Опыт работы по теме "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Пискун Ирина Вячеславовна

Опыт работы по теме "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщенный опыт работы по теме « Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» Воспитатель Пискун Ирина Вячеславовна МБОУ «ЦО №8 имени Л. П. Тихмянова »

Слайд 2

Актуальность: обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Слайд 3

Теоретическое обоснование опыта: При разработке системы развивающих дидактических игр познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А.П.Усовой , П.А. Венгера , А.К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. А.В.Запорожец , А.П.Усова , Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др. особо подчеркивают ее развивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований ( Л.А.Венгер , О.М.Дьяченко , А.П.Усова ) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза ). Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность ». Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.

Слайд 4

Цель опыта: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников .

Слайд 5

Задачи опыта : 1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием; 2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы; 3. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации); 4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы; 5. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координации; Развить познавательный интерес, интеллектуальное развитие ребенка; 6. Помочь в овладении детьми математической терминологией;

Слайд 6

Этапы накопления и систематизации опыта: 1 этап - подготовительный (июль август); 2 этап - основной (сентябрь - май); 3 этап - аналитический (май).

Слайд 7

Технология реализации опыта Диагностический инструментарий Исследование проводилось с целью выявления уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям был предложен тест, в состав которого входили дидактические игры : 1.Методы исследования количественных представлений Зажги звёзды. Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки (до пяти ). 1. "Зажечь " (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке. 2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым . Помоги Буратино. Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас .

Слайд 8

Технология реализации опыта Диагностический инструментарий 2 . Величина Разложи карандаши. На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания. Разложи коврики. Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине 3. Методы исследования представлений о геометрических фигурах. Мозаика. Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки. Почини коврик. Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и "починить" (наложить) её на дырку.

Слайд 9

4. Методы исследования пространственных представлений. Узор. Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз). Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм. Описать узор от себя. Найди различия. Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов. Найти различия.

Слайд 10

Технология реализации опыта Дидактические игры Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп: Игры с цифрами и числами; Игры путешествие во времени; Игры на ориентировки в пространстве; Игры с геометрическими фигурами; Игры на логическое мышление.

Слайд 11

Результативность опыта Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля: - анализ деятельности детей во время образовательной деятельности; - анализ деятельности детей в процессе -дидактических игр; - анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Слайд 12

Результативность опыта Подготовительная группа (6-7 лет) На 03.09.22г . было выявлено: 6 5 % детей владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц . 5 3% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ. 68% - знают геометрические фигуры и их признаки. 55% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». 50% детей умеют определять положение предмета в пространстве. 52% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между чего-то и т.д. 68% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). 65% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник. 55% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток. 53% детей, употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще. 60% детей умеют ориентироваться на листе бумаги. 50% детей сформированы пространственно-временные представления. 55% умеют решать простые задачи, при их решении осознанно выбирают арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал.

Слайд 13

Результативность опыта Подготовительная группа (6-7 лет) На 15.05.23г . было выявлено: 85% детей владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц. 83 % детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ. 90% - знают геометрические фигуры и их признаки. 95 % детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». 79% детей умеют определять положение предмета в пространстве. 80 % могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между чего-то и т.д. 88% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). 95% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник. У 75% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток. 73% детей, употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще. 79% детей умеют ориентироваться на листе бумаги. 66 % детей сформированы пространственно-временные представления. 70 % умеют решать простые задачи, при их решении осознанно выбирают арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал.

Слайд 14

Самооценка обобщенного опыта работы: Теоретическая обоснованность опыта: Актуальность (необходимость внедрения опыта ): обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Новизна (оригинальность инновационных подходов): заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.

Слайд 15

Самооценка обобщенного опыта работы: Практическая значимость : состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками. Технологичность : Диагностический инструментарий соответствует теме опыта ; На подготовительном этапе (июль - август) разрабатывается системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей 5-6 летнего и 6-7 летнего возраста с использованием дидактических игр. Основной этап (сентябрь - май) предполагает проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года. На заключительном этапе (май) анализируются результаты проведенной работы, проводились обобщения, математическая обработка полученных результатов, планируется ее усовершенствование и продолжение в подготовительной группе (для детей 5-6 лет ). Результаты опыта фиксированы в диагностических таблицах.

Слайд 16

Самооценка обобщенного опыта работы: Востребованность : Педагогический опыт был представлен на заседании педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №8 имени Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова » (протокол заседания педагогического совета от 26.05.2022 г. Рецензия на опыт заместителя директора (руководителя учебного корпуса) Е. А. Крюковой Опыт распространён на уровне МБОУ ЦО № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учение детей элементарным математическим представлениям через дидактическую игру

      Для обучения через игру созданы и создаются разнообразные дидактические игры и пособия, позволяющие детям играя осваивать знания о предметах способах действий с ними, позна...

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, р...

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое м...