Конспект занятия по ознакомлению с миром природы с элементами развития речи в старшей группе «Почему образуются лужи?»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы с элементами развития речи в старшей группе «Почему образуются лужи?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_3.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Методическая разработка
Разработал: Воспитатель, без категории
Колегова Дарина Васильевна.
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы с элементами развития речи в старшей группе «Почему образуются лужи?»
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами развития речи. (Старшая группа)
Вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая)
Задачи:
Образовательные задачи
- Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе.
- Активизировать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ.
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного, словесного, музыкального искусства, мира природы;
- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.
- Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.
Воспитательные задачи:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- Формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
- Формирование интереса к удовлетворению потребности детей в самовыражении.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.
Предварительная работа:
- слушание музыки «Весна» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
- наблюдения за осенними явлениями природы на прогулке, экскурсии;
- беседа об осени, о том, как дикие животные встречают осень;
- использование дидактических игр «Какое время года?», «Бывает – не бывает», «Угадай-ка», сюжетно-дидактических игр «Собираемся на прогулку», «Путешествие в весенний лес»;
- рассматривание репродукций картин по теме;
- знакомство с литературными произведениями;
- разучивание пословиц, песен, загадок, закличек, стихотворений об осени, осенних явлениях.
Оборудование:
- Видеоматериал.
- телевизор.
- макет ландшафта из фольги.
- губки.
- емкость с водой.
- прозрачные стаканы с землей.
- заготовки емкостей из пластиковых бутылок с песком, черноземом и глиной.
- мерные стаканы.
- Стаканчики с жидким мылом, водой, сахаром и глицерином.
- мяч.
- Конверт с письмом
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Дождь по улице идет, (На цыпочках руки тянем вверх, идем по кругу)
Мокрая дорога, (Ходьба)
Много капель на стекле, (Бег по кругу)
А тепла немного.
Как осенние грибы, (Приседание)
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе, (Потрясти кистями)
Наступила осень! (Покружится)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.
(Слайд №2, 3 -звучит осенний дождь…)
А каком времени года идет речь? (дети: осень)
Правильно, это осень (Слайд №4, 5) – замечательное, разноцветное, немного грустное, но и прекрасное время года, когда природа засыпает и готовится к долгому сну. Недаром называют осень «закатом года».
Правильно, ребята! Наступила осень.
Кто хочет рассказать, какие изменения произошли в природе и жизни человека с наступлением осени. (Слайд №6)
Осенью солнце светит и греет уже меньше. (Слайд №7)
Поэтому дни становятся короче, а ночи длиннее. (Слайд №8)
Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. (Слайд №9)
Осенью по небу плывут тучи. (Слайд №10)
Осенью часто идут холодные дожди. (Слайд №11)
Осенью птицы улетают в тёплые края, потому что нет насекомых. (Слайд №12)
Осенью некоторые звери впадают в спячку. (Слайд №13)
Осенью собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов. (Слайд №14)
Осенью люди делают заготовки на зиму. (Слайд №15)
Осенью люди надевают осеннюю одежду и обувают осеннюю обувь.
(Слайд №16)
Какие приметы осени вы знаете?
Приметы осени для детей
Приметой называют отличительный признак какого-либо процесса или явления. Многовековые народные наблюдения позволили выделить следующие осенние приметы:
- Белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме;
- Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;
- Кошка прячет мордочку – на холод;
- Листья на деревьях стоят желтые, но долго не опадают – долго не будет мороза;
- Паутина стелется по растениям – к теплой погоде;
- Если поздней осенью появились комары – зима будет теплой;
- Чем больше муравейники, тем холоднее будет зима;
- Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
- Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
- Октябрьский гром — к белоснежной зиме.
