Приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
картотека
Картотека дидактических игр
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_narodnym_promyslam_rosiii_dekorativnaya_rospis.docx | 200.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности.
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Цель: Развитие интереса детей к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать.
Задачи: Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям посредством использования дидактических игр.
Уметь различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель, Жостово).
Формировать внимание, память, логическое мышление у дошкольников.
Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.
Воспитывать любовь к декоративно-прикладному творчеству.
Дошкольники знакомятся с декоративно-прикладным искусством еще с самого раннего детства: народные игрушки включают в себя элементы росписи (ягоды, листья, цветы), что понятно и доступно детям. Этот вид искусства приобщает детей к обычаям и традициям своего народа, обогащает представления об окружающем мире.
Дидактические игры помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом.
Дидактическая игра Пазлы «Мотивы народных промыслов России».
Цель: закрепить представление о народных промыслах России.
Задачи: развивать внимание, память, мышление. Развивать декоративное творчество у детей. Активизировать словарный запас ребенка. Развивать наблюдательность.
Материал: изображение росписи, декоративные элементы, которые разделены по принципу пазл.
Дидактическая игра Домино «Элементы городецкой росписи»
Задачи: Закрепить знания детей о характерных особенностях и элементах городецкой росписи: цветовая гамма, конь, птица, купава, бутон, ромашка, розан и листочки.
Развивать познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, рассуждать, быть внимательным
Правила игры в домино «Элементы городецкой росписи» позволяют играть вдвоем, но еще больший интерес и веселье возникает, когда в игре участвуют четыре игрока.
В игре ходят костяшками (фишками).
Всего в наборе 28 костей, из них 7 – дубли, а 21 – смежные кости. Если игроков двое, то получают по 7 костяшек, а когда играют четверо – по 5.
Оставшиеся костяшки лежат в «банке» изображениями вниз. Из «банка» участник берет фишку, если нет нужной фишки для хода.
Игрок ходит первым, если есть костяшка – «дубль», с парным изображением. Например, бутон – бутон, конь – конь.
Следующий участник подставляет фишку так, чтобы картинка совпала с одной из картинок на костяшке игрока. Например, бутон-розан. Другой шаг – костяшка с изображением либо бутона, либо розана.
Если у участника нет нужного варианта – нужно обратиться в банк. Однако вытаскивать фишки надо до тех пор, пока не появится нужная. Если такой фишки уже нет – пропустить ход. Это и есть знаменитая «рыба» - нет нужной костяшки для хода при наличии их на руках.
Победитель – игрок, который быстрее оказался без фишек.
Дидактическая игра «Запомни народные промыслы».
Цель: приобщение дошкольников к видам народных промыслов, формирование внимания и памяти.
Ход игры. Необходимо 12 пар одинаковых карточек, которые перед началом игры ведущий перемешивает и выкладывает «рубашкой» вверх. Дети по очереди открывают по 2 карточки. Если обе карточки совпадают, то ребенок забирает их себе. Если одна из карточек не совпадает, то ребенок кладет обе карточки на прежнее место «рубашкой» вверх и право хода переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, у кого в результате игры будет больше всех карточек.
Дидактическая игра «Художественный салон».
Цель: учить, устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».
Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.
Дидактическая игра «Где расположен предмет с городецкой (дымковской, хохломской, гжельской, жостовской) росписью?»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (городецкая, дымковская, хохломская, гжельская, жостово), формирование внимания и логического мышления.
Ход игры: Назвать, где расположен предмет с названной росписью (городецкая, дымковская, хохломская, гжельская, жостово). Вариант: закрыть предмет с этой росписью фишкой. Выигрывает тот, у которого все картинки закрыты фишками.
Дидактическая игра «Сосчитай предметы»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам; согласование существительных и прилагательных с числительными; формирование восприятия, внимания и долговременной памяти.
Ход игры. Игрок получает карточку с изображенными предметами, считает их и называет вид росписи. Например, у меня три хохломские ложки и т.д.; за правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок, у кого в конце игры больше всех фишек.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения находить предметы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями.
Ход игры. Игроки внимательно рассматривают свои предметы, изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.
Дидактическая игра «Лото – народные промыслы»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, хохломская); формирование внимания, быстроты реакции.
Материал. Набор карточек (большие и маленькие) с изображением различных предметов с разными росписями (гжель, хохлома, городец) в произвольном порядке.
Ход игры. Раздаются по одной карте, на которой изображены различные предметы с росписями. Ведущий использует маленькие карточки с предметами с различными росписями. Побеждает тот игрок, кто первый заполнит свою карточку.
Дидактическая игра «Назови, что изменилось»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская) и развитие наблюдательности, долговременной памяти и быстроты реакции, умение объяснять изменения на рисунке.
Материал. Предметы разных промыслов.
Игровые правила. Ребенок , который первым заметил что изменилось на картинке, поднимает руку и поясняет свой ответ. За правильный ответ он получает фишку.
Ход игры. На рисунке 5 различных предметов с росписями. Ведущий показывает вторую картинку, где нет какого-либо предмета. Задача играющих догадаться, какого предмета нет на картинке и пояснить ответ.
