Консультация для педагогов "Технология логопедического обследования детей с ОВЗ".
презентация

Черентаева Екатерина Олеговна

В последние годы растёт количество детей с задержкой психического развития  и интеллектуальными нарушениями. Уровень речевого развития этих детей низкий. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй.

В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое  логопедическое сопровождение обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология логопедического обследования детей с ОВЗ.

           В последние годы растёт количество детей с задержкой психического развития  и интеллектуальными нарушениями. Уровень речевого развития этих детей низкий. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй.

        В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое  логопедическое сопровождение обучающихся. Нарушение речи у детей с интеллектуальными нарушениями имеют стойкий характер и устраняются с большим трудом.

        Учитывая специфические нарушения познавательной деятельности и состояние психических процессов детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, обследование лучше проводить с использованием разнообразных методов и приемов, стимулирующих познавательную активность (дидактические игры и упражнения, постановка поисковой задачи, наглядный материал).

       Выполнение большинства заданий не требует от ребенка развернутых речевых высказываний, что очень важно при ограниченном словаре и несовершенстве грамматического оформления предложений.

   До начала обследования проводится сбор анамнеза путём беседы с родителями о развитии ребёнка. По возможности выясняется течение беременности, перенесённые заболевания матери, наследственные заболевания родителей. Отмечается протекание родов, перенесённые заболевания, особенности раннего развития.

Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь– медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невропатолога, педиатра, хирурга, окулиста.

 Затем  проводится беседа с ребёнком, в ходе которой  устанавливается контакт  с ним, проводится обследование мимической мускулатуры.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙМУСКУЛАТУРЫ

Приемы

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследования объема и качества движения мышц 

а) нахмурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб.

Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются.

2. Исследования объема и качества движения мышц глаз

а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый,г) подмигнуть.

Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии.

3. Исследования объема и качества движения мышц щек

а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки.

Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека.

4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз

Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радось, в) испуг, г) грусть,

д) сердитое лицо.

Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая.

5. Исследования символического праксиса

а) свист, б) улыбка, в) оскал,

г) плевок, д)цоканье

Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается.

Также проводится обследование артикуляционного аппарата.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИАРТИКУЛЯЦИОННОГОАППАРАТА

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения.

1. Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу)

а) сомкнуть губы,

б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу,

в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удержать позу,

г) сделать хоботок,

д) растянуть губы в улыбке и удержать позу,

е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы,

з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю,

и) многократно произносить губные звуки.

Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.

2. Исследование двигательной организации челюсти

а) широко раскрыть рот (как при [а]) и закрыть его,

б) сделать движение нижней челюстью вправо,

в) сделать движение нижней челюстью влево,

г) движение нижней челюстью вперед.

Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается.

3. Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям

а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5,

б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5,

в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой,

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам,

ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево.

Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются.

4. Исследование двигательной организации мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается),

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс),

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть.

Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются.

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом инструменте-игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги.

Сила и продолжительность выдоха.

Логопедическое сопровождение включает в себя комплексное обследование, которое  состоит из следующих блоков:

 

1 блок. Обследование фонетико-фонематической стороны.

  Фонематический слух;

  Фонематический анализ;

  Фонематический синтез;

  Фонематические представления;

  Слоговая структура слова;

  Звукопроизошение.

2 блок. Исследование лексического запаса.

  Предметный словарь;

  Глагольный словарь;

  Словарь признаков;

3 блок. Исследование грамматической стороны речи.

  Исследование согласования: прилагательных с существительными в роде; прилагательных с существительными в числе; прилагательных с существительными в падеже; существительных с числительными; существительных с притяжательными местоимениями в роде; существительного с глаголом прошедшего времени в роде;

  Исследование предложно-падежных конструкций;

  Исследование навыков словообразования;

  Исследование навыков словоизменения.

4 блок. Исследование связной речи.

  Составление рассказа по представлению;

  Составление рассказа-описания;

  Пересказ прослушанного текста.

    Результаты исследования заносятся в соответствующие таблицы, по которым можно вывести уровень речевого развития по каждому блоку, а затем общий уровень развития речи. Так же по результатам  диагностики разрабатывается программа коррекционно-развивающей работы.

    Диагностика проводится три раза в год. Входная в начале года, промежуточная в середине года для отслеживания динамики и корректирования программы, итоговая в конце года чтобы определить эффективность работы.

Доклад на тему

«Технология логопедического обследования

 детей с ОВЗ»

Подготовил

 учитель-логопед

Черентаева Е.О.

2024


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Процедура и этапы логопедического обследования детей  2-3 лет...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Консультация для родителей: «Логопедическое обследование».

Логопедическое обследование это первый и очень важный этап в обучении ребенка, коррекции его речи.Эта консультация помежет родителям понять этапы и содержание обследования....

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...