Вы так много знаете об осени, мы все ее ждем с нетерпением, а что осенью бывает хорошего или плохого:
Дидактическое упражнение «Хорошо — плохо»
Игра "Осень — хорошо, осень — плохо". (Слайд №17)
Ребята, а как вы думаете осень — это хорошо? (Да) (Слайд №18)
Осенью можно собирать пожелтевшие листья и плести из них замечательные венки. (Слайд №19)
Осенью бывает листопад. (Слайд №20)
Осенью созревают вкуснейшие овощи и фрукты. (Слайд №21)
Осенью собирают ягоды и грибы. (Слайд №22)
Осенью можно любоваться красотою осенних листьев. (Слайд №23)
Осенью собирают замечательные букеты из разноцветных листьев.
(Слайд №24)
Ребята, а осень может быть плохой? (Да) (Слайд №25)
Осенью мы часто болеем. (Слайд №26)
Осенью часто дует холодный ветер. (Слайд №27)
Осенью часто идут холодные дожди с ветром. (Слайд №28)
Во время дождя лучше не гулять по улицам. (Слайд №29)
Осенью птицы улетают в тёплые края и не будут нас радовать звонкими песнями до весны. (Слайд №30)
Листья опадают с деревьев и кустарников, и они становятся голыми и унылыми. (Слайд №31)
Воспитатель: Ребята, вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить, если угадаете загадку:
В ней купаться невозможно,
Перепрыгнуть очень сложно.
Нет для белых туфель хуже
Оказаться в грязной… (дети- Луже) (Слайд №32)
Воспитатель: Ребята, вы задавали себе вопрос, как же получаются лужи? Давайте разбираться! Гуляя по улицам, все дети не могут пройти мимо луж. Где лужи обычно образуются? Где их больше — в ямках или на возвышенностях? На земле, площадке с покрытием, в песочнице или на асфальте? На рыхлой земле или на утоптанных дорожках?
А чтобы это узнать мы должны с вами превратится в маленьких исследователей, и пойти в лабораторию. Но мы должны с вами подготовиться:
- Оденем с вами фартуки, чтобы не намокнуть.
- Вспомним правила поведения в лаборатории:
- внимательно слушать воспитателя
- ничего не брать без разрешения
- быть аккуратными, не мешать друг другу.
Теперь все готовы. Тогда отправляемся.
Физкультминутка: «Очень дружно мы живем»
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу)
Опыт №1. (Слайд №33) Проверяем, как зависит образование луж от рельефа местности.
Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого просим детей полить все это водой, как поливает землю тучка во время дождя (мочить губку в воде и выжимать ее на макет, имитируя «тучку»). Пусть дети посмотрят, куда течет вода, и где она в конце концов скапливается.
Побуждаем детей сделать вывод — вода стекает с вершин в ямки. Значит, лужи — это вода, стекшая вниз, в углубления на местности.
Воспитатель: Но на фольге, ребята, проверять просто — она не впитывает воду. Что-то похожее происходит, когда вода течет на асфальт — на нем лужи образуются быстрее, чем на земле. А земля воду впитывает. Давайте посмотрим, как это происходит.
Опыт №2. Водопроницаемость почвы. (Слайд №34)
Возьмем стакан с сухой землей. Пусть дети нальют в него немножечко воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
А теперь пусть дети добавляют и добавляют воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Дети делают вывод — лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Воспитатель: Но почему же тогда не во всех ямах стоят лужи? Почему в одних местах вода сразу впитывается в землю, а в других стоит днями и неделями? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем еще один опыт.
Переходим к столику для опыта № 3:
Речь с движением «Лужи». (Слайд №35)
Шлёп-шлёп-шлёп, ритмичные хлопки по коленям
Иду по лужам. ходьба мелкими шажками
Хлюп-хлюп-хлюп, хлопки по коленям
Вода в ботинках. ходьба мелкими шажками
Кап-кап-кап, руки вверх, ритмично опускать ладошки
Мне зонтик нужен. округлые ладони над головой – «зонт»
Оп-оп-оп -
Вода по спинке скрестить руки на груди, ритмично похлопывать по плечам
Буль-буль-буль — пружинка
Упала шапка. наклон головы вперёд
Ой-ой-ой -
Кругом вода! кружатся вокруг себя
Опыт №3. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы. (Слайд №36)
(Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть (там, где горлышко), чтобы получилось что-то типа прозрачной воронки. Возьмем три емкости — с песком, с хорошей рыхлой землей, и с землей с большим содержанием глины. Если есть обычная глина, то можно взять и ее. Вставим в емкость с песком нашу воронку — горлышко бутылки воткнем в грунт. Теперь попросите детей вылить в нее воду. Примерно 50 грамм. Воду надо будет лить точно столько же и в другие емкости, поэтому лучше всего взять мерный стакан.)