Вариант. Предметы можно менять местами.
Дидактическая игра «Городецкие мастера»
Цель: закрепить знаний детей о городецкой росписи, активизировать в речи детей названия элементов росписи (бутоны, розаны, купавки и т.д.), способствовать запоминанию порядка выполнения узора, развивать творчество, композиционные умения, чувство ритма при составлении узора.
В комплект игры входит: иллюстрации изделий городецкой росписи, трафареты городецких изделий из бумаги (доски, блюда, сундучки, туески, ложки и т.д.), бумажные элементы городецкой росписи (цветы, листочки, птицы) красного, зеленого, черного, белого цветов.
Количество участников: от одного до пяти человек.
Дидактическая игра «Расскажи про узор».
Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с образцами изделий. Просит детей назвать элементы росписи.
Дидактическая игра «Составь элемент».
Педагог предлагает детям, используя части элементов, выложить на трафарете один из элементов росписи (бутон, розан, птица). Предлагает детям назвать составленный элемент.
Дидактическая игра «Составь узор».
Педагог предлагает детям составить на трафарете композицию по предложенному образцу.
Дидактическая игра «Придумай узор».
Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи.
Дидактическая игра «Составь узор по описанию».
Игра проводится в парах: педагог совместно с ребенком или два ребенка друг с другом. Одновременно могут играть две - три пары. Один игрок назначается сочинителем, другой игрок назначается художником. Сочинитель называет элемент и говорит, где он будет располагаться, художник выкладывает элемент на трафарете. Задача сочинителя точно называть элементы, не вмешиваться в процесс выкладывания элементов, задача художника как можно точнее выполнять указания художника. После выполнения работы игроки могут поменяться ролями.
Дидактическая игра «Расскажи пор свой узор».
Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи. После составления узора педагог предлагает рассказать о своей композиции.
Дидактическая игра «Укрась любой предмет в группе».
Дети по желанию выбирать предмет мебели, имеющий плоскую поверхность. На поверхности создают свой городецкий узор. После создания узора педагог может пригласить детей, не участвовавших в игре, полюбоваться узорами. Также педагог может сфотографировать созданный детьми узор. Из фотографий можно составить электронную коллекцию узоров, продемонстрировать родителям.
Вариант 1. Играет один ребенок. Украшает любой выбранный предмет мебели.
Вариант 2. Играют несколько детей. Совместно украшают один предмет мебели.
Вариант 3. Игра – соревнования. Дети одновременно украшают одинаковые предметы мебели (например, столы, или детские стульчики, скамеечки, полки). Выигрывает тот, кто рационально использует максимальное количество элементов.
Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.
Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.
Дидактическая игра «Составь узор»
Задачи: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.
Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.
Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.
Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»
Задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.
Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.
Дидактическая игра «Городецкие узоры»
Задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты).
Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
Дидактическая игра «Распиши платок»
Задачи: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.
Материал: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), растительные и цветочные элементы.
Игровые правила: детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.
Дидактическая игра «Художественные часы»
Задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.
Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.
Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»
Задачи: закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи. Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.
Материал: элементы гжельской розы из бумаги (картона).
Игровые правила: дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.
Дидактическая игра «Найди домик матрешки»
Задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
Дидактическая игра «Укрась поднос»
Задачи: закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету.
Игровое правило: брать по одному элементу.
Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.
Дидактическая игра «Тайна волшебных колпачков»
Задачи: Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен. Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Игровое действие: Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну»), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.
Дидактическая игра «Угадай игрушку»
Задачи: Закрепить знания детей о трех видах игрушки. Учить группировать, обобщать, анализировать. Развивать мышление, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Игровые правила. Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек. Предложить разложить картинки на три группы по видам.
Дидактическая игра Лото «Подбери узор к игрушке»
Задачи: Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов. Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.
Игровые правила. Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.
Дидактическая игра «Как мы знаем народные промыслы»
Цель: Игра носит контрольный характер. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Игровые правила. Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту»
Задачи: Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской). Учить узнавать игрушки по силуэту. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.
Игровые правила. Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.
Дидактическая игра «Найди вторую половину»
Цель: Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме. Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.
Игровые правила. Учить правильно, составлять узор. Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.
Дидактическая игра «Собери сервиз из Гжели»
Цель: Закрепить знания детей о гжельской росписи. Уметь составлять целое изображение из частей. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Игровые правила. Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.
Дидактическая игра «Волшебные стрелочки»
Цель: Игра носит контрольный характер. Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Игровые правила. Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.
Дидактическая игра «Найди названный предмет»
Задачи: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.
Игровые действия: отгадывание.
Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.
Дидактическая игра «Музей народных игрушек»
Задачи: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»
Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....
Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...
Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...
Программа по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «Рукотворный мир» ,для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа состоит из пяти разделов......
Анкетирование педагогов и методиста по приобщению старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству
Этот материал будет полезен в работе старшего воспитателя в методическом сопровождении педагогов по приобщению старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству....
Дидактические игры как средство развития творческих способностей и приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в иску...
Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно - прикладному искусству
Данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и родителям старших дошкольников...