«Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Памятка для воспитателей подготовительных к школе групп по формированию универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_zavtra.doc | 152.5 КБ |
pamyatka_zavtra.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпосылки личностных УУД: УМЕНИЯ: -осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; -соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; Формирование: -познавательной и социальной мотивации; -адекватной самооценки; -умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.; - способности учитывать чужую точку зрения; -воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.) Виды заданий для формирования личностных УУД
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; творческие задания– повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; Предпосылки коммуникативных УУД: -потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; -владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; -строить монологичное высказывание и диалоговую речь; -желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по общению; -умение слушать собеседника. -умение ставить вопросы; обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. -формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; Виды заданий для формирования УУД для коммуникативных: можно предложить следующие виды заданий: «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее; составление диалога (работа в парах) –можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво); обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения; групповая работа –любая (совм./групп.) работа формирует коммуникативные УУД; «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку. «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию. | Предпосылки познавательных УУД: Навыки сформированности сенсорных эталонов; ориентировка в пространстве и времени; УМЕНИЕ: -применять правила и пользоваться инструкциями; - (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. -осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; - выделять существенные признаки объектов; - устанавливать аналогии на предметном материале; -моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); - производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; - производить анализ и синтез объектов; - устанавливать причинно-следственные связи. - применять правила и пользоваться инструкциями; - ориентироваться в книге; - листать книгу вперёд-назад с определённой целью; -находить нужную страницу; -ориентироваться по условным обозначениям в книге; - работать по иллюстрации (рассмотрение -иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.); пользоваться простейшими инструментами. -ориентировка в пространстве и времени. Виды заданий для формирования познавательных логических УУД классификация– детям предлагается распределить какие-то объекты по группам; анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы; синтез– объединение отдельных компонентов в целое; сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах; обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; сериация– установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. Подбор подходящего– необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет; прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца; работа с разного вида таблицами– детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.; знаки и символы – умение работать со знаками и символами; работа со схемами, составление схем-опор; решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием; установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом». Составитель: Болзина В.П., воспитатель высшей кв. категории | Предпосылки регулятивных УУД: УМЕНИЯ: -осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; -видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; -планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; - контролировать свою деятельность по результату; - адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - работать по инструкции взрослого; -удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; -готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; -правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – -сформированность мелкой моторики рук. Виды заданий для формирования предпосылок регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; взаимный диктант (задание)– работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания; заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку и др. наизусть; «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы; контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Метелица» «Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста» ПАМЯТКА для воспитателей
г.Новый Уренгой 2024 |
Предварительный просмотр:
Предпосылки личностных УУД: УМЕНИЯ: -осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; -соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; Формирование: -познавательной и социальной мотивации; -адекватной самооценки; -умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.; - способности учитывать чужую точку зрения; -воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.) Виды заданий для формирования личностных УУД
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; творческие задания– повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; Предпосылки коммуникативных УУД: -потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; -владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; -строить монологичное высказывание и диалоговую речь; -желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по общению; -умение слушать собеседника. -умение ставить вопросы; обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. -формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; Виды заданий для формирования УУД для коммуникативных: можно предложить следующие виды заданий: «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее; составление диалога (работа в парах) –можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво); обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения; групповая работа –любая (совм./групп.) работа формирует коммуникативные УУД; «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку. «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию. | Предпосылки познавательных УУД: Навыки сформированности сенсорных эталонов; ориентировка в пространстве и времени; УМЕНИЕ: -применять правила и пользоваться инструкциями; - (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. -осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; - выделять существенные признаки объектов; - устанавливать аналогии на предметном материале; -моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); - производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; - производить анализ и синтез объектов; - устанавливать причинно-следственные связи. - применять правила и пользоваться инструкциями; - ориентироваться в книге; - листать книгу вперёд-назад с определённой целью; -находить нужную страницу; -ориентироваться по условным обозначениям в книге; - работать по иллюстрации (рассмотрение -иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.); пользоваться простейшими инструментами. -ориентировка в пространстве и времени. Виды заданий для формирования познавательных логических УУД классификация– детям предлагается распределить какие-то объекты по группам; анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы; синтез– объединение отдельных компонентов в целое; сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах; обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; сериация– установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. Подбор подходящего– необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет; прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца; работа с разного вида таблицами– детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.; знаки и символы – умение работать со знаками и символами; работа со схемами, составление схем-опор; решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием; установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом». Составитель: Болзина В.П., воспитатель высшей кв. категории | Предпосылки регулятивных УУД: УМЕНИЯ: -осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; -видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; -планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; - контролировать свою деятельность по результату; - адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - работать по инструкции взрослого; -удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; -готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; -правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – -сформированность мелкой моторики рук. Виды заданий для формирования предпосылок регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; взаимный диктант (задание)– работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания; заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку и др. наизусть; «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы; контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Метелица» «Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста» ПАМЯТКА для воспитателей
г.Новый Уренгой 2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
материал из опыта работы по теме проекта...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...
Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений.
Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Забавные фокусы":Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных...
План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и у...