Консультация для педагогов "Технология логопедического обследования детей с ОВЗ".
презентация
В последние годы растёт количество детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Уровень речевого развития этих детей низкий. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй.
В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmtehnologiya_logopedicheskogo_obsledovaniya_detey_s_ovz.docx | 33.91 КБ |
tehnologiya_logopedicheskogo_obsledovaniya_detey_s_ovz-szhatyy.pdf | 869.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология логопедического обследования детей с ОВЗ.
В последние годы растёт количество детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Уровень речевого развития этих детей низкий. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй.
В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся. Нарушение речи у детей с интеллектуальными нарушениями имеют стойкий характер и устраняются с большим трудом.
Учитывая специфические нарушения познавательной деятельности и состояние психических процессов детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, обследование лучше проводить с использованием разнообразных методов и приемов, стимулирующих познавательную активность (дидактические игры и упражнения, постановка поисковой задачи, наглядный материал).
Выполнение большинства заданий не требует от ребенка развернутых речевых высказываний, что очень важно при ограниченном словаре и несовершенстве грамматического оформления предложений.
До начала обследования проводится сбор анамнеза путём беседы с родителями о развитии ребёнка. По возможности выясняется течение беременности, перенесённые заболевания матери, наследственные заболевания родителей. Отмечается протекание родов, перенесённые заболевания, особенности раннего развития.
Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь– медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невропатолога, педиатра, хирурга, окулиста.
Затем проводится беседа с ребёнком, в ходе которой устанавливается контакт с ним, проводится обследование мимической мускулатуры.
ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙМУСКУЛАТУРЫ
Приемы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследования объема и качества движения мышц | а) нахмурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб. | Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются. |
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз | а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый,г) подмигнуть. | Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии. |
3. Исследования объема и качества движения мышц щек | а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки. | Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека. |
4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз | Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радось, в) испуг, г) грусть, д) сердитое лицо. | Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая. |
5. Исследования символического праксиса | а) свист, б) улыбка, в) оскал, г) плевок, д)цоканье | Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается. |
Также проводится обследование артикуляционного аппарата.
ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИАРТИКУЛЯЦИОННОГОАППАРАТА
Прием | Содержание задания | Характер выполнения | ||
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1. Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) | а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить губные звуки. | Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается. | ||
2. Исследование двигательной организации челюсти | а) широко раскрыть рот (как при [а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперед. | Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается. | ||
3. Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям | а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. | Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются. | ||
4. Исследование двигательной организации мягкого неба | а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается), б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс), в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть. | Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются. | ||
5. Исследование продолжительности и силы выдоха | а) сыграть на любом инструменте-игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги. | Сила и продолжительность выдоха. | ||
Логопедическое сопровождение включает в себя комплексное обследование, которое состоит из следующих блоков:
1 блок. Обследование фонетико-фонематической стороны.
Фонематический слух;
Фонематический анализ;
Фонематический синтез;
Фонематические представления;
Слоговая структура слова;
Звукопроизошение.
2 блок. Исследование лексического запаса.
Предметный словарь;
Глагольный словарь;
Словарь признаков;
3 блок. Исследование грамматической стороны речи.
Исследование согласования: прилагательных с существительными в роде; прилагательных с существительными в числе; прилагательных с существительными в падеже; существительных с числительными; существительных с притяжательными местоимениями в роде; существительного с глаголом прошедшего времени в роде;
Исследование предложно-падежных конструкций;
Исследование навыков словообразования;
Исследование навыков словоизменения.
4 блок. Исследование связной речи.
Составление рассказа по представлению;
Составление рассказа-описания;
Пересказ прослушанного текста.
Результаты исследования заносятся в соответствующие таблицы, по которым можно вывести уровень речевого развития по каждому блоку, а затем общий уровень развития речи. Так же по результатам диагностики разрабатывается программа коррекционно-развивающей работы.
Диагностика проводится три раза в год. Входная в начале года, промежуточная в середине года для отслеживания динамики и корректирования программы, итоговая в конце года чтобы определить эффективность работы.
Доклад на тему
«Технология логопедического обследования
детей с ОВЗ»
Подготовил
учитель-логопед
Черентаева Е.О.
2024
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое обследование детей
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
Процедура и этапы логопедического обследования детей 2-3 лет...
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...
Консультация для родителей: «Логопедическое обследование».
Логопедическое обследование это первый и очень важный этап в обучении ребенка, коррекции его речи.Эта консультация помежет родителям понять этапы и содержание обследования....
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...