И считайте хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Можно даже взять секундомер. Запишите результат. Теперь точно так же поступите с емкостями с другими образцами земли: погружайте воронку все время на одну и ту же глубину и наливайте одно и то же количество воды. Результаты записывайте, а потом сравните — где было быстрее (в песке), где медленнее (в глинистой земле).
Дети делают вывод — скорость впитывания воды зависит от состава земли. Если вода впитывается плохо — значит земля глинистая, и на этом месте образуется лужа.
Дети соединяют картинки с изображением песка, чернозема, глины с картинками луж разных размеров.
Мы очень хорошо потрудились. И я предлагаю вам отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Дождик». Но сначала нам нужно выбрать того, кто будет дождиком. Давайте посчитаемся.
Осень, осень золотая
Поиграй сегодня с нами
Раз, два, три, четыре, пять
Мы хотим с тобой играть.
Подвижная игра «Дождик».
Дождик: Кап-кап-кап, буду долго делать так,
Если только захочу, всех ребят я замочу.
Дети: Дождик нас пугаешь зря
Не боимся мы тебя
Капай сколько хочешь
Нас ты не намочишь.
Молодцы! Наверно нам пора возвращаться в детский сад.
Тук- тук- тук. Кто это? Пойду, проверю. Ребята, это был почтальон и принес письмо. Кто же нам его прислал. Это наша любимая подружка – Волшебная капелька. Письмо: «Есть такая примета: «Если вода в лужах пузырится, значит, будет тепло». Ребята, а не хотите ли вы сделать волшебные пузыри. В вашей лаборатории есть волшебное место. Все что вам понадобится для приготовления спрятано под большой лужой. Вперед ребята».
Опыт №4. Мыльные пузыри.
Ой, ребята и правда в нашей лаборатории есть большая лужа.
-Ребята, давайте узнаем получаться ли у нас мыльные пузыри?
Воспитатель: что же нам для этого нужно? Как здесь много интересных стаканчиков. Что же на них написано: Вода, жидкое мыло, сахар, глицерин (100мл. воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч. ложки. сахара и добавить немного глицерина).
Давайте все это перемешаем. Хорошенько перемешаем ложечками. Аккуратно. Не разлейте наш раствор. Молодцы. А теперь попробуем надуть мыльные пузыри. Возьмите, пожалуйста, палочки для надувания пузырей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.
Раз, два, три! Снова в группу заходи!
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.
III. Итог. (Слайд №37)
Предложить детям сделать вывод по схеме: Лужи образуются потому, что вода (1) стекает (2) в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте (3).
IV. Рефлексия.
Ребята, вы хорошо поэкспериментировали, а теперь предлагаю взять раскраски (по теме) и раскрасить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Мир комнатных растений» для детей старшей группы
Через приобщение к миру комнатных растений дети не только расширяют и закрепляют закрепить знания детей о комнатных растениях, об условиях, необходимых для их роста,но и формир...
Конспект занятия по ознакомление с миром природы на тему " Одуванчик" для детей в группе раннего возраста
Конспект занятия ‘’Рассматривания одуванчика.”Цель: Показать новое растение- одуванчик.Задачи:Образовательные : Учить выделять характерные особенности одуванчика называть его ч...
Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе.
Расширять и закреплять представление детей о диких животных....
Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе
Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных.Задачи:Образовательные:Закрепить названия диких животных и их детенышей.Расширять представление детей о внешнем виде...
Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе
Конспект занятия...
Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе
Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных. Задачи: Образовательные: Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширять представление детей о внешнем виде диких жив...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...