рук, а задача ребенка хлопнуть по ладошкам педагога, поймать ладошки.
Например 1положение ладошки обращены к ребенку.
2 положение ладошки обращены вверх
3 положение – вниз
4 положение – левая вниз, правая вверх
5 положение -меняем руки.
6 положение – ладошки повернуты в разные стороны
7 положение -ладошки обращены внутрь
Меняем положения в разном порядке, увеличиваем темп.
Игра «Мемори тренажер»
Возраст от 3 лет
Задачи:
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и межполушарных связей.
-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование:2 набора (можно изготовить из цветного флиса, фетра картона ). В центре белый лист размером А4, по периметру белого листа располагаются цветные листы размером А5 семи цветов.
Ход игры:
Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен коврик.
Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. (усложняем задачу, увеличивая количество действий) Можно проговаривать названия цвета.
Игра «Классики для пальчиков»
Возраст от 5 лет
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки
Ход игры:
Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.
Игра «Падишах»
Возраст от 5 лет
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка
межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую. На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая) ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
Игра « Нейроритмические ряды»
Возраст от 5 лет
-Развитие концентрации внимания, переключения.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Оборудование: набор фигур для создания ритмического рисунка.
Ход игры: На столе разложены карточки с кругами в ритмическом порядке
(например, 2-3-2-3-2-3-2-3)
1 Отстукиваем ритм ладошкой об стол.
2 На 2-хлопоки в ладоши, на 3-хлопки об стол
3 На 2-хлопки об колени, на 3- хлопки об стол
4 На 2 щелчки пальчиками, на 3- хлопки об стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....
"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. Развитие речи у ребенка подчи...
«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста....
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. Развитие речи у ребенка подчинено определенны...
Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...
Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает...