Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия».
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Утверждено:
на Педагогическом Совете № 1 заведующей МБДОУ № 21
от «30» августа 2021г. «Золотой ключик»
Протокол № ________Ни М. Н.
« » сентября 2021 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию
«Наша Родина - Россия»
Сфера реализации проекта: воспитательно-образовательный процесс и свободная деятельность детей в старшей логопедической группе «Вишенка».
Автор проекта:
Мальцева Ю. В.
Гусевская Н. П.
База проекта:
Воспитанники старшей логопедической группы «Вишенка».
Воспитатель старшей логопедической группы «Вишенка»
Родители воспитанников группы «Вишенка».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2022 г.
г. Шарыпово, 2021 г.
Пояснительная записка:
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, есть потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.
Актуальность:
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, патриотических традиций нашей Родины, формирования у дошкольников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Проект направлен на сохранение памяти о ключевом событии истории России и мировой истории — Великой Отечественной войне; призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины; учит ценить мир.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к родному краю, стране.
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о семье, доме, городе, в котором они живут, о России.
2. Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, архитектуры.
3. Развивать любовь к природе родного края.
4. Обогащать знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн).
5. Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
6. Воспитывать любовь и уважения к своим национальным особенностям.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (ФКЦМ).
Задачи:
1. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).
2. Расширять представления о городах России, знакомить с символами государства.
«Художественно – эстетическое развитие».
Задача:
1. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
2. Развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
«Социально – коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).
2. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
«Речевое развитие»
Задачи:
1. Знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; Россия – Русь; воин - солдат, боец, защитники и т. п.
2. Учить детей составлять связный рассказ о семье, о своем городе, о Родине с опорой на картинно-графический план.
3. Активизировать в речи детей названия достопримечательностей своего города.
4. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии.
«Физическое развитие» (физическая культура).
Задачи:
1. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
2. Расширять представления о родной стране, ее спортсменах, рекордах.
Тип проекта: долгосрочный, информационно - познавательный,
практико - ориентированный.
Продолжительность: сентябрь 2021г – май 2022г.
Ожидаемый результат.
1. Повышение нравственного уровня воспитанников.
2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
3. Преобразование предметно-игровой среды группы.
4. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
5. Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная, конструктивная, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сентябрь 2021г.).
- Выбор темы проекта.
- Разработка перспективного плана.
- Подбор литературы.
2. Основной (октябрь 2021г. – апрель 2022г.)
- Вовлечение детей и родителей в проектную деятельность.
- Реализация проекта.
3. Заключительный (май 2022г.)
- Итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина.
- Обобщение результатов работы.
Продукт для детей: пополнение центра «Мы патриоты»:
коллекция открыток «Города России», куклы в костюмах разных народов России, книги «Животные и птицы России», дидактические игры по патриотическому воспитанию, иллюстрации, альбомы на тему «Мой город», «Наша Родина», «Культура и традиции русского народа», «Гербы городов России», «Наш край», «Москва – столица нашей Родины», «Чем богата Россия?», экскурсии, беседы «Символы России», «Георгиевская лента», «Города России», «Дружба народов России», лэпбук «Наша Родина – Россия», участие в акции «Чистый город», викторина «Родина моя», картотека пословиц о Родине, мини – музей «Русская изба», презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России», «История Московского Кремля», итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина.
Продукт для родителей: анкетирование «Патриотическое воспитание детей», консультации по нравственно – патриотическому воспитанию, фотовыставки, папки – передвижки «Как воспитать маленького патриота», «Мы разные, но мы вместе», «Символы России», «Азбука патриотизма», буклеты «Наша страна Россия, «Герои России», «Я патриот», участие в акции «Чистый город», фотогазета «Я люблю Шарыпово», консультации «Роль сказок в воспитании детей», «Что рассказать детям о пасхе», «Материнские заповеди», «Русская мудрость о воспитании детей», «Масленица».
Продукт для педагогов: мультимедийная презентация проекта в ДОУ, выставка в ДОУ «Наша Родина - Россия», мини – музей «Русская изба».
Развивающая предметно – пространственная среда: центр театрализации, центр сюжетно – ролевых игр, центр ряженья, центр музыки, центр книги, центр двигательной активности, центр творчества, центр природы.
Формы отчетности по выполнению проекта.
1. Аналитический отчет о результатах реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Вишенка»
по проекту «Наша Родина - Россия»
Сроки | Мероприятие | Задачи |
Сентябрь Тема: «Шарыпово – мой город родной» | Беседа «Родина начинается с семьи» | Приобщение детей к традиционным семейным ценностям. |
Рассматривание карты города Шарыпово, иллюстраций «Мой город» | Закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах. | |
Дидактическая игра «Найди на карте…» | Развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты. | |
Разучивание песни Г. Струве «Моя Россия» | Воспитание патриотов России. | |
Дидактическая игра «Узнай наш герб» | Научить детей находить изображение флага и герба России на картинках. | |
Свободная аппликация «Герб Шарыпово». | Учить создавать герб, посредством объемной аппликации. | |
Просмотр видеоролика «Шарыпово - лучший город на земле» | Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине. | |
Октябрь Тема: «Наша страна Россия» | Рассматривание карты России, энциклопедии «Наша Родина Россия». | Расширять знания детей о географии России. |
Чтение: В. Степанов «Моя Родина - Россия». | Обобщать представления детей о многообразии народов нашей Родины. | |
Дидактическая игра «Узнай наш флаг». | Закреплять знания детей о государственном флаге, гербе. | |
Декоративная лепка «Березка – символ России» | Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе. | |
Ноябрь Тема: «Главный город нашей страны» | Рассматривание иллюстраций и книг о Москве. | Расширение представления о достопримечательностях Москвы. |
Беседа об истории праздника «Дня народного единства» | Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям. | |
Просмотр слайдовой презентации «История Московского кремля» | Обобщить сведения о московском кремле. | |
Чтение: «Страна, где мы живем» С. Баруздин, «Родные просторы» С. Тетерин | Формирование у детей нравственно – патриотических чувств. | |
Свободная аппликация «Флаг России» | Формирование представления детей о Родине, знакомство с государственным флагом России, цветом и расположением его полос. | |
Дидактическая игра «Назови достопримечательности Москвы» | Развитие нравственно – патриотических чувств через формирование понятия -Родина. | |
Декабрь Тема: «Быт русского народа» | Беседы: «Русская печка, тройка, гармошка». | Воспитание патриотов России. |
Разучивание подвижной музыкальной игры «Плетень». | Обучать основам народных игр. | |
Беседы: «Как делают валенки», «История появления валенок». | Познакомить детей с процессом изготовления валенок, их назначении и разновидностях. | |
Свободное рисование «Валенки для Деда Мороза». | Приобщение детей к истокам народного декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей. | |
Чтение: С. Тетерин «Символы России» | Закрепить знания государственной символики России, формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской культуре. | |
Январь Тема: «Ты откуда русская зародилась музыка?» | Беседа: «Народный оркестр» | Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. |
Чтение стихотворения поэта Г. Серебрякова «Ты откуда русская, зародилась музыка?» | Познакомить с жанрами русских народных песен и источником их возникновения. | |
Разучивание подвижной игры «Горелки». | Обучать основам народных игр. | |
Декоративное рисование «Русская матрешка» | Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. | |
Февраль Тема: «Природа и животный мир России» | Беседы «Берегите животных», «Пернатые друзья» «Голубые реки России» | Обогатить знания детей о богатстве нашей родины. |
Лото «Животные природы» | Совершенствовать и закреплять умение детей узнавать и называть основных представителей классов животных по отличительным особенностям вида внешнего. | |
Чтение: «Язык змей» — марийская народная сказка. | Познакомить с произведением марийского народа. | |
Свободное рисование «Природа моей страны» | Показать значение целостности окружающего мира, рассказать об образе природы. | |
Игра – конкурс «Знатоки природы» | Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. | |
Март Тема: «Дружба народов России» | Беседы: «Какие народы живут в России», «Кто живет в нашем городе» | Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. |
Дидактическая игра «Чей костюм?» | Ознакомление детей с национальными костюмами народов, проживающих на территории России. | |
Разучивание подвижной игры «Тюбетейка». | Формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры. | |
Коллаж «Дружат дети всей земли» | Расширять и углублять представления детей о нашей многонациональной стране, разных народов; воспитывать у детей патриотизм, любовь к Родине. | |
Объемная коллективная аппликация «Шар Земной» | Развивать фантазию и воображение при создании композиции в аппликации. | |
