Семинар «Зона психологической разгрузки в детском саду»
консультация
Одной из задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому воспитаннику было созданы оптимальные условия.
Не все комфортно длительное время находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зону психологической разгрузки.
Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.
Назначение уголка психологической разгрузки:
• Обучение социально приемлемым способам поведения;
• Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);
• Обучение общению, решению конфликтов;
• Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;
• Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:
• Разнообразие материалов;
• Доступность;
• Безопасность;
• Актуальность;
• Креативность.
Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки
Требования к оформлению зоны психологической разгрузки:
- Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
- На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.
- Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
- Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
- При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
- Нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
- Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.
Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.
Можно выделить три основные группы.
1. Предметы для выражения негативных эмоций.
- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.
- Сенсорные игрушки. Шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.
- Настольный фонтан, водопад.
- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя.
- Музыкальные игрушки (например, шкатулка).
- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
- Коллекции морских ракушек, магнитов.
- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
2. Пособия для развития эмоциональной сферы.
- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».
- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
- «Подушка-обнимушка» позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:
Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается.
Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
Физическая деятельность. выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар «Зона психологической разгрузки в детском саду» | 27.45 КБ |
Семинар «Зона психологической разгрузки в детском саду» | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Зона психологической разгрузки в детском саду»
Одной из задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому воспитаннику было созданы оптимальные условия.
Не все комфортно длительное время находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зону психологической разгрузки.
Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.
Назначение уголка психологической разгрузки:
• Обучение социально приемлемым способам поведения;
• Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);
• Обучение общению, решению конфликтов;
• Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;
• Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:
• Разнообразие материалов;
• Доступность;
• Безопасность;
• Актуальность;
• Креативность.
Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки
Требования к оформлению зоны психологической разгрузки:
- Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
- На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.
- Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
- Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
- При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
- Нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
- Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.
Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.
Можно выделить три основные группы.
- Предметы для выражения негативных эмоций.
- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.
- Сенсорные игрушки. Шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.
- Настольный фонтан, водопад.
- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя.
- Музыкальные игрушки (например, шкатулка).
- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
- Коллекции морских ракушек, магнитов.
- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
- Пособия для развития эмоциональной сферы.
- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».
- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
- «Подушка-обнимушка» позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:
Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается.
Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
Физическая деятельность. выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зона психологической разгрузки - это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
Зона психологической разгрузки • Обучение социально приемлемым способам поведения; •Обучение детей владеть собой в различных ситуациях ( саморегуляция ); •Обучение общению, решению конфликтов; •Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе; •Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Основные принципы организации уголка психологической разгрузки: • Разнообразие материалов; • Доступность; • Безопасность; • Актуальность; • Креативность.
Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки • Р азмер • Цвет • Мягкий • РПС • Вариативность и стабильность • Возрастные особенности • ТБ • Личное пространство
Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду Предметы для выражения негативных эмоций: • Подушки для битья, подушки- поплакушки • «Стаканчик гнева» • «Коврик злости» • «Островок примирения» • Зеркало • Кружка « Кричалка » Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию: • Сенсорные игрушки • Музыкальные игрушки • Игрушечный телефон • Массажёры • Коллекции • Клубочки • Материалы для изодеятельности
Пособия для развития эмоциональной сферы: • Дидактические игры • Маски, волшебные предметы • Пособие — «Цветок эмоций» • «Книга доброты » • «Подушка- обнимушка » Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки: • Игры-манипуляции с предметами • Дидактические игры • Речевые игры с использованием предметов • Изобразительная деятельность • Физическая деятельность
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с элементами семинара-практикума на тему "Роль детского сада в сохранении психологического здоровья детей"
Круглый стол с элементами семинара-практикума...
«ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЗОНАМ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ ДЕТСКОГО САДА»
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ ПО ТЕМЕ: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЗОНАМ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ ДЕТСКОГО САДА»...
Семинар - практикум/ «Создание обстановки психологического комфорта в детском саду»
Выступление «Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды»Воспитатель I категории Клочкова Т.Л.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенно...
Зона психологической разгрузки в группе детского сада
Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на ос...
Рекомендация для педагогов : "Зона психологической разгрузкицентр уединения и релаксации"
Детский сад - первый социальный институт ребенка. Здесь он постоянно находиться в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного д...
Зона психологической разгрузки в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье рассказывается о важности зоны психологической разгрузки...
Методическая разработка «Как оформить уголок психологической разгрузки в детском саду»
Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях....