Рекомендации родителям детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация
Что такое тяжелые нарушения речи. На что влияют. Рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.docx | 11.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям детей с тяжелыми нарушениями речи
Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.
Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями. В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной. В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, приторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей. Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена, они неохотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи. Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена. Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. сследователи считают, что задержка одного компонента мышления, приводит к задержке развития другого. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации. Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Расширяйте представления ребенка об окружающих предметах и явлениях. Разговаривая с ним на повседневные темы, которые близки и понятны ребенку, родители тем самым не только расширяют его кругозор, но и способствуют овладению правильной речи.
- Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Развивая мелкую моторику, затрагиваются соответствующие отделы мозга и активизируются прилегающие области, отвечающие за речь.
- Старайтесь говорить четко и слегка утрированно, чтобы ребенок мог видеть органы артикуляции.
- Важен эмоциональный контакт с ребенком, эмоционально выразительная беседа, интонационное чтение сказок, потешек. Эмоционально окрашенная речь воспринимается легче, поэтому новые слова быстрее запоминаются.
- Важно, чтобы ребенок чувствовал потребность использовать речь как основной способ общения с родственниками и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно стимулировать его заговорить или попросить его произнести слово, повторив название предмета в эмоционально значимой ситуации.
- Не заменяйте слова с неправильным значением (перчатки - это "варежки"), называйте вещи своими именами. Например, используйте не БИ-БИ, пишущую машинку, а четкое определение вида транспорта: автобус, легковой автомобиль и т.д.
- Не пытайтесь произносить все слова только в уменьшительно-ласкательной форме. Произносите их полностью.
- Не пытайтесь включать бессмысленные восклицания в каждое предложение: «Ой, какой!» Замените эти слова информативными словами: зеленый, мягкий, шершавый и т.д.
- Прежде чем спрашивать своего ребенка, что он видит на картинке или на какой объект он смотрит, сначала расскажите ему об этом сами. И чем яснее и доходчивее ваше объяснение, тем лучше.
- Играя со своим ребенком, называйте определенные существительные вместо указательного местоимения "это". Например: "Возьмите красный кубик и положите его на синий".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи
Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи...
Домашние задания для родителей детей имеющих тяжелые нарушения речи
Материал позволяет заниматься родителям дома по лексическим темам Домашние птицы, Игрушки, Помещение детского сада...
Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.
Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....
Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи
Консультация для родителей с тяжелыми нарушениями речи...
Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области Аносова Н....
Буклет "Рекомендации для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР) "
Буклет "Рекомендации родителям"...