Апрель Тема: «Мы жители планеты Земля» | Беседы: «Лента времени Земли», «Важные периоды в жизни Земли», «Предки человека», «Первые открытия мира». | Развитие познавательного интереса. |
Беседа «В. Н. Терешкова – первая женщина космонавт» | Включить детей в активное познание истории. | |
Дидактическая игра «Сравни национальные костюмы» | Развивать внимание, умение находить сходства и отличия в национальных костюмах России других стран мира. | |
Заучивание песни «Пусть всегда будет солнце» | Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, воспитывать дружеское отношение друг к другу. | |
Рисование: «Мы маленькие дети на большой планете» | Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. | |
Разучивание подвижной игры «Золотые ворота» | Обучать основам народных игр. | |
Май Тема: «Великая Отечественная война» | Беседа: «9 мая - праздник памяти и славы» | Расширять знания детей о том, как люди защищали страну, как помнят и чтят подвиги своих героев. |
Показ презентации «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»
| Расширить первичные представления детей о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;. | |
Чтение: С. Алексеев «Рассказы о войне» | Познакомить с художественными произведениями о Великой Отечественной войне. | |
Изготовление праздничных открыток и рисунков к 9 мая, цветов для возложения к памятнику. | Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам. | |
Экскурсия к памятнику победителям в ВОВ. | Прививать уважение к памяти павших бойцов | |
Итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина | Воспитание любви и гордости за свою Родину. |
План работы с родителями старшей логопедической группы «Вишенка»
по проекту «Наша Родина - Россия»
Сроки | Мероприятие | Цель |
Сентябрь | 1. Родительское собрание. 2. Представление проекта. 3. Анкетирование «Патриотическое воспитание детей». 4. Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» | Познакомить родителей с понятием нравственно – патриотическое воспитание. |
Октябрь | 1. Папка – передвижка «Как воспитать маленького патриота» 2. Конкурс рисунков «Герб семьи». | Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах патриотического воспитания детей. |
Ноябрь | 1. Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы». 2. Буклет «Наша страна Россия». | Ознакомление родителей с содержанием работы по нравственно – патриотическому воспитанию через проектную деятельность. |
Декабрь | 1. Консультация «Роль сказок в воспитании детей» 2. Конкурс поделок «Мастерская деда Мороза». | Формировать детско-родительские отношения. |
Январь | 1. Папка-передвижка: «Азбука патриотизма». 2. Консультация «Русская мудрость о воспитании детей». | Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, приемах для воспитания нравственно – патриотических качеств у детей. |
Февраль | 1. Презентация «Основы нравственных отношений в семье» (в формате онлайн). 2. Буклет «Герои России». | Повысить уровень информированности родителей о проблеме нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений. |
Март | 1. Фотогазета «Я люблю Шарыпово». 2. Консультация: «Материнские заповеди». | Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах патриотического воспитания детей. |
Апрель | 1. Папка передвижка «Мы разные, но мы вместе» 2. Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России». | Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания. |
Май | Родительское собрание. Представление результатов проекта. | Объединить усилия для развития и воспитания детей. |
Список литературы:
1. Н. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», СПБ, 2010г.
2. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России».
.
3Т. Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества». Производитель: Корифей. Серия: Детский сад. 2010г.
4. Н. В. Алешина «Мое Отечество Россия». М. : Сфера, 2011г.
5. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
6. Е. К. Ривина «Российская символика». Год: 2005 Издание: АРКТИ.
7. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интернет ресурсы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-s-chego-nachinaetsja-rodina-podgotovitelnaja-grupa.html
3. https://compedu.ru/publication/perspektivnyi-plan-raboty-po-patrioticheskomu-vospitaniiu.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-752634.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ "НАША РОДИНА - РОССИЯ"
Расширение знаний о своей Родине через нравственно-патрическое воспитание...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в средней группе «Семицветик»
laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в средней группе «Семицветик»
laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в подготовительной группе «Теремок»
laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша родина Россия"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ ПРОЕКТАДля детей:воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